Православие в Казахстане. Митрополичий Округ. Официальный сайт.

Интервью с митрополитом Боржомским и Бакурианским Серафимом (Джоджуа)

Печать PDF

Интервью с митрополитом Боржомским и Бакурианским Серафимом (Джоджуа)В конце сентября Казахстан посетила Великая святыня Русского Зарубежья Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение». В составе делегации, сопровождавшей икону на Казахстанской земле, были гости из Грузинской Православной Церкви. Руководитель грузинской делегации Митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим (Джоджуа) поделился своими впечатлениями о пребывании в Казахстане

 с корреспондентом журнала «Свет Православия в Казахстане».

Владыка, расскажите о жизни Православной Церкви в Грузии.

Также, как и в России, и в Казахстане, у нас в Грузии в последние 15-20 лет церковная жизнь налаживается. Люди начали приходить в Церковь, открываются новые монастыри, храмы, восстанавливаются сельские церкви. Боржомская и Бакурианская епархия, которую я возглавляю, сравнительно молодая, хотя на территории епархии есть церкви X и XII века, которые мы восстановили. У нас есть церковь, куда заходила и молилась царица Тамара, она чудом сохранилась, ее построил личный военачальник царицы.
Недавно мы восстановили церковь IX века, которая была разрушена турками. Это трехнефная базилика и во время ремонтных работ мы обнаружили в алтаре и под земляным полом кости тех грузинских монахов, которые там подвизались.
Строительство церквей, желание людей общаться со священниками - это очень трогательно. И мы замечаем, что современное молодое поколение предано Богу, своему народу и с ним легко общаться.

Много ли приходит в храмы молодежи?

Да, молодежи приходит много. По моему личному наблюдению, в провинции больше молодежи тянется к Церкви, потому что она воспитана на традиционных ценностях, в лоне семьи. Эти молодые люди стараются жить по заповедям, для них не характерна современная западная жизнь, свободная от всяких запретов. А те, кто едет работать или учиться на запад, теряет этот иммунитет, и я заметил, что эти молодые люди уже не так близки к Церкви. Это говорит о том, что воспитание в традициях охраняет человека.
Идет необъявленная война. Современному обществу навязывается вседозволенность в нравственном отношении. Делай что хочешь, лишь бы не нарушать  закон с уголовной точки зрения. А в остальном можно все - поменять свой пол или стать членом секты. Такое учение очень пагубно для молодежи. Я стараюсь свою паству воспитывать так, чтобы они могли стать частью всемирного культурного сознания. Надо быть образованным, нужно разбираться в мировой культуре, я считаю, что каждый школьник должен знать историю, разбираться в классическом искусстве, знать композиторов, художников. Но одновременно он не должен предавать своих православных предков. Так учили святые отцы, они совмещали в своем сознании все это. Человек все время стоит перед выбором: что можно взять извне, а что нельзя. И мы встречаемся с двумя крайностями, присущим и русским, и грузинам. Какая-то часть интеллигенции следует  влияниям извне, отворачиваясь от своих традиций, считая Церковь каким-то отсталым институтом. И другая часть проповедует максимальное отчуждение от мировой культуры. Но  это признак духовной неграмотности, немудрости. Пастыри Церкви, как духовные лица, должны быть мудрыми и следить за тем, чтобы все, что навязывается сегодня народу, было освящено православным традиционным сознанием.

Владыка, расскажите немного о себе.

Я родился и вырос в Сухуми, очень люблю Абхазию, абхазский народ. В начале 90-х, во время войны, я уже был священником, был в монастыре и мне было очень тяжело видеть разруху на этой земле. Я учился в художественной Академии, по образованию я архитектор. По окончании Академии работал год архитектором. Я всегда был верующим, но настоящее мое воцерковление началось с 1989 года, тогда окончательно решил стать монахом. В 1991 году я поступил в монастырь и вскоре стал монахом, получив при постриге имя Серафим в честь преподобного Серафима Саровского. А потом - монастырь, игуменство. Затем меня вызвали на Священный Синод и сказали, что я стану епископом. В 34 года я стал епископом Боржомским и Ахалкалакским. Это часть Грузии, где живет армянское население, там проповедоведь проходила среди православных. Сейчас я являюсь митрополитом Боржомским и Бакурианским, живу в Боржоми, но стараюсь выезжать на церковные события в Россию, в Грецию и другие страны.

В СМИ появилась информация о том, что грузинская диаспора хочет ходатайствовать об открытии в Алматы грузинской церкви.

Ко мне подошли грузины, живущие в Алматы, и попросили содействовать в этом вопросе. Но они не совсем знают канонические правила, согласно которым каждая церковь на территории Казахстана может находиться только в ведении Казахстанской Митрополии. Если это вопрос будет поставлен, все зависит от того, какой ответ даст митрополит Александр. Если такая церковь будет построена, это будет радостно для грузин, но подчиняться она будет Митрополиту Астанайскому и Казахстанскому. Так же, как русская церковь Александра Невского в Тбилиси, построенная в XIX веке, подчиняется Грузинскому Патриархату.

Делегация Грузинской Церкви не впервые приезжает в Казахстан. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями от нынешнего пребывания в нашей стране.

Мы с удовольствием приняли приглашение митрополита Александра еще раз посетить Казахстан. Очень рады, что присутствуем на таком знаменательном событии, как принесение чудотворной Курской-Коренной иконы в пределы Казахстана. Для нашей делегации это радость двойная: кроме того, что эта икона очень старинная и благодатная, но она связана еще с именем преп. Серафима Саровского, которого очень любят в Грузии. Благодарим владыку Александра за радость помолиться возле этой великой святыни.
Я надеюсь, что у нас будет возможность и в дальнейшем ездить друг к другу в гости, посещать святые места. Многие меня здесь спрашивали, как можно поехать в Грузию помолиться у могилы святой Нины. Сейчас пока времена сложные, но мы надеемся, что молитвами преп. Серафима Саровского, молитвами св. равноапостольной Нины восторжествует мудрость и наши православные люди будут чаще ездить друг к другу и общаться между собой.
Я очень рад, что дружу, являюсь духовным братом митрополита Александра, которого очень уважаю. И хочу пожелать ему и его пастве всех благ, радости. И дай Бог, чтобы эта наша братская любовь во Христе крепла на многие лета.

Читайте так же:

Христианство в Казахстане