Состоялось общение митрополита Астанайского и Казахстанского Александра с Главой Представительства Европейского Союза в Казахстане
Музей новомучеников Казахстанских в духовно-культурном центре Митрополичьего округа посетила делегация Римско-Католической Церкви
Епископ Каскеленский Геннадий возглавил служение Литургии в Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты
Завершился Всеукраинский крестный ход, объединивший в молитве более 80 тысяч верующих
Кафедральный собор в честь Вознесения Господня
  • 050010, город Алма-Ата, ул. Гоголя 40В, парк 28 гвардейцев-панфиловцев.
  • (+727) 273-05-39 (дежурный), (+7 727) 271-48-59 (алтарь).

 

Историческая справка

История строительства Вознесенского кафедрального собора в Алма-Ате восходит к 70-м годам XIX века. Верненская крепость в Семиречье, у подножия Заилийских гор, была основана по указу императора Николая I в 1855 году, а уже в 1867 году городок стал областным центром Туркестанского края.

Верный быстро приобретал все большее политическое и культурное значение в Туркестанском крае. Растущий город скоро стал ощущать потребность в соответствующем городском храме.

В 1871 году была основана Туркестанская епархия Русской Православной Церкви. Новая епархия объединила земли современного Южного и Западного Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана. Ее центром стал город Верный. Сюда в мае 1872 года прибыл первый архипастырь вновь учрежденной кафедры Преосвященный епископ Софония (Сокольский).

Это событие послужило причиной того, что вопрос о строительстве городского храма перерос в вопрос о строительстве кафедрального собора. Количество прихожан к этому времени уже составляло 1800 человек. Поэтому в том же 1872 году было принято решение о строительстве нового кафедрального собора вместимостью 1500 человек.

Однако прошло еще 10 лет, пока в 1882 году были сделаны первые проектные предложения. Небольшой конкурс идей архитекторов П. Гурдэ и Г. Серебренникова, организованный Комитетом по строительству совместно с епархиальным управлением, был решен в пользу предложения Г. Серебренникова. Его проект признается «более подходящим как по размерам, так и по изяществу и стилю для кафедрального собора». Но затянувшееся открытие финансирования, смерть архитектора и разрушительное землетрясение 1887 года внесли изменения в эти планы.

Землетрясением была уничтожена большая часть построек Верного. Оно стало серьезным предостережением строителям молодого города. Широкомасштабное исследование и анализ конструкций уцелевших зданий, их сопоставление с конструкциями разрушенных было осуществлено специальной комиссией из лучших российских инженеров. Результаты ее работы показали, что каменные постройки пострадали во много раз сильнее деревянных: 1800 из них разрушилось, в то время как 800 деревянных остались невредимыми. Эти данные Областной строительный комитет учел при разработке «Правил для возведения казенных и общественных построек в местах Семиреченской области, подверженных землетрясениям», утвержденных Министерством внутренних дел Российской империи в 1889 году. В соответствие с этими правилами запрещалось возведение в сейсмических районах крупных зданий из кирпича и камня, рекомендовалось использовать древесину, здания делать рублеными, на каменных фундаментах с устройством подвалов и укреплением стен по углам вертикальными брусьями, стянутыми болтами.

После 1887 года Верный начинает заново отстраиваться. Для кафедрального собора Туркестанской епархии возводится временное здание на территории Губернаторского сада – сегодняшнего парка имени 28 героев-панфиловцев, так как церковь в Большеалматинской станице, где он размещался до землетрясения, была целиком разрушена. Храм имел один предел во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, и потому назывался Софийским.

Размеры временного собора уже очень скоро перестали соответствовать его нормальному функционированию, в результате галереи были перестроены и превращены во внутренние помещения, а позже – пристроена и колокольня. Сюда же в 1894 году помещаются привезенные из Гатчины новые 8 колоколов, из которых самый большой весил 249 пудов 17 фунтов. В 1907 году эти же колокола будут водружены на колокольню Вознесенского кафедрального собора.

