Православие в Казахстане. Митрополичий Округ. Официальный сайт.

День явления Феодоровской иконы Божией Матери молитвенно почтили в Астане. Богослужение возглавил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр

Печать PDF

День явления Феодоровской иконы Божией Матери молитвенно почтили в Астане. Богослужение возглавил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр29 августа 2016 года – попразднство Успения Пресвятой Богородицы, воспоминание перенесения Нерукотоворного Образа Господа Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь и день празднования явления великой святыни Православия – Феодоровской иконы Божией Матери.

 

 

Глава Православной Церкви Казахстана митрополит Астанайский и Казахстанский Александр возглавил служение Божественной Литургии в Константино-Еленинском соборе Астаны.

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный  приходов Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров, руководитель издательского отдела Казахстанского Митрополичьего округа архимандрит Иосиф (Еременко), духовник астанайского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» иеромонах Модест (Дроздов), ключарь Петропавловского храма Алма-Аты протоиерей Кирилл Шкляр, ключарь Константино-Еленинского собора Астаны протоиерей Сергий Калиев, руководитель отдела культуры Митрополичьего округа, Заслуженный артист России протодиакон Михаил Спельник, протодиакон Свято-Андреевского собора города Усть-Каменогорска Георгий Засыпкин, клирики Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты – диакон Владимир Сыровацкий и диакон Димитрий Савченко; духовенство Астанайского благочиния.


Специально к Литургии в старейший храм Казахстанской столицы был доставлен Феодоровский образ Божией Матери из Успенского кафедрального собора Астаны. Феодоровская-Астанайская икона Божией Матери – точный список с чудотворной Феодоровской иконы Богородицы, освященный пред явленной иконой в Костроме. Образ выполнен выдающимся изографом - Заслуженным художником Российской Федерации С.Н. Соколовым. Икону украшает оклад, изготовленный в художественной мастерской им. Александра Невского в г. Москве известным ювелиром А.И. Анискиным. Оклад в точности воспроизводит шедевр ювелирного искусства XIX века – украшенную драгоценными камнями золотую ризу на явленной Феодоровской иконе в Костроме, изготовленную в 1891 году на добровольные пожертвования жителей российских губерний, при личном участии императора Александра III. Подобный список чудотворной Феодоровской иконы накануне праздника Успения Божией Матери был подарен Главой округа Вознесенскому кафедральному собору Алма-Аты.

За богослужением молились: настоятельница женского монастыря Астаны в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» игумения Рафаила (Василенко) с насельницами обители, прихожане храмов Астаны.

Пел хор Константино-Еленинского собора под управлением Н. Мазуриной.

На заупокойной ектении сугубо поминались Святейший Патриарх Филарет, инокиня Марфа и царь Михаил Феодорович, получивший благословение на царствование от Феодоровской иконы Божией Матери, а также казахстанские иерархи, основатель монастыря в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», исповедник веры архимандрит Кирилл (Бородин) и все почившие пастыри и монашествующие, подвизавшиеся в обители.

Проповедь после запричастного стиха произнес архимандрит Иосиф (Еременко).

Богослужение завершилось славлением Успению Богородицы и Феодоровской–Астанайской иконе Божией Матери, после чего митрополит Александр поздравил сослужащее духовенство, монашествующих и мирян с сугубыми торжествами, посвященными Божией Матери. В своей проповеди владыка митрополит рассказал собравшимся об истории обретения Феодоровской иконы Царицы Небесной, благодатной помощи и чудесах, явленных от этого образа.

29 августа 2016 года исполнилось 26 лет со дня возрождения крестного хода в городе Костроме к месту явления Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. Инициатором восстановления многовековой благочестивой традиции, прерванной в годы гонений на Святое Православие, стал епископ Костромской и Галичский Александр – ныне митрополит Астанайский и Казахстанский.
Трудами владыки получила начало традиция принесения Феодоровской иконы Царицы Небесной в епархии Русской Православной Церкви. С 4 по 6 марта 2015 года Феодоровский чудотворный образ посетил Алма-Ату, где за два с половиной дня святыне поклонились 30 000 человек.


