Православие в Казахстане. Митрополичий Округ. Официальный сайт.

В столице Прииртышья молитвенно отметили день памяти небесного покровителя земли Рудного Алтая – священномученика Зиновия, пресвитера Усть-Каменогорского

Печать PDF

В столице Прииртышья молитвенно отметили день памяти небесного покровителя земли Рудного Алтая – священномученика Зиновия, пресвитера Усть-Каменогорского23 января 2015 года – попразднство Богоявления Господня и день памяти небесного покровителя земли Рудного Алтая священномученика Зиновия, пресвитера Усть-Каменогорского.
В этом году отмечается 95-летие мученической кончины святого Зиновия.

 

Центром торжеств стал Согринский район Усть-Каменогорска, где в начале ХХ столетия проходил своё священническое служение иерей Зиновий Сутормин.

Здесь, в построенной уже в XXI веке Свято-Зиновиевской церкви, епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий совершил Божественную литургию.

Его Преосвященству сослужили: духовник Свято-Троицкого монастыря архимандрит Спиридон (Теплухин), благочинный Усть-Каменогорского церковного округа иерей Алексий Анищенко, председатель Епархиальной комиссии по делам молодёжи, настоятель храма иерей Вячеслав Гутов; секретарь Управляющего епархией иеромонах Силуан (Магилёв), заведующий канцелярией Усть-Каменогорского епархиального управления иерей Константин Дьяков; протодиаконы Георгий Засыпкин и Андрей Дудник.

За богослужением молились: сотрудники Усть-Каменогорского епархиального управления, казачество, благотворители Зиновиевской церкви, паломники из близлежащих населённых пунктов, прихожане храмов столицы Прииртышья.

После сугубой ектении Преосвященный владыка совершил молитву о мире в Украине.

Проповедь перед Причастием произнёс иеромонах Силуан (Магилёв).

Все пришедшие на богослужение в Зиновиевский храм получили брошюру, рассказывающую о жизни святого Зиновия, опубликованную по благословению владыки Амфилохия Информационным отделом Усть-Каменогорской епархии.

Литургия завершилась славлением Богоявлению и священномученику Зиновию, по окончании которого епископ Амфилохий поздравил духовенство и мирян с днём памяти небесного покровителя Усть-Каменогорска и земли Восточного Казахстана, и обратился к собравшимся с проповедью.

«В Православной Церкви есть множество святых, пострадавших за Христа, которых мы называем мучениками. Однако слово «мученик», которое по-гречески звучит как «мартис» дословно означает «свидетель». Древние христианские писатели, говоря о мучениках, делали акцент не на перенесении страданий. Подлинной ценностью была готовность человека претерпеть боль и саму смерть ради Христа. Мученики для ранних христиан — это, прежде всего, исповедники веры — борцы за веру. Их истязания и смерть — это подвиг с оттенком торжественности. Мученик — это не пассивный страдалец, а проповедник Евангелия, продолжатель дела апостолов.

В отличие от подвига, который совершается одномоментно, мученичество — это ежедневное, ежечасное свидетельство о Христе. Свидетельство своими словами и делами, свидетельство во всех жизненных обстоятельствах», - из проповеди епископа Амфилохия.




Жизнеописание священномученика Зиновия Сутормина, пресвитера Усть-Каменогорского (†23 января 1920г.)Жизнеописание священномученика Зиновия Сутормина,
пресвитера Усть-Каменогорского (†23 января 1920г.)

До принятия священного сана Зиновий Евстафьевич Сутормин служил полковым фельдшером в Сибирском казачьем войске. В свидетельстве о Крещении Надежды Суторминой, одной из его дочерей, записано «старший медицинский фельдшер 3-го военного отдела Сибирского казачьего войска». Крёстным девочки стал начальник Сибирской духовной миссии архимандрит Сергий – дядя крещаемой по матери.

Предположительно он же, став епископом, (еп. Сергий (Петров) управлял Омской и Семипалатинской епархией с 1901 по 1903 годы), рукоположил Зиновия Сутормина во диакона. Диаконом отец Зиновий служил в Воскресенском соборе г. Семипалатинска.