Несмотря на постоянные ходатайства сменяющихся епископов Туркестанской епархии перед самыми высокими инстанциями, новый проект для кафедрального собора был разработан лишь к концу 90-х годов. Этот виток в его истории строительства связан с назначением на Туркестанскую кафедру в 1892 году епископа Григория (Полетаева). Он предложил использовать для строительства средства, полученные городом от Всероссийского кружечного сбора по церквам в пользу пострадавших от землетрясения жителей города Верного и селений Семиреченской области. Эта идея была рассмотрена и одобрена генерал-губернатором Туркестанского края бароном Вревским А.Б. и Туркестанской епархией. В 1894 году выделяется под храм земля, и место это освящается. Однако из-за строительства, развернувшегося по всему Семиречью после землетрясения, проект собора разрабатывался так долго, что к 1898 году уже новый Туркестанский епископ Аркадий (Карпинский) вынужден был возобновить ходатайство об ускорении процесса, так как без проекта, утвержденного Святейшим Правительствующим Синодом в Санкт-Петербурге, об открытии подобного финансирования на строительство собора не могло быть и речи. К этому моменту временный кафедральный собор уже совсем не соответствовал требованиям по вместимости и успел прийти в состояние, грозящее обрушениями.

В 1899 году архитектором Константином Аркадьевичем Борисоглебским был предоставлен на утверждение Строительному комитету и епархии проект здания собора. Этот документ дает возможность проследить, каков был первоначальный замысел Борисоглебского, как он изменялся на протяжение всего строительства: «Ввиду местных землетрясений постройка проектирована деревянная со стенами в виде сруба, на каменном фундаменте и цоколе, под железной крышей, с деревянными полами, штукатуренными известью внутри и снаружи стенами и потолками, отопление печное. Церковь трехпредельная, рассчитана примерно на 2000 прихожан и в достаточной степени снабжена службами… План, вообще, вполне удобен. Фасад разработан довольно изящно, но массы неудовлетворительны в виду того, что главный купол мало доминирует над боковыми…»

С этого момента чертежи вместе с пояснительной запиской и сметой отправились в длинное путешествие по различным инстанциям Верного, Ташкента, Санкт-Петербурга. После всестороннего обсуждения в 1903 году Святейший Синод утверждает скорректированный и дополненный инженером А.П. Зенковым проект К.А. Борисоглебского и новую к нему смету. Комитет по строительству нового собора формируется уже в начале 1904 года, и, наконец, его возведение начинается. Ответственным за производство всех строительных работ был назначен Андрей Павлович Зенков, исполнявший в то время обязанности областного инженера. Несомненно, он сыграл значительную и яркую роль в истории строительства собора, так как внес немало изменений в проект архитектора Борисоглебского, который еще в 1902 году покинул Верный.

Здание собора уникально тем, что многое здесь осуществлено впервые в строительной практике Семиречья. Как, например, применение железобетонных конструкций, антисептиков для обработки древесины, приточно-вытяжных систем вентиляции и специальных каналов… Но самым важным моментом является то, что впервые семиреченские строители возводили высотное здание (до подкрестного шара колокольни – 41,4 м), специально решая вопросы его сейсмической устойчивости, и на это был направлен целый ряд мероприятий. Именно благодаря инициативе Зенкова при устройстве фундаментов было решено кирпичный цоколь заменить армированным бетонным, что обеспечило надежную основу сооружению. Он же настоял на том, чтобы рубка деревянных брусчатых стен производилась не «в лапу», как это было распространено, а «в обло» – с остатком, доходящим до 45 см. По углам и в простенках срубы скреплялись сжимами из деревянных брусьев, стянутых болтами. Аналогично укреплялись мощные рубленые колонны в интерьере. Ствол колокольни и барабаны куполов в прямом смысле прошиты насквозь металлическими связями. Сруб центрального барабана скреплен стальными накладками; плоское перекрытие, выполненное здесь из перекрещивающихся балок, обеспечивает надежную связь стен его восьмерика в верхней части. Все стропила укреплены металлическими связями и скобами, обрешетка кровли сделана в виде сплошного дощатого настила. Несмотря на такое обильное использование металла в конструкциях, до сих пор ходит народная молва, утверждающая, что собор построен «без единого гвоздя».

Вне всяких сомнений, смелым инженерным решением Зенкова, принятым уже в ходе строительства, можно считать конструктивные изменения объема колокольни. Возведенная было уже до 3 яруса, она подверглась серьезной перестройке: высота была увеличена на 9,24 м, а восьмигранная рубка ствола изменена на более прочную – четырехгранную. В ходе реконструкции уровень расположения колоколов, вес которых достигал более 7 тонн, был снижен до минимума. Максимальному снижению центра тяжести всего объема здания внимание уделялось еще на стадии проектирования при выборе архитектурных пропорций: формы его плана и разрезов симметричны и уравновешены, в верхней части все конструкции максимально облегчаются, даже гипсовая лепнина потолков из соображений большей безопасности во время возможного землетрясения была имитирована литьем из папье-маше.

