Православие в Казахстане. Митрополичий Округ. Официальный сайт.

Навечерие Богоявления в старейшем храме Южной столицы

Печать PDF

Навечерие Богоявления в старейшем храме Южной столицы18 января - Навечерие Богоявления Господня (Крещенский сочельник). 
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр возглавил праздничное богослужение - вечерню в соединении с Божественной Литургией святителя Василия Великого в храме в честь Казанской иконы Божией Матери г. Алма-Аты.

Главе Православной Церкви Казахстана сослужили: настоятель храма протоиерей Константин Ошлаков; клирики Вознесенского кафедрального собора игумен Феодосий (Белобородов) и протоиерей Александр Соколов; руководитель информационного отдела Митрополии протоиерей Евгений Иванов; протодиакон Георгий Засыпкин; руководитель протокола Митрополита диакон Роман Головин, клирики храма.

По окончании Литургии митрополит Александр в сослужении духовенства совершил чин Великого освящения воды.

После завершения богослужения в старейшем храме Южной столицы заместителю Председателя Ассамблеи народов Казахстана С.А. Терещенко была вручена высокая награда Синода Православной Церкви Казахстана - орден «Ал?ыс» («Благодарность»).

"Праздник, который мы с вами молитвенно отмечаем сегодня, имеет три наименования: Богоявление, Крещение и Просвещение. Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Живоначальная Троица. Бог Отец глаголал с небес о возлюбленном Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Крещением этот день именуется, поскольку Сын Божий погрузился в воды Иордана и освятил всю водную стихию, обновил Свое творение. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить "седящих во тме и сени смертней" и спасти человеческий род от греха, проклятия и смерти.
В этот день по уставу святой Церкви и в храмах и на открытых водоемах совершается Великое освящение воды в память о Крещении Спасителя. Мы имеем от Господа драгоценный духовный дар, великую святыню - воду святого Богоявления. Вода, освященная в Навечерие Крещения Господня и в сам праздник, называется в Православной Церкви великой Агиасмой - великой Святыней. К этой освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение, бережно хранят ее на протяжении всего года в своих домах, близ святых икон.
Эту святыню все православные христиане употребляют для окропления храмов и жилищ, как лекарство от душевных и телесных болезней, средство в борьбе с грехом".

Из проповеди митрополита Александра.

Канун, то есть день, предшествующий празднику Богоявления, называется сочельником, потому что, ввиду важности празднуемого в наступающий день священного события, церковным уставом предписывается строгий пост; в пищу дозволяется употребление только сочива – простой пищи из вареных круп и овощей.

Особенность Богослужения этого праздника составляет Великое освящение воды, совершаемое после Литургии. В некоторых церквах водоосвящение бывает на реках, источниках и озерах, куда священнослужители выходят крестным ходом, в воспоминание крещения Господа Иисуса Христа в реке Иордане.
Чин Великого освящения воды в праздник Богоявления Господня по традиции совершается дважды — накануне праздника, в день навечерия, и в сам день праздника Крещения Господня.

Великое освящение воды восходит к глубокой древности, к первым временам Церкви.

Вода, освященная в навечерие праздника и в самый праздник Богоявления, называется великой агиасмой, то есть великой святыней, потому что чрез наитие Духа Божия она восприяла в себе великую, Божественную и чудодейственную силу. Поэтому эта вода имеет важное и обширное употребление у христиан. Ею окропляются жилища и рабочие места в навечерие и праздник Богоявления; верующие могут употреблять ее во всякое время с великим благоговением, вкушают до принятия пищи, заботливо хранят ее в течение года, окропляются ею во здравие души и тела. Ее употребляет Церковь при освящении храмов, при освящении артоса в день Пасхи. Эту же богоявленскую воду вместе с просфорой, Церковь определила давать тем, кто не имеет возможности причащения Святых Таин Тела и Крови Христовой и тем, которые отлучены от причащения Святых Таин. Наконец, Церковь употребляет ее при освящении разных веществ, чем-либо оскверненных.

О чудесных свойствах богоявленской воды говорит великий учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст: «В этот праздник почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год. Cущество этой воды не портится от про­должительности времени, но целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею и, после столь долгого времени, не уступает водам, только что взятым из источников».

Навечерие Богоявления в старейшем храме Южной столицыНавечерие Богоявления в старейшем храме Южной столицыНавечерие Богоявления в старейшем храме Южной столицыНавечерие Богоявления в старейшем храме Южной столицыНавечерие Богоявления в старейшем храме Южной столицыНавечерие Богоявления в старейшем храме Южной столицыНавечерие Богоявления в старейшем храме Южной столицыНавечерие Богоявления в старейшем храме Южной столицы Навечерие Богоявления в старейшем храме Южной столицы 

Навечерие Богоявления в старейшем храме Южной столицыНавечерие Богоявления в старейшем храме Южной столицыНавечерие Богоявления в старейшем храме Южной столицыНавечерие Богоявления в старейшем храме Южной столицыНавечерие Богоявления в старейшем храме Южной столицы 

Христианство в Казахстане