Православие в Казахстане. Митрополичий Округ. Официальный сайт.

«Религиозная свобода - есть самое благоприятное условие для проповеди истины Христовой»

Печать PDF

Глава Митрополичьего Округа Русской Православной Церкви Казахстана, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр дал интервью газете «Казахстанская Правда»

Глава Митрополичьего Округа Русской Православной Церкви Казахстана, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр дал интервью газете «Казахстанская Правда».

-Ваше Высокопреосвященство, 26 июля 2010 года в Киеве было принято историческое решение Священного Синода об образовании Митрополичьего Округа Русской Православной Церкви. Вы назначены его  Главой.

 

 

-Действительно, на последнем заседании Священного Синода Русской Православной Церкви состоялось судьбоносное для Казахстана событие – было принято  решение об образовании новой канонической структуры нашей Церкви, включающей в себя три епархии, расположенные на территории Республики Казахстан.

Решение об учреждении Митрополичьего Округа в Казахстане было принято на Священном Синоде в 2003 году. Тогда же Синод благословил подготовить необходимые юридические документы для придания этому Округу официального канонического статуса.

Новый импульс в создании Округа был дан после пастырского визита в Казахстан Предстоятеля нашей Церкви, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в январе 2010 года.  Весной этого года, назначая меня в Казахстан на новое церковное послушание, Святейший Патриарх поставил  четкую задачу: в кратчайшие сроки завершить подготовку документов для юридической регистрации Митрополичьего Округа. К июльскому Синоду были подготовлены два документа: гражданский Устав Митрополичьего Округа (данный Устав предусматривает и второе, равнозначное наименование Округа: Православная  Церковь  Казахстана),  и  внутреннее Положение о Митрополичьем Округе Русской Православной Церкви в Республике Казахстан.

На ближайшем Архиерейском Соборе будут внесены соответствующие дополнения  в канонический Устав Русской Православной Церкви.

-Что будет представлять из себя Митрополичий округ?

-В соответствии с каноническим Уставом, епархии Русской Православной Церкви могут быть объединены по национально-региональному принципу, либо - в самоуправляемые Церкви или в Экзархаты. Это прописано соответственно в VIII и IX главах  Устава.

Митрополичий Округ будет представлять собой новую каноническую структуру Церкви с правами самостоятельности. В Округе будет действовать Синод, принимающий решения, касающиеся  жизни Православной Церкви Казахстана. При Синоде предполагается создать Управление делами. Синод Округа представляет в Священный Синод Русской Православной Церкви кандидатуры настоятелей монастырей, ректоров богословских школ, выходит с инициативой создания новых церковных организаций.

-12 августа Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев  в личной встрече поздравил Вас с возведением в сан Митрополита и назначением главой Православной Церкви Казахстана.

-12 августа состоялось очень важная встреча с Президентом Республики Казахстан. Это была первая содержательная рабочая встреча, во время которой нам удалось обсудить многие насущные вопросы, касающиеся духовной жизни Православной Церкви в Казахстане и  межрелигиозного сотрудничества. Я информировал Президента о двух главных проектах, к осуществлению которых мы приступаем: строительство административного и духовно-культурного центра Митрополичьего Округа в Астане и организация Алматинской Духовной семинарии.

Президент Республики  с пониманием отнесся к этим начинаниям и выразил поддержку строительству православного центра в молодой столице Казахстана, в Астане - в городе, который является его любимым детищем, и о всестороннем развитии которого он непрестанно заботится.

Другим важнейшим вопросом моей беседы с Президентом стало обсуждение проблем межрелигиозного сотрудничества. В 2012 году в Астане пройдет IV саммит мировых религий. Мы очень надеемся, что этот высокий Форум возглавит Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

-Известно, что в некоторых православных кругах   осуждается участие иерархов Церкви в подобного рода мероприятиях, собирающих  представителей разных мировых религий.

-Хочется сказать, что люди, которые занимают такую позицию, не видят  дальше своего двора, своего плетня. Им незнакомы  проблемы православных людей, живущих в сопредельных  государствах, в частности, в странах, в которых ведущей религией является ислам.  А между тем, от того, насколько активно и содержательно мы в Казахстане будем принимать участие в совместных миротворческих проектах с лидерами ислама и традиционных христианских конфессий, зависит  будущее огромного количества православных людей – речь идет почти о четырех миллионах  казахстанской паствы.

Сегодня я ощущаю весь груз ответственности, который лежит на мне, как Главе Православного Округа. Эта ответственность распространяется и на духовную жизнь православных верующих. Пастырям Церкви необходимо пребывать в напряженных трудах, чтобы оградить народ Божий от многочисленных  опасностей, в том числе, от проявлений экстремизма. Нам необходимо всемерно поддерживать религиозные свободы и принципы мирного устроения жизни, которые торжествуют в нашей молодой Республике, в течение 20-ти лет уверенно возглавляемой мудрым руководителем – лидером нации, Президентом Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым.

-Можно ли утверждать, что курс, проводимый первым Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым, пользуется поддержкой у православного населения Республики?

-Да, об этом можно говорить с уверенностью. Президент Назарбаев практически в каждой своей программной речи провозглашает достижение мира и согласия в многонациональном и многоконфессиональном обществе Казахстана приоритетной задачей своей внутренней политики.