Возможностью любоваться изяществом Вознесенского собора мы обязаны тоже все-таки Зенкову, который смело пошел на пересмотр утвержденного Святейшим Синодом шатрового перекрытия центрального барабана, и изменил его на купольное, вернувшись снова к идее Борисоглебского, но уже в новом варианте. Все эти коррективы и решения требовали от Андрея Павловича и согласовавшего их Строительного комитета не только больших знаний и строительного опыта, чувства архитектурной гармонии, но и свободы ума и даже дерзости.

В 1907 году было завершено строительство Свято-Вознесенского кафедрального собора, ставшего главным православным храмом Православной Церкви Туркестана и редкой по своей красоте достопримечательностью города Верного.

30 июля 1907 года после освящения нового кафедрального собора епископ Туркестанский и Ташкентский Димитрий (Абашидзе) в проповеди с благодарностью вспомнил всех, принимавших участие в строительстве собора.

Особые слова благодарности и признательности за понесенные труды епископ Димитрий адресовал А.П. Зенкову.

Епископ Димитрий (Абашидзе), управлявший Туркестанской епархией с 20 января 1906 года по 25 июня 1912 года, заслужил всенародные любовь и признательность. 14 июня 2011 года Синод Украинской Православной Церкви благословил местное прославление и почитание схиархиепископа Антония (Абашидзе) в лике исповедников; память святого преподобного схиархиепископа Антония Нового, исповедника Печерского, Синод постановил совершать 19 октября / 1 ноября, в день его кончины.

Первым настоятелем собора был назначен протоиерей Алексий Шавров.

Вознесенский кафедральный собор имеет три придела: центральный освящен в честь Вознесения Господня, южный – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, и северный – во имя святых мучениц Веры Надежды, Любови и матери их Софии, которых почитают как покровительниц Семиречья.

Собор являет собой яркий пример Российской храмовой архитектуры начала ХХ века. Грандиозность и одновременно изящество форм и пропорций здесь сплелись воедино, яркий декор фасадов плавно переходит в пространства интерьеров, наполненных светом и чистыми красками.

Прекрасные архитектурные формы, стилистические особенности, удивительные для своего времени конструкции и богатое прошлое делают Вознесенский собор уникальным по значению памятником архитектуры ХIX – начала ХХ века далеко за пределами Республики Казахстан.

Производит впечатление широкий спектр географических названий, откуда привозились материалы и готовые изделия для строительства и отделки собора: из Ташкента – цемент; из Варшавы – антисептик для обработки древесины и специальный раствор для покрытия цементных полов; из Санкт-Петербурга – метлахские плитки с завода «Косъ и Дюрръ» и художественное литье из папье-маше с фабрики З. Ковалевского; из Тулы – никелированные скобяные изделия со знаменитого завода В. Земцова; краску – из Москвы; иконы для иконостаса – из Киевской художественной мастерской А. Мурашко… А каких фамилий только не встретишь в документах: в строительстве Вознесенского собора принимали участие наряду с русскими и казахи, и калмыки, и татары, и украинцы…

Разрушительное землетрясение, случившееся в январе 1911 года, стало серьезным испытанием для собора. Собор выдержал натиск стихии: лишь слегка просел юго-восточный угол колокольни, согнулся крест, выбило стекла из окон. Собор, «при грандиозной высоте своей представлял очень гибкую конструкцию, колокольня его качалась и гнулась, как вершина высокого дерева, и работала, как гибкий брус, заделанный одним концом», – писал А. Зенков в 1911 году в газете «Семиреченские областные ведомости».

Многое изменилось в Верном после 1917 года. То, что еще вчера вызывало благоговение в сердцах горожан, стало символом «темноты и невежества».

