Православие в Казахстане. Митрополичий Округ. Официальный сайт.

Председатель Агентства Республики Казахстан по делам религий К.К. Лама Шариф посетил Усть-Каменогорскую епархию
В память 75-й годовщины начала Большого террора митрополит Александр совершил заупокойное богослужение
Посол Казахстана в России посетил Представительство Казахстанского Митрополичьего Округа в Москве
Православный Кокшетау встретил мощи святителя Спиридона
Бішкек және Қырғыз епископі  Феодосий Литургияны Серафимо- Феогност пустынясында өткізді
Қазақстанның Православиелік Қауымының қажылық тобы Афон тауына барды
Глава Казахстанского Митрополичьего Округа встретился с главами и представителями дипломатических миссий, аккредитованных в Республике Казахстан
Прошли вступительные экзамены в Алматинскую духовную семинарию
Встреча Главы Митрополичего Округа с послом США
Священноначалие Митрополичьего Округа приняло участие в приеме, посвященном Дню народного единства и 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года

В Иверско-Серафимовском монастыре отметили память преподобномучеников Серафима и Феогноста Алма-Атинских

Print PDF

В Иверско-Серафимовском монастыре отметили память преподобномучеников Серафима и Феогноста Алма-Атинских11 августа 2017 года – день памяти святых преподобномучеников Серафима и Феогноста Алма-Атинских, Аксайских.

 

 

 

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную Литургию в Свято-Матронинском храме Иверско-Серафимовского женского монастыря города Алма-Аты.

Предстоятелю Православной Церкви Казахстана сослужили: руководитель издательского отдела Казахстанского Митрополичьего округа архимандрит Иосиф (Еременко); проректор Алма-Атинской православной духовной семинарии протоиерей Александр Милованов; клирик Вознесенского кафедрального собора иеромонах Роман (Чистяков); настоятель Александро-Невской церкви села Саймасай (бывш. Александровка) иерей Роман Клюев; руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, диаконский чин.

Песнопения Литургии исполнял хор Софийского собора под управлением О. Шульженко.

Для молитвенного поклонения и духовного укрепления верующих в храм доставили ковчег с частицами мощей преподобномучеников Серафима и Феогноста.

За богослужением молились: секретарь Митрополичьего округа, Заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников, настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители, сотрудники Алма-Атинского епархиального управления.

Проповедь перед причастием произнес архимандрит Иосиф (Еременко).

В завершение Божественной Литургии было совершено славление святым преподобномученикам Серафиму и Феогносту перед ковчегом с честными останками страдальцев Христовых.

Глава Митрополичьего округа обратился к прихожанам со словом назидания и преподал молящимся для лобзания напрестольный крест.

 



Житие преподобномучеников Серафима и Феогноста Алма-Атинских

С целью распространения Православной веры в Туркестанском крае и духовного просвещения азиатских кочевников Преосвященный епископ Александр (Кульчицкий) в 1882 году основал на берегу Иссык-Кульского озера мужской Свято-Троицкий миссионерский монастырь.

В начале ХХ столетия, в монастырь из Рождество-Богородицкой Глинской пустыни Курской епархии были приглашены несколько иноков, в числе которых были монахи Серафим, Феогност и Анатолий. Известно, что они были образованные иноки, ведущие высокую подвижническую жизнь. Кроме того, отец Серафим был наделён иконописным талантом и имел прекрасный певческий голос, отец Анатолий был замечательным певцом и незаурядным регентом, отец Феогност имел хорошие административные способности.

В Свято-Троицком монастыре Глинские иноки сблизились с монахами Пахомием и Ираклием. В настоящее время не представляется возможным с точностью установить биографические данные Казахстанских подвижников и фактическую сторону описываемых событий. Достоверно известно лишь то, что к 1909 году монахи Серафим и Анатолий были призваны в кафедральный город Верный, где удостоились получить священный сан и несли своё служение в Успенской церкви Туркестанского архиерейского дома, за которое в 1912 году были удостоены права ношения набедренника. Также они духовно окормляли недавно основанную Иверско-Серафимовскую женскую обитель.

