Православие в Казахстане. Митрополичий Округ. Официальный сайт.

День памяти мучеников Хрисанфа и Дарьи Римских

Печать PDF

День памяти мучеников Хрисанфа и Дарьи Римских1 апреля 2014 года – вторник 5-й седмицы Великого поста, день памяти святых мучеников Хрисанфа и Дарьи Римских.
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы города Иссык Алма-Атинской области.

 

Главе Православной Церкви Казахстана сослужили: руководитель издательского отдела Казахстанского Митрополичьего округа архимандрит Иосиф (Еременко); председатель комиссии по делам молодежи Митрополичьего округа, благочинный Иссыкского церковного округа, настоятель Покровского прихода игумен Игнатий (Сидоренко); клирики храма, духовенство благочиния.

Песнопения Литургии исполняли: хор Покровского храма под управлением Лидии Гельфановой и мужской хор Вознесенского кафедрального собора под управлением Артема Зубревича.

За богослужением молились: прихожане храмов Иссыкского благочиния, участники Православного молодежного клуба «Вифлеемская звезда».

Святой мученик Хрисанф Римский – небесный покровитель духовного наставника митрополита Александра – приснопамятного митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа (+ 4.01.2011); мама владыки Хрисанфа носила имя в честь мученицы Дарьи.

По отпусте Литургии митрополит Александр в сослужении духовенства совершил заупокойную литию по почившему святителю и его родительнице, а также по новопреставленному митрополиту Симбирскому и Новоспасскому Проклу.

В завершение богослужения владыка митрополит обратился к собравшимся с архипастырской проповедью.

Глава Митрополичьего округа в сопровождении игумена Игнатия (Сидоренко) осмотрел здание приходской воскресной школы в связи с предстоящей реконструкцией.

В этот же день митрополит Александр посетил Свято-Никольский храм города Талгара, где пообщался с ключарем иеромонахом Сергием (Внуковским) и ознакомился с ходом ремонтно-реставрационных работ в приходском доме.



Митрополит Вятский и Слободской Хрисанф (в миру Иаков Антонович Чепиль) родился 24 июня 1937 года в селе Березовка Корецкого района Ровенской области Украины в крестьянской семье. Его мама - Дарья Петровна Чепиль, была глубоко верующим человеком. Отец, Антон Дмитриевич Чепиль, погиб на фронте в 1941 году.
 Род владыки был близко связан с Церковью.  Две родные тети митрополита Хрисанфа - Ангелина и Манефа - были монахинями. Монахиня Ангелина еще до революции проходила свое послушание в святом граде Иерусалиме, в Горненской обители, а когда началась война 1914 года, приехала на родину и уже не смогла вернуться на Святую Землю. Монахиня Манефа была насельницей обители в Корце, где стала одной из основоположниц золотошвейного церковного искусства.
Будущий святитель в 1955 году поступил в Киевскую духовную семинарию. В 1957 году был призван в ряды Советской Армии. За время военной службы окончил строительный техникум по специальности геодезиста.
С 1960 года исполнял послушание регента в Покровском храме в селе Новоселицкое Александровского района Ставропольского края.
В 1961 году поступил в 3-й класс Московской духовной семинарии, по окончании которой продолжил образование в Московской духовной академии. Получил степень кандидата богословия за работу «Учение Григория Двоеслова о пастырстве». В 1970 году окончил аспирантуру при Московской духовной академии. Обучение в аспирантуре будущий владыка совмещал с исполнением обязанностей референта Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.
18 июля 1967 года епископом Дмитровским Филаретом Иаков Чепиль рукоположен в сан диакона.
15 марта 1970 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) рукоположен во священника. С 12 сентября назначен настоятелем Крестовоздвиженского храма в городе Петрозаводске и благочинным Олонецкой епархии. 30 марта 1971 года митрополитом Никодимом пострижен в монашество с именем Хрисанф (в честь святого мученика Хрисанфа Римского) и 28 апреля того же года возведен в сан архимандрита.
2 апреля 1978 года почил о Господе архиепископ Кировский и Слободской Мстислав (Волонсевич), и Кировская кафедра стала вдовствующей. По представлению митрополита Никодима (Ротова) Святейшим Патриархом Пименом и Священным Синодом Русской Православной Церкви на Вятскую кафедру был назначен архимандрит Хрисанф. Его наречение состоялось в храме в честь святого апостола Иоанна Богослова Ленинградской духовной семинарии, епископская хиротония совершена за Божественной Литургией в Троицком соборе Александро-Невской Лавры Ленинграда. Возглавил чин рукоположения архимандрита Хрисанфа во епископа митрополит Никодим. Одним из участников этого богослужения был нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, тогда еще архиепископ Выборгский, ректор Ленинградских духовных школ. В хиротонии также принимали участие: архиепископ Тихвинский Мелитон, епископ Архангельский Исидор (нынешний Митрополит Екатеринодарский и Кубанский), епископ Вологодский Дамаскин.
Первое богослужение на Вятской земле владыка совершил в 1978 году в Великий Четверг в небольшом храме в честь преподобного Серафима Саровского. В то время это был единственный действующий храм в полумиллионном Кирове.
В конце 70-х годов прошлого столетия Вятская епархия пребывала в плачевном состоянии. Совет по делам религий оказывал на Церковь сильное давление. Половина храмов в области не имела священников. Повсюду был запрещен колокольный звон. В обветшавших церквах не разрешали проводить ремонт. Административные преследования обрушивались на голову всякого, кто посмеет открыто заявить о своей православной вере.
В те годы на Вятской земле было всего 32 храма на почти миллион восемьсот тысяч жителей. Энергичный архипастырь сумел за короткий срок побывать в каждом, даже самом отдаленном приходе, где встречался с настоятелем, православным народом, вникал в проблемы и трудности, которые стояли перед церковными общинами.
Благодаря своей мудрости владыке удалось привлечь значительное количество священнослужителей, получивших образование в духовных школах. Тех, кто приезжал из отдаленных мест, владыка направлял для получения духовного образования в Московскую, Питерскую или Одесскую духовные семинарии.
В 1986 году по благословению владыки Хрисанфа в единственной церкви Кирова был создан нижний храм в честь преподобного Трифона Вятского.
Тогда же были организованы первые открытые паломничества народа к местам погребения почитаемых старцев: иеромонаха Матфея (Швецова) в город Яранск и иеросхимонаха Стефана (Куртеева). Ныне они оба причислены к лику местночтимых святых Вятской епархии.
Созданная по благословению владыки инициативная группа прихожан добилась возвращения верующим городской церкви Святой Троицы в Макарье. Владыка поднял вопрос о том, чтобы городу Кирову было возвращено его старинное название - Вятка.
Вятский архипастырь прилагал усилия по передаче Церкви Успенского собора Трифонова монастыря. Спустя некоторое время был открыт храм в Вятских полянах, закрытый в 1961 году. Далее были открыты храмы в Кирово-Чепецке, Белой Холунице и других городах и весях.
По благословению и инициативе митрополита Хрисанфа в июне 1989 года восстановлен традиционный Всероссийский крестный ход в село Великорецкое на Великую реку к месту явления чудотворной иконы святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. С того времени ежегодно несколько десятков тысяч человек не только из города Кирова и его окрестностей, но и со всей России, становятся участниками этого паломничества.
Господь сподобил владыку Хрисанфа прослужить в сане епископа в древнем Вятском крае 32 года.
В день своей кончины, находясь на лечении в московском медико-физиологическом центре им. Бурназяна, владыка был соборован и причастился Святых Христовых Таин. 4 января в 22 часа Господь призвал к Себе первого Митрополита Вятской земли Высокопроесвященнейшего владыку Хрисанфа.
9 января 2011 года православная паства вятской земли простилась со своим архипастырем.  Первый митрополит Вятской епархии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был погребен в Успенском кафедральном соборе Трифонова монастыря.