Президент принимает участие в значимых событиях духовной жизни Православной Церкви в Казахстане. Наша первая встреча с ним состоялась 2 июля после чина великого освящения Свято-Никольского храма в городе металлургов, Темиртау. Президент доброжелательно беседовал с православными жителями этого города, он поставил свечу за процветание Казахстана перед храмовой иконой. Затем он обратился ко мне со словами приветствия, побеседовал с духовенством, вышел на улицу и в присутствии собравшихся   вручил настоятелю ключи от нового автомобиля ГАЗель.

Казахстан - молодая Республика, в которой свободно себя чувствуют люди разных национальностей и вероисповеданий. Мы, православные, можем это только приветствовать – потому что именно религиозная свобода есть самое благоприятное условие для нашей проповеди истины Христовой.

Свобода для многих людей может обернуться искушением: нельзя  скрыть печальный факт наличия в Казахстане самых разнообразных религиозных  сект.  Но в этом отчасти и наша недоработка – когда крещенные по рождению люди уходят, скажем, к иеговистам или в протестантские секты радикальной направленности.

-Следует ли понимать, что религиозность людей в Казахстане в целом  выше, чем в Российской Федерации?

-Опыт первых месяцев служения на земли Казахстана позволяет сделать однозначный вывод - это  так.  По всей видимости, причина высокой религиозности здесь славянского населения в следующем: на протяжении первой половины XX века Казахстан был либо местом добровольного переселения, либо местом ссылки лучших людей России. Сюда приезжали активные и целеустремленные казаки,  сюда ссылались трудолюбивые зажиточные крестьяне,  сюда изгонялась российская интеллигенция, сохраняющая религиозное мировоззрение.

Мне никогда не приходилось видеть в России такого количества прихожан в день православной Пасхи. Народ здесь очень доброжелательный, отзывчивый, живо интересуется религиозными вопросами. Повторюсь, что, к сожалению, в городах очень много сектантов. Количество открытых протестантских молитвенных домов  в целом по Казахстану не уступает количеству православных храмов. Но мы уже имеем примеры обращения в православную веру целых протестантских общин во главе со своими бывшими пасторами, некоторые из которых впоследствии становятся православными священниками.

-Вы в течение многих лет возглавляете православное молодежное служение в нашей Церкви. Какова, на Ваш взгляд,  специфика этого служения в условиях суверенного Казахстана?

-В Казахстане практически каждый православный храм старается иметь  воскресную школу. И эта воскресная школа активно посещается детьми. Поэтому, как мне пришлось убедиться, самые эффективные проекты в сфере молодежного служения – это проекты, осуществляемые на базе  воскресных школ. В июне месяце мы провели в живописном месте, близ города Талдыкорган Алматинской области, Фестиваль православных воскресных школ « Духовный сад Семиречья». Практически каждый храм в больших и малых городах Казахстана может представить полноценную художественную программу, подготовленную силами детей и молодежи, включающую в себя драматический спектакль,  сложные хоровые произведения и даже цирковые  номера.

Важнейшее направление деятельности Митрополичьего Округа  – добиться того, чтобы абсолютно при каждом православном храме был создан духовно-культурный центр.  В Казахстане русские люди инстинктивно тянутся  к храму, собираются вокруг него. Часто занятия с детьми и молодежью проходят в совсем неприспособленных для этого помещениях: ветхих сторожках, подвалах. Но люди не хотят уходить из храма после воскресных богослужений. Здесь они ощущают себя по настоящему дома, в атмосфере родной русской религиозной культуры.

-В Алматы создана новая Духовная семинария… 

-В Киеве на Священном Синоде, 26 июля, было принято решение о создании Алматинской Духовной семинарии. Ее ректором стал архимандрит Геннадий (Гоголев), избранный епископом Каскеленским. Отец Геннадий в течение 15 лет возглавлял Костромскую Духовную семинарию, имеет большой опыт организационной и педагогической деятельности. Можно с уверенностью утверждать, что создание семинарии в Алматы – насущнейшая необходимость. В настоящее время более полусотни уроженцев Казахстана получают духовное образование в российских семинариях, и мало кто из них вернется для прохождения своего пастырского послушания в Казахстан.  Ситуацию необходимо в корне  исправлять. В созданной семинарии будут приняты программы в соответствии с требованиями Болонского процесса: 4-летняя программа бакалавриата и 2-летняя – магистратуры. Нам предстоит много потрудиться для того, чтобы семинария стала полноценным учебным заведением. Планируется построить новый учебный корпус и храм на выделенной для семинарии площади (Митрополии выделена территория 1,2 га). Убежден, что Алматинская Духовная семинария станет не только местом, где получают образование будущие священники, но и настоящим  интеллектуальным и духовным центром православной Алматы и всего Казахстана.

-Будет ли изменена карта православных епархий Казахстана?

-Практика показывает, что карта епархий нуждается в существенном изменении. В Казахстане появятся новые православные епархии. Этого требуют обстоятельства церковной жизни: большая удаленность друг от друга приходов и епархиальных центров. Мы внимательно изучаем ситуацию, собираем статистические сведения о православной пастве в различных городах и селах Казахстана, и в ближайшее время представим на рассмотрение Священного Синода и Святейшего Патриарха предложения по дальнейшему развитию церковной жизни в Митрополичьем Округе Русской Православной Церкви в Республике Казахстан.

-Ваше Высокопреосвященство, разрешите пожелать Вам успехов на поприще Вашего нового ответственного служения в качестве главы Митрополичьего Округа – Митрополита Астанайского и Казахстанского.

журналист: Валентина Фиронова

 

 

Читайте так же:

Христианство в Казахстане