В 1916 году иеромонах Анатолий управлял архиерейским хором в Вознесенском кафедральном соборе города Верный.

После событий, потрясших Верный – прихода в марте 1918 года к власти большевиков и расстрела епископа Пимена (Белоликова), монахи ушли в горы и в 8-ми верстах от города, в горном урочище Медео создали скит на сопке Мохнатой. Иеромонах Серафим обустроил в нём церковь, вырытую в склоне горы. Позже этот скит был отдан ими монахиням, а братия решила искать более уединённого места. Такое место нашли они на горе Кызыл-Жар. Там ими были поставлены кельи, вырыты пещеры, создана церковь.

Отец Пахомий до 1916 года был также переведён в город Верный и дальнейший его путь Господь связует с Глинскими подвижниками Серафимом и Анатолием. Монах Ираклий, иеромонахи Феогност и Пахомий оставались в Иссык-Кульском монастыре до 1919 года. Отец Феогност в том же году был утверждён там в должности благочинного и помощника духовника для мирян. После нападения киргизов на монастырь в 1916 году, было замучено много престарелых монахов. В 1919 году монастырь был закрыт.

Духовником скита был иеромонах Серафим (Богословский). Родился он в город Глухове в 70-е годы. Мирское имя его Александр. Отец его, Евфимий, был управляющим у помещика. Мать Мария была женщина кроткая и благочестивая, непрестанно посещавшая храм Божий. В семье было двое детей – Саша и его старшая сестра. Матери его было открыто Богом, что её сын примет мученическую кончину. Когда он был ещё мальчиком-гимназистом, она, как-то проснувшись утром, плакала и говорила: «Сын мой, я видела во сне, что ты будешь мучеником». Она непрестанно о нём плакала, а он очень любил и жалел её. Как-то он играл на баяне и пел церковные песнопения. Мать слушала. Вдруг он заметил, что она плачет и спросил: «Мама, что ты плачешь?» Она отвечала, что во время его пения она видела венец над его головой, и ангелов с ним, и опять повторила, что кончина его будет мученической. Эти слова матери глубоко запали в его душу. Александр же так рассуждал: «Если кончина моя будет мученической, что искать мне в миру!». И, достигнув юношеского возраста, удалился в Глинскую пустынь.

Проживая в Глинской пустыни отец Серафим имел своим духовником помощника братского духовника иеромонаха Домна (Аггеева), духовная связь с которым не прекращалась и после его кончины.

В 1921 году в Кызыл-Жарский скит приехали трое красноармейцев на лошадях с ружьями. Отец Серафим угостил их чаем и положил спать. Сам он не спал, читал правило. Под утро красноармейцы подошли к нему, наставили ружье в спину и выстрелили. Он успел крикнуть: «Анатолий!». Затем красноармейцы по дорожке пошли к отцу Феогносту, который по ночам обычно молился в пещере. Устав от ночной молитвы, он прилёг в своей келии отдохнуть. Как лежал он, скрестив на груди руки, так и остался – они выстрелили ему в сердце.

На другой день приехала милиция. Место осмотрели и разрешили хоронить. Вырыли могилу, покрыли её досками и без гробов, завернув монахов в мантию, похоронили. Могила преподобномучеников Серафима и Феогноста в Аксайском ущелье всегда почиталась верующими. В 1991 году на ней был установлен поклонный крест и затем возведена часовенная сень. Известно немало случаев исцелений и чудес, происходящих на могиле преподобномучеников. В 1996 году на месте Кызыл-Жарского скита открылся мужской монастырь – Аксайская Серафимо-Феогностовская пустынь.

Прославлены в 1993 году как местночтимые святые Алма-Атинской епархии. Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Мощи преподобномучеников Серафима и Феогноста были обретены по благословению архиепископа Астанайского и Алматинского Алексия (ныне митрополит Тульский и Ефремовский) 16 июля 2001 года.

 

Христианство в Казахстане