Православие в Казахстане. Митрополичий Округ. Официальный сайт.

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил молебен на месте мученической кончины епископа Верненского и Семиреченского Пимена

Печать PDF

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершен молебен на месте мученической кончины епископа Верненского и Семиреченского Пимена 16 сентября 2016 года. Алма-Ата, роща Баума. В праздник Собора новомучеников и исповедников Алма-Атинских на месте мученической кончины епископа Верненского и Семиречинского Пимена (Белоликова, † 1918) состоялся молебен.

 

 

Богослужение в память первого страдальца за Христа на Казахстанской земле возглавил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр.

Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Черновицкий и Буковинский Мелетий (Украинская Православная Церковь), викарий Астанайской епархии епископ Талдыкорганский Нектарий,  Управляющий делами Православной Церкви Казахстана епископ Каскеленский Геннадий.

Участниками молебна стали: благочинный приходов Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров, благочинный храмов Астаны архимандрит Сергий (Карамышев), духовенство Алма-Атинской епархии; настоятельница Иверско-Серафимовского монастыря Алма-Аты игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители, настоятельница Свято-Троице-Никольского монастыря города Ташкента игумения Екатерина (Мальгина), секретарь Казахстанского Митрополичьего округа, Заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников, сотрудники епархиального управления, студенты Алма-Атинской Православной Духовной семинарии.

Почтить память священномученика Пимена собрались прихожане храмов Южной столицы.

Перед началом молебна к собравшимся со словом проповеди обратился митрополит Астанайский и Казахстанский Александр.

Пел хор Алма-Атинской семинарии под управлением иеродиакона Игоря (Доброзорова).

В завершение молебна митрополит  Александр окропил верующих святой водой.

В память об участии в богослужении верующим были розданы иконки с изображением священномученика Пимена, епископа Верненского, и священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского.

С начала 90-х годов прошлого столетия, по благословению архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского Алексия (ныне – митрополит Тульский и Ефремовский) прихожанами алма-атинских храмов на месте пролития мученической крови епископа Пимена совершается акафистное пение святителю, тогда же на этом месте был установлен памятный камень. 16 сентября 2018 года исполнится 100-летие подвига священномученика Пимена. К юбилейной дате по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра планируется возведение в роще Баума памятника-часовни.


Житие священномученика Пимена, епископа Верненского и Семиреченского

Священномученик Пимен, епископ Семиреченский и Верненский (в миру Пётр Захарьевич Белоликов) родился 5 ноября 1879 года в селе Васильевское Череповецкого уезда Новгородской губернии в большой благочестивой семье священника Захария Ивановича и его супруги Марии Ивановны Орнатской — дочери священника Иоанна Орнатского. Известные санкт-петербургские священники Философ и Иоанн Орнатские приходились ему двоюродными братьями. Через отца Иоанна Пётр Белоликов находился в свойском родстве с великим кронштадтским пастырем — святым праведным Иоанном (Сергиевым).

Окружение праведного протоиерея Иоанна, жившее яркой церковно-общественной жизнью, было той средой, в которой духовно формировался будущий священномученик. Митрополит Новгородский Арсений говорил о Петре как о воспитаннике Кронштадтского пастыря.

В 1900 году по окончании Новгородской Духовной семинарии, Пётр продолжил обучение в Киевской Духовной Академии, которую закончил в числе лучших учеников в 1904 году. В его дипломном сочинении «Отношенье Вселенских Соборов к творениям Церковных Писателей» исследовался догматический вклад святоотеческой литературы в деятельности семи Вселенских Соборов.

Будучи ещё студентом, 7 августа 1903 года он принял монашеский постриг с именем Пимен, в честь Киево-Печерского преподобного Пимена Многоболезненного, что в Ближних пещерах.

Духовный отец монаха Пимена — митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) — благословил его на миссионерские труды. 3 июня 1904 года иеродиакона Пимена рукополагают в иеромонаха с назначением в Урмийскую Православную Духовную миссию на Северо-Западе Персии (в городе Урмия). Перед отъездом в Урмию отец Пимен познакомился в Санкт-Петербурге с бывшим начальником миссии епископом Гдовским Кириллом (Смирновым), который пользовался особой любовью и уважением праведного Иоанна Кронштадтского.

Миссионерскому служению было отдано в общей сложности девять лет из недолгой жизни будущего Семиреченского архипастыря. Миссионер по призванию, он скоро овладел древнесирийским и новосирийским языками, тюркскими наречиями. Он развернул активную проповедь среди сирийских несториан, перешедших в Православие, защищал их интересы перед персидскими властями, преподавал в училище при миссии, находя время и для научных трудов, переводов раннехристианских сирийских текстов, издавал миссийский журнал «Православная Урмия».

В 1911 году игумен Пимен назначается на должность ректора Ардонской Духовной семинарии Владикавказской епархии с возведением по должности в сан архимандрита. В Ардоне в течении года он трудился над духовным просвещением осетин. Однако, сожаление об уходе из Урмийской миссии побуждает отца Петра просить начальство вернуть его обратно. В это время он начинает свою переписку с известным миссионером – святителем Николаем (Касаткиным), трудившимся в далёкой Японии. Просьба была удовлетворена, и два последующих года служения в должности помощника начальника миссии были отмечены расцветом его миссионерского таланта. Начало Первой мировой войны остановило дело дальнейшего присоединения к Православию сирийцев.