В 1929 году в прессе была организованна компания, направленная на закрытие собора по «требованию трудящихся». Газеты писали: «Собрание членов союза рабпрос, учитывая острый жилищный кризис в Алма-Ате и наличие ничтожного количества верующих, пользующихся зданием собора, требует передачи его под устройство кинотеатра или какого-нибудь другого культурно-просветительского учреждения»; «Рабочие голосуют за закрытие. В городе с десятками тысяч населения нет культурного центра. Вопрос упирается в отсутствие помещения. Учитывая это, а также бесполезность, даже вредность дальнейшего существования собора, рабочие и служащие спиртзавода постановили просить закрыть собор, а также мечеть на верхнем базаре, и передать здание под культурные нужды».

29 октября 1929 года постановлением алма-атинского Окрисполкома за №45 было принято решение об изъятии Кафедрального собора. «Просьбу трудящихся и профессиональных организаций о немедленном изъятии мечети и собора – удовлетворить. Поручить адмотделу совместно с ОКРОНО после проверки изъятого имущества, на недостающее предъявить иск церковному совету. Адмотделу установить охрану у мечети и собора».

В том же 1929 году были сброшены колокола со звонницы собора, уничтожен удивительный по своей красоте трехъярусный иконостас с позолоченной резьбой, разворована вся церковная утварь, иконы и библиотека. В 30-х годах городские власти разместили в соборе радиостанцию, затем – Республиканский краеведческий музей, что потребовало капитальной реконструкции здания. По Божиему промыслу к этим работам в 1934 году привлекается А.П. Зенков. Первоначальное его предложение заключалось в устройстве небольших пристроек для фондов музея по бокам колокольни. Но к исполнению было принято его же, но другое решение. В процессе приспособления собора под историко-краеведческий музей все внутреннее пространство трансформировалось настолько, что даже посвященный зритель с трудом мог определить его изначальную планировку. Однако, мастер, любивший свое произведение, возводил новые перекрытия так, что они имели независимые конструкции, удалось сохранить красочную мозаику полов и росписи потолков, маскируя их настилами и обшивкой…

Смена функций здания повлекла изменение и пространственной среды вокруг него: засаживались аллеи, благодаря которым оно когда-то просматривалось с отдаленных точек города и по которым далеко разносился звон колоколов. Яркое многоцветие куполов скрылось под зеленой краской, более удовлетворявшей вкусы того времени, маскируя функциональное назначение здания; спокойные охристые тона фасадов и интерьеров сменились на революционно-розовые.

Река истории неизменно течет вперед, даже если она меняет свое русло. На смену периодам полного отрицания дня вчерашнего часто приходят ностальгия и ощущение невозможности существования без своего прошлого. Именно такой поворот наступил в советской истории Казахстана в 70-е годы. Это время знаменуется всплеском общественного интереса к памятникам истории и культуры. Постепенно пробиваясь на государственный уровень, интерес этот создает необходимые потенциалы для их охраны и возрождения. Это – время интенсивного изучения исторических мест, памятников архитектуры, бурного расцвета музейного дела, развития внутреннего культурного туризма. Активизируется деятельность Министерства культуры Казахской ССР: налаживается государственный учет и охрана памятников, также их реставрация. Именно в этот период здание Вознесенского кафедрального собора было взято под государственную охрану как памятник республиканского значения, и государственным бюджетом впервые выделяются средства на проведение ремонтно-реставрационных работ. Поскольку в тот момент о восстановлении первоначальных функций собора не могло быть и речи, то перед группой архитекторов-реставраторов (под руководством А.О. Итенова) Научно-реставрационной и ремонтной мастерской Министерства культуры стояла трудная задача – максимально обеспечить первозданную сохранность здания при условии эксплуатации его как Историко-краеведческого музея. Несмотря на жесткие рамки, ограничивавшие возможности, реставраторы нашли великолепное решение, при котором хоть частично восстанавливалось первоначальное внутреннее пространство собора и его декор. Наконец, через много лет посетители музея могли хотя бы представить былую грандиозность соборных пространств. А ведь в памяти наших современников до сих пор хранятся детские впечатления от посещения Историко-краеведческого музея в 60-е: маленькие, темные помещения, низкие потолки. Нанизанные на узкие проходы, они создавали полную иллюзию многоярусного подземного лабиринта, начиненного чучелами и скелетами, куда дневной свет поступал лишь изредка и непонятно откуда. Поэтому когда во время реставрации в 70-е было частично разобрано в центре перекрытие второго этажа музея и открыто двусветное пространство с галереями, были сняты подшивки, скрывавшие расписанные яркими синими красками потолки и воссозданы светильники, интерьер музея-собора приобрел как бы заново свои масштабы, свет, цвет и звучание. А когда, наконец, сняли реставрационные леса с фасадов, вряд ли кто из жителей города мог сдержать свое восхищение: до чего неожиданными были эти разноцветные шашки куполов, скрывавшиеся долгие годы под зелеными маскировочными одеждами. А золоченые кресты с отраженным в их зеркалах синим небом были просто потрясающи, вызывали чувство преклонения перед смелостью авторов проекта.

