Представители Алма-Атинской епархии приняли участие в торжественном акте, посвященном Дню духовного согласия
Состоялось отпевание директора православного детского дома «Светоч» Л.В. Соловьевой
В Алма-Ате отметили день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Навечерие Рождества Христова. Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил праздничное богослужение в Константино-Еленинском соборе Астаны
Празднование в честь Положения честной Ризы Господа Иисуса Христа. Глава Митрополичьего округа вознес молитву перед ковчегом с частью Ризы Спасителя об избавлении Казахстана от морового поветрия

23 июля 2020 года – празднование в честь Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве в 1625 году.

В Иверско-Серафимовском домовом храме резиденции Главы Православной Церкви в Алма-Ате хранится великая святыня Православия – ковчег с частью Ризы Господа Иисуса Христа.

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр перед евангельской святыней совершил молебен Спасителю об избавлении Казахстана от морового поветрия – пандемии COVID-19.

Иерарх вознес молитву: Господи Боже наш, призри с высоты Святыя Твоея на молитву нас, грешных и недостойных рабов Твоих, беззаконьми Твою благость прогневавших и благоутробие Твое преогорчивших.
Не вниди, Владыко, в суд с рабы Твоими, отврати гнев Твой, праведно на ны движимый. Пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, помилуй нас и не погуби со беззакониями нашими.
В покаянии, с сердцем сокрушенным и слезами к Тебе припадаем, милосердому и человеколюбивому Богу нашему, и просим, и молим: утоли болезнь и укроти язву, недугующих исцели, врачей умудри и здравие всем нам даруй, предстательством Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, молитвами новомучеников и исповедников Казахстанских и всех святых.
Твое бо есть еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

За богослужением молились: секретарь Казахстанского Митрополичьего округа, Заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников; клирики храмов Южной столицы, сотрудники Алма-Атинского епархиального управления, насельницы Иверско-Серафимовского монастыря Алма-Аты.


Евангельская святыня – риза Господа и Спасителя Иисуса Христа

Согласно евангельскому повествованию, Риза Господа Иисуса Христа – часть верхней одежды Спасителя – во время Его крестных страданий на горе Голгофе по жребию досталась одному из воинов.

В святом Евангелии рассказывается: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: «разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий». Так поступили воины» (Евангелие от Иоанна 19 глава, стихи 23-24).

По преданию, воин, которому досталась риза Господня, был родом из Грузии. Он то и принес эту евангельскую святыню в Грузинскую землю. Согласно другому сказанию, в пределах Грузии, в городе Мцхете, еще со времени вавилонского пленения проживала еврейская община. Мцхетские евреи ежегодно отправляли в Иерусалим своих посланников для участия в праздновании Пасхи. Один из них, по имени Елиоз, был очевидцем крестных страданий Господа Иисуса Христа и уверовал в Спасителя. Он сумел приобрести ризу Господню у того воина, которому она досталась по жребию, и вернулся с ней в Мцхет. Хитон Господень хранился в Грузии до начала XVII столетия.

В 1616-1617 годах Грузию завоевал персидский шах Аббас I. Желая найти расположение русского царя Михаила Феодоровича Романова, правитель Персии в марте 1625 года передал Ризу Господню в Москву в дар Святейшему Патриарху Филарету. Святыня была помещена в золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями. Поскольку Ризу подарил иноверный правитель, то стали искать доказательства подлинности присланной святыни. Греческие и иерусалимские архиереи и архимандриты, находившиеся в то время в Москве, единогласно подтверждали, что в их Церквах сохраняется предание о том, что риза Спасителя хранится в Грузии, куда она была перенесена воином, бывшим при распятии Иисуса Христа. Патриарх Филарет пожелал иметь свидетельство свыше. Указом от 22 марта 1625 года повелевалось: «Во всех монастырях держать семидневный пост и во всех храмах молить Господа Бога, чтобы Он Сам явил Свою волю о той святыне; а самую святыню с пением молебнов в крестных ходах носить по городу и возлагать на больных». Многие больные после возложения на них ризы Господней получали исцеление. Было выявлено 14 случаев чудесных исцелений от Ризы Господней в течение Крестопоклонной недели. Это неоспоримо свидетельствовало о подлинности святыни. 27 марта честная Риза была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. Вскоре для хранения «пребогатого сокровища» был устроен медный шатер в юго-западном углу собора, в приделе святых апостолов Петра и Павла. Православные христиане в великом множестве приходили в Успенский собор, чтобы поклониться Ризе Спасителя. Одержимые тяжкими недугами, не имевшие возможности дойти до собора, просили приносить ризу Господню к ним домой для исцеления. Просили так часто, что ризу разделили на несколько частей. По описи Успенского собора Московского Кремля 1627 года в храме было три части ризы Господней.

В 1626 году Святейший Патриарх Филарет передал малую часть Ризы Господней в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь города Костромы в память о призвании на царский престол в стенах обители его сына – Михаила Феодоровича  Романова. В течение трех столетий часть Ризы Христовой хранилась в особом ковчеге над царскими вратами; в дни праздников с помощью особого устройства ковчег спускали для поклонения верующим.

В годы безбожных гонений, когда в стенах Ипатьевского монастыря был размещен музей, святыня была спасена от поругания сотрудницей музея, тайно исповедующей Православие, и отдана на хранение духовнику Костромской епархии – протоиерею Павлу Тюрину.  В 1989 году протоиерей Павел передал часть Ризы Господней новорукоположенному епископу Александру (Могилеву), вступившему в управление Костромской и Галичской епархией (ныне – митрополит Астанайский и Казахстанский). В 2005 году после возобновления монашеской жизни в Ипатьевской обители часть святыни была возвращена в монастырь, другая – осталась по завещанию архиепископа Костромского Кассиана (Ярославского) и протоиерея Павла Тюрина для хранения у архиепископа Александра (ныне – митрополит Астанайский и Казахстанский).

В Казахстан святыня была доставлена митрополитом Александром после его назначения на Казахстанскую кафедру. Часть Ризы Господней хранится в домовом храме резиденции Главы Православной Церкви Казахстана и износится по особым случаям для молитвенного поклонения и духовного укрепления верующих.

Служение митрополита Александра