С 1914 года отец Пимен служит в Перми в должности ректора Пермской Духовной семинарии, где становится сподвижником и надёжной опорой во всех начинаниях пламенного поборника Православия, будущего священномученика архиепископа Пермского Андроника, который надеялся видеть отца Пимена своим викарием.

В одном из пермских выступлений архимандрит Пимен прозорливо предостерегал: «Берегите своё драгоценное достояние — веру Православную и ея священныя воспоминания... Иначе вы воспитаете в народе не душу кроткую и терпеливую, а душу зверя, который принесёт неисчислимые беды и себе и вам». Отец Пимен также руководил трезвенническим движением в городе.

6 августа 1916 года в Петрограде состоялась его епископская хиротония с назначением на приграничную Салмасскую кафедру в Персии. Преосвященный Андроник подарил ему свою панагию, с которой епископ Пимен не расставался последующие два года жизни.

В хронике проводов владыки Пимена из Перми, на которые пришла вся православная Пермь, указывалось: «Он был истинным пастырем, был безсребреником, помогал направо и налево». Когда Владыка поднялся в поезд, народ, стоявший на перроне, обнажил головы. В оставшиеся минуты люди пели церковные песнопения.

Третий приезд в Урмию уже в качестве епископа принёс много скорбей: обнищание миссии, её вынужденное бездействие в помощи голодающим от неурожая, интриги инославных проповедников. Это положение вызывало скорбь в сердце владыки. Тем не менее, командующий Урмийским отрядом отмечал благотворное воздействие епископа на дух русских воинов.

Через год владыку по его просьбе отозвали из Персии. Последовало его назначение викарием Туркестанским в город Верный (ныне Алма-Ата) на вновь созданную кафедру Семиреченскую и Верненскую. В свой кафедральный город Верный, центр Семиреченской области, владыка прибыл 11 октября 1917 года.
В городе Верном 38-летний епископ возобновил народные просветительские чтения и беседы. Владыка давал весьма сдержанные оценки Февральской революции, а с приходом к власти большевиков, деятельный, умный, промонархически настроенный архипастырь был обречён на гибель. По воспоминаниям самих большевиков народ шёл к нему с утра до вечера. Его авторитет был так велик, что большевики серьёзно опасалась «двоевластия» в Семиреченске. Миротворческими усилиями он мешал политике разжигания классовой розни между казачеством и крестьянством, осудил декрет о гражданском браке, добивался сохранения преподавания в школах Закона Божия. Часто он занимался в своём доме с детьми, организовал детский духовный кружок. Летом 1918 года владыка воспрепятствовал изъятию церковных ценностей из кафедрального собора.

Неся ответственность перед Богом за весь народ Семиречья, святитель утешал и напутствовал раненых и той, и другой стороны в начавшейся гражданской войне. Но на страницах издававшейся в Китае, в Кульдже, и нелегально распространявшейся по Семиречью газеты «Свободное слово» он давал христианскую оценку творившемуся новыми властями беззаконию, поддерживал Белое движение и призывал к участию в его рядах. Об этом же он говорил и в открытых проповедях, призывая народ молиться «об избавлении от супостата».

Уже в августе 1918 года ему стало известно о расстреле Государя и он с амвона архиерейской церкви осудил это злодеяние. При этом он оставался в Верном в фактическом одиночестве в своём противлении разгулу зла. Цельность и чистота его натуры, твёрдая воля, интеллект ученого, соседствовавшие с привычкой к физическому труду и восприимчивостью к прекрасному, талант оратора при полном отсутствии притязания на внешнее самоутверждение, аскетический образ жизни человека, привыкшего к походной жизни рядом с офицерами Кавказского фронта — всё это говорило о глубине духа святителя.

Обстоятельства гибели владыки таковы. Накануне ареста он вёл в своём доме занятия детского духовного кружка. Вечером, 3 (16 н. ст.) сентября 1918 года, в его покои ворвались красноармейцы из карательного отряда Мамонтова, отозванного с Семиреченского фронта специально для ареста владыки. Оскорбляя и унижая святителя, они потребовали ехать с ними. После раздумий владыка подчинился. Его посадили на тачанку и увезли в загородную рощу Баума. Даже бойцы карательного отряда, вызванного в Верный для «наведения революционного порядка», долго не решались выстрелить в святителя. Убил же владыку выстрелом в упор известный в городе бандит, служивший в городской милиции, и, упав с лошади, здесь же сломал ногу.

Духовенство, которому владыка велел звонить в колокола в случае долгого своего отсутствия, чтобы поднять народ — не выполнило просьбы своего архипастыря. Согласившись ехать с красноармейцами, владыка сознательно пошёл на великую жертву: он отдавал свою жизнь для того, чтобы расправа над ним стала сигналом православному народу явить свою сплочённость и силу.

Известно, что в городе состоялся  митинг с требованием выдать тело убитого иерарха и демонстрация протеста, которую разогнали с помощью оружия. Только на следующий день дети, ходившие в рощу за орехами, увидели на поляне убитого епископа. По местным преданиям, тело владыки верующими было глубокой ночью тайно погребено в парке рядом с кафедральным собором в старом семейном склепе Семиреченского генерал-губернатора. На месте, где после расстрела лежало тело владыки, долгие годы был виден ровный прямоугольник — размером с человека — красного мха. Такого нигде больше нет во всей старинной роще. Теперь здесь стоит гранитный обелиск.

Епископ Пимен был канонизован как местночтимый святой Алма-Атинской епархии Русской Православной Церкви 12 октября 1997 года, а в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

 

Христианство в Казахстане