Единственный в Русской Православной Церкви храм в честь святых Хрисанфа и Дарии находится в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре города Костромы. Строительство надвратного храма во имя святых Хрисанфа и Дарии было начато в 1840 году по инициативе императора Николая I, посетившего монастырь в 1834 году. Автором проекта церкви стал знаменитый архитектор, создатель соборного Храма Христа Спасителя в Москве, К.А. Тон.
Посвящение храма святым мученикам Хрисанфу и Дарии было избрано не случайно – день их памяти, 1 апреля, отмечен в истории России двумя знаменательными датами: днем отъезда из Ипатьевского монастыря в Москву, «на царство», Михаила Феодоровича Романова и днем торжественного вступления русских войск в Париж после победы над Наполеоном в 1814 году.
Богослужения в церкви святых мучеников Хрисанфа и Дарии прекратились в начале 20-х годов ХХ века, вслед за закрытием Ипатьевского монастыря. С 1923 года, после пожара, архиерейский корпус и храм святых мучеников Хрисанфа и Дарьи были переданы городскому профсоюзу текстильщиков и приспособлены под жилье рабочих костромских текстильных фабрик.
После открытия в стенах Ипатьевского монастыря краеведческого музея в церкви во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии была размещена экспозиция, посвященная революционному и советскому периоду истории Костромы.
В конце 2004 года инициативой и трудами архиепископа Костромского и Галичского Александра (ныне митрополит Астанайский и Казахстанский) Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. В обители вновь зажглась лампада монашеского делания. После освобождения храма во имя мучеников Хрисанфа и Дарии от музейных экспозиций в нем начались восстановительные работы; возобновлена настенная роспись, установлен иконостас. Первая Божественная литургия в церкви со дня ее закрытия, более чем через 80 лет, была совершена архиепископом Александром 1 апреля 2008 года, и 6 мая этого же года он совершил великое освящение храма. По благословению владыки Александра в храме стали проходить ежедневные монашеские богослужения и чтения молитвенного правила.

Христианство в Казахстане