Согласно сведениям, напечатанным в Омских епархиальных ведомостях (журнал № 16 от 1911 года) «11 июля 1911 года диакон-псаломщик градосемипалатинской Воскресенской церкви Зиновий Сутормин рукоположен во священника к церкви села Верх-Ульбинского Змеиногородского уезда». Село Верх-Ульбинское иначе называлось Согра и относилось к Усть-Каменогорскому благочинию (ныне район Согра находится в черте г. Усть-Каменогорска). Там прошло основное время священнического служения отца Зиновия.

В этом селе он, как настоятель, руководил окончанием строительства каменного храма во имя святителя и чудотворца Николая. Омские епархиальные ведомости (журнал № 19 от 1913 года) сообщают, что освящение этого храма состоялось 30 июня 1913 года. Верующих собралось около полутора тысяч человек. Отмечается Ведомостями и особое усердие настоятеля.

В начале 30-х годов XX века, по указанию гос.администрации, Никольский храм был переоборудован под школу. Позже в нём размещались другие организации.

В 70-х годах к зданию были сделаны пристройки.

Летом 2000 года здание было разрушено.

Бывшие прихожане храма вспоминали, что к отцу Зиновию часто обращались за медицинской помощью, в которой он, как человек, имевший соответствующее образование, никому и никогда не отказывал.

В 1912 году умерла супруга о. Зиновия. Его старшая дочь на тот момент была уже взрослой, а четверых младших детей батюшка воспитывал сам.

В 1919 году, желая помочь многодетному священнику, служившему в селе Георгиевка (ныне Восточно-Казахстанской области), святой Зиновий принял настоятельство на его бедном приходе. В то время старшие дети батюшки уже жили самостоятельно, а у него на руках было двое несовершеннолетних – дочь Александра и сын Степан.

В январе 1920 года о. Зиновий гостил с детьми у старшего сына Ивана, который был женат и жил в селе Шемонаиха под Усть-Каменогорском. Его супруга работала учительницей в местной школе.

Шла гражданская война. По воспоминаниям младшей дочери батюшки Александры Зиновьевны Ерминой – 23 января село было занято отрядом красноармейцев. Все, кто, по мнению большевиков, являлись врагами революции, были арестованы и приговорены к расстрелу. Этой участи не избежал и отец Зиновий. Святого арестовали только за то, что он – священник. Также были арестованы и родственники «врагов». Александры Зиновьевны не было в это время дома, и ей удалось избежать ареста. Она со стороны наблюдала за происходящим. Отец Зиновий был в числе приговоренных к смертной казни, а брат Степан и жена брата Ивана с грудным ребенком на руках – в числе родственников приговоренных. Тех, кого арестовали, но не приговорили к смерти, заперли в хлеву, а тех, на ком должно было совершиться революционное «правосудие» повели за село расстреливать. В это время десятилетнему Степану удалось бежать из хлева. Позже он жил в  Усть-Каменогорске, работал пожарником.
Александра Зиновьевна видела, как на следующий день в неизвестном направлении уводили тех, кто накануне был заперт в сарае. В их числе и супруга Ивана Зиновьевича с их ребенком. Куда их увезли, и что стало с ними в дальнейшем – неизвестно. Также неизвестно, где в это время находился Иван Зиновьевич и какова его дальнейшая судьба. Однако в архиве г. Семипалатинска хранятся сведения о том, что в 30-е годы в Семипалатинске служил некий священник И. Сутормин.

В середине 20-х годов одна из дочерей отца Зиновия – Надежда Зиновьевна Кускова проезжала через Шемонаиху на конной повозке. Возничий вдруг заплакал и поведал ей страшную историю о том, как на этом месте, он «хорошего человека топором зарубил». Оказалось, что в тот день, в двадцатом году, когда разыгралась трагедия в Шемонаихе, он вез приговоренных к месту их казни. Он знал отца Зиновия и даже, по его словам, хорошо к нему относился. Большевики решили начать расстрел со священника. Ему приказали сесть на пень от дерева и снять сапоги. Далее – предполагались издевательства и лишь затем – смерть. По словам возничего, для того, чтобы «избавить хорошего человека от издевательств», он, опередив красноармейцев, выхватил топор, лежавший у него здесь же, в повозке, и отрубил отцу Зиновию голову, когда тот снимал по приказу своих убийц, сапоги.

Похоронен был священномученик Зиновий в братской могиле в бору под Шемонаихой. Местонахождение этой могилы до сих пор неизвестно.

Материал официального сайта Усть-Каменогорской епархии

Христианство в Казахстане