Чудотворная Феодоровская икона является одной из древнейших икон Православной Церкви - по преданию ее написал апостол и евангелист Лука. На Русь святыня прибыла из Византии, и первые летописные известия о ней относятся к XII веку. Уже в это время она благоговейно чтится жителями старинного поволжского города Городец, в котором был основан мужской монастырь, именовавшийся Богородице – Феодоровским; чудотворный образ являлся главной святыней обители до середины XIII столетия – до того момента, когда иноземные захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города.
По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святого благоверного и великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав (Феодор) Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. Изображение мученицы Параскевы Пятницы можно видеть на оборотной стороне иконы.
Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме местному князю Василию Ярославичу (с 1272 года – великий князь Владимирский), младшему брату святого князя Александра Невского, совершилось в начале 60-х годов XIII столетия. Древний исторический памятник описывает эти события следующим образом: накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках (в воине горожане узнали великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы). На следующий день, 16 августа (по старому стилю), князь Василий Ярославич обнаружил эту икону на ветвях дерева у речки Запрудни, близ Костромы.

Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора, по причине чего и стала впоследствии именоваться Феодоровской. Позднее образ Царицы Небесной перенесли в воздвигнутый князем Василием Успенский собор, ставший кафедральным храмом города; здесь икона, сразу же после своего явления прославившаяся многими чудотворениями и исцелениями, пребывала до 1929 года.
В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено ежегодное празднование, совершаемое 29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спаса–на–Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в XX веке, была возрождена в 1990 году.

Чудотворная икона неотступно пребывала в Костроме, получив вскоре известность во всех пределах государства Российского.  Здесь перед ней молились святой князь Димитрий Донской, победитель Мамая, его сын Василий Димитриевич, другие великие князья и самодержцы. Паломничество к святыне совершали множество верующих.

14 марта (по старому стилю) 1613 года в Костромском Свято-Троицком Ипатиевском монастыре боярин Михаил Федорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским Собором на престол государства Российского. С этого времени Феодоровский образ Божией Матери стал особо чтимой святыней Царственного дома Романовых, а в память о событиях 1613 года было установлено еще одно празднование иконе – 27 марта (по новому стилю).
С этого момента Кострома стала «колыбелью дома Романовых» и местом паломничества Русских царей, Российских императоров и представителей Царствующего Дома. Все они считали своим священным долгом поклониться   чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы.

В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетили святые царственные страстотерпцы – последний русский император Николай Александрович и его августейшая семья. Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династией Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, а также в том, что переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна», свидетельствуя таким образом свою веру в то, что Сама Пресвятая Богородица становится их Восприемницей и Покровительницей.

В годы гонений на Церковь в XX столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен и сохранялась как церковная святыня (учитывая ее выдающуюся культурно-историческую значимость, это уникальный случай в новейшей истории Русской Православной Церкви).
В 1929 году Успенский кафедральный собор Костромы был закрыт и впоследствии полностью разрушен. Чудотворная святыня переходила из храма в храм, пока, наконец, в 1991 году не водворилась в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе города Костромы. Сестры Богоявленско-Анастасииного монастыря (на территории которого располагается собор) с 1991 года ведут летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери традиционно почитается православным народом как покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах.

С 2001 года была возрождена традиция принесения Феодоровской иконы в разные города России. Святыня посетила Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань, Иваново, Тверь, Архангельск и Соловецкие острова, Белгород, Воронеж, Саратов, Самару, Пермь, Кемерово, Краснодарский край, Республику Адыгею, а также Дальний Восток России. Осенью 2004 года Феодоровская икона принимала участие в проведении Всеукраинского крестного хода, который прошел по 40 крупным и малым городам Украины и собрал более восьми миллионов человек. С 28 января по 1 февраля 2009 года чудотворная Феодоровская икона пребывала в кафедральном соборе Храме Христа Спасителя города Москвы на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. В присутствии этой святыни состоялись избрание и интронизация нового Предстоятеля Русской Православной Церкви – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Христианство в Казахстане