Православие в Казахстане. Митрополичий Округ. Официальный сайт.

В Астане состоялась встреча митрополита Александра с Послом Австрии
Премьер-министр Эстонии Андрус Ансип посетил Вознесенский собор Южной столицы
Астана және Қазақстан митрополиті Александрдың Атырау облысының басқарушыларымен кездесуі өтті
Завершился II Детско-юношеский Фестиваль Земли Семиречья
В праздник Рождества Богородицы Глава Казахстанского Митрополичьего Округа возглавил духовные торжества в Караганде
Состоялась онлайн-конференция руководителей социальных отделов епархий Православной Церкви Казахстана
В митрополичей резиденции в Астане освящен домовый храм
«Святейший Патриарх Гермоген – мученик и патриот»
Тезоименитство митрополита Астанайского и Казахстанского Александра
Митрополит Александр вручил юбилейные медали «В память 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года» сотрудникам Астанайского епархиального управления

Алматинская - Феодоровская икона Божией Матери

Print PDF

Алматинская - Феодоровская икона Пресвятой Богородицы является точным списком святыни православного мира, великой Всероссийской святыни, Чудотворной Феодоровской иконы.

Алматинская - Феодоровская икона Пресвятой Богородицы является точным списком святыни православного мира, великой Всероссийской святыни,  Чудотворной Феодоровской иконы.

Чудотворная Феодоровская икона является одной из древнейших икон России. На Русь она прибыла из Византии.  Первые летописные известия о ней относятся к XII веку. Уже в это время она благоговейно чтится жителями старинного поволжского города Городец, в котором  был основан мужской монастырь, именовавшийся Богородице – Феодоровским; чудотворный образ являлся главной святыней обители до 1239 года – до того момента, когда монголо – татарские захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города.

По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святаго благоверного и великого князя Александра Невского, и именно этой иконой  в 1239 году великий князь Ярослав (Феодор) Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. Изображение св. мученицы Параскевы Пятницы можно видеть на оборотной стороне иконы.

Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме местному  князю Василию Ярославичу, младшему брату святого князя Александра Невского, совершилось в конце 50-х – начале 60-х годов XIII столетия. Древний исторический памятник описывает эти события следующим образом:  накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках (в воине многие узнали великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы). На следующий день, 16 августа (по старому стилю), князь Василий Ярославич обнаружил эту икону на ветвях дерева у речки Запрудни, близ Костромы.

Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора, по причине чего и стала впоследствии именоваться Феодоровской. Позднее образ Царицы Небесной перенесли в воздвигнутый князем Василием Успенский собор, ставший кафедральным храмом города; здесь икона, сразу же после своего явления прославившаяся многими чудотворениями и исцелениями, пребывала до 1929 года.

В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено ежегодное празднование, совершаемое 29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора  к храму Спаса–на–Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в XX веке, была возрождена в 1990 году.

Чудотворная икона неотступно пребывала в Костроме, получив вскоре известность во всех пределах государства Российского.  Здесь перед ней молились святой  князь Димитрий Донской, победитель Мамая,  его сын Василий Димитриевич, другие великие князья и самодержцы. Паломничество к святыне совершали множество паломников.

14 марта (по старому стилю) 1613 года в Костромском Свято-Троицком Ипатиевском монастыре боярин Михаил Федорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским Собором на престол государства Российского. С этого времени Феодоровский образ Божией Матери стал особо чтимой святыней Царственного дома Романовых, а в память о событиях 1613 года было установлено еще одно празднование иконе – 27 марта (по новому стилю).

С этого момента Кострома стала   «колыбелью дома Романовых» и местом паломничества  Русских царей, Российских императоров и представителей Царствующего Дома.  Все они считали своим священным долгом поклониться   чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы.

В 1613 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетили святые царственные страстотерпцы – последний русский император Николай Александрович и его августейшая семья. Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династии Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, а также в том, что переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна», свидетельствуя таким образом свою веру в то, что Сама Пресвятая Богородица становится их Восприемницей и Покровительницей

В годы гонений на Церковь в XX столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен и сохранялась как церковная святыня (учитывая ее выдающуюся культурно-историческую значимость, это уникальный случай    в новейшей истории Русской Православной Церкви).

В 1929 году Успенский кафедральный собор Костромы был закрыт и впоследствии полностью разрушен. Чудотворная святыня переходила из храма в храм, пока, наконец, в 1991 году не водворилась в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе города Костромы. Сестры Богоявленско-Анастасииного монастыря (на территории которого располагается собор) с 1991 года ведут летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы; к настоящему времени таких событий зафиксировано более ста.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери традиционно  почитается православным народом как покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах.

С 2001 года была возрождена традиция принесения Феодоровской иконы в разные города России. Святыня посетила Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань, Иваново, Тверь, Архангельск и Соловетские острова, Белгород, Воронеж, Саратов, Самару, Пермь, Кемерово, Краснодарский край, Республику Адыгею, а также Дальний Восток России: Камчатку, Сахалин, Владивостокскую, Хабаровскую и Благовещенскую области, город Биробиджан.

Осенью 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по приглашению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Киевского и всея Украины Владимира Феодоровская икона принимала участие в проведении Всеукраинского крестного хода, который прошел по 40 крупным и малым городам Украины и собрал более восьми миллионов человек.

К чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы совершали паломничество первый президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин, Президенты РФ  В. В. Путин и Д. А. Медведев

С 28 января по 1 февраля 2009 года чудотворная Феодоровская икона пребывала в кафедральном соборе Храме Христа Спасителя города Москвы на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. В присутствии этой святыни состоялись избрание и интронизация нового Предстоятеля Русской Православной Церкви – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В 2010 г. по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра, назначенного Управляющим Астанайской и Алмаатинской епархией, был изготовлен точный список, «мера в меру», чудотворной Феодоровской иконы, который был освящен перед явленным образом. Список получил имя: Алматинская - Феодоровская икона. Отныне эта святыня находится в Вознесенском кафедральном соборе города Алматы.

Христианство в Казахстане