Начиная с этого момента, здание переходило из рук в руки, одни хозяева сменялись другими: оно стало одним из самых достопримечательных мест, находящихся в центре города на перекрестке многих пешеходных путей. Каких организаций здесь только ни было: Центральный музей Казахстана, музей истории архитектуры города Алма-Аты, дирекция художественных выставок и Общество охраны памятников, концертно-выставочный зал. Но ни одна из них так и не стала по-настоящему хозяином здания.

 

Современное положение

 

В 90-х годах ХХ века архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский Алексий (Кутепов) (ныне – митрополит Тульский и Ефремовский) стал предпринимать усилия по возвращению Вознесенского кафедрального собора Русской Православной Церкви. На уровне правительства Республики Казахстан был поднят вопрос о реставрации здания собора с восстановлением его первоначального вида и функций. В 1994 году было решено, что здание должно функционировать как действующий собор-музей, и государством были выделены бюджетные средства на начальный этап работ для подготовки центрального зала и алтаря к проведению богослужений.

В день Святой Пасхи, 1 мая 1994 года, посетивший Никольский кафедральный собор г. Алма-Аты Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев сказал слова, великой радостью отозвавшиеся в сердцах православных алма-атинцев:

«Я решил сделать подарок для всех православных моих граждан моей страны: кафедральный собор в центре нашей столицы, отнятый советской властью 70 лет тому назад у Православной Церкви, передать в вечное пользование Православной Церкви нашего государства».

2 мая 1994 года, в Светлый Понедельник, было получено разрешение на совершение богослужения в соборе. Впервые за 65 лет. Тысячи людей заполнили в тот вечер собор и площадь вокруг него. Архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский Алексий тогда сказал:

«В этот святой вечер все мы, находящиеся внутри этого стародавнего православного святилища, особым образом, в самой глубине своего сердца преклонимся к престолу благодати, прося у Бога прощения и своих согрешений, и грехопадений наших родителей, отступивших в свое время от Бога, прося у Него помощи и благословения на нашу жизнь на древней и славной казахстанской земле… На памяти православных алма-атинцев не одна Пасха. И если Пасха 1933 года останется в нашей памяти как Пасха слез, ибо все православные храмы в городе Алма-Ате были тогда закрыты, а духовенство арестовано, и только один старый священник, находившийся здесь в ссылке, совершал богослужение в Никольской церкви, открытой на случай праздника, то эта Пасха войдет в историю золотыми буквами как Пасха радости и светлого торжества».

В тот вечер над куполом собора в безоблачном небе несколько минут стояла радуга, ярко переливаясь всеми цветами. Наблюдая это знамение «завета между Богом и между землею и между всякою душею живою во всякой плоти» (см.: Быт.9: 16), очевидцы говорили: «Это Господь радуется вместе с нами, это знак благоволения Божия нашему народу и нашему городу!»

В следующем году передача собора Православной Церкви была закреплена юридически. 18 апреля 1995 года Постановлением №119 Государственного комитета Республики Казахстан по государственному имуществу здание Вознесенского кафедрального собора было передано в бессрочное и безвозмездное пользование Алма-Атинско-Семипалатинской епархии Русской Православной Церкви.

Восстановление первоначальной планировки Вознесенского кафедрального собора начало проводиться одновременно с богослужениями. К визиту в Казахстан Святейшего Патриарха Московского всея Руси Алексия II летом 1995 года были частично восстановлены алтарь, ризница, притвор, проведены мероприятия по водоотводу, обеспечению пожарной безопасности, восстановлению нормальной вентиляции и организации эвакуационных путей.

Разборка перекрытий галереи второго яруса в храме, как и ожидалось, не представляла особых проблем. На звонницу были подняты новые колокола, отлитые к тому времени в Москве на средства, собранные алма-атинцами.

18 июня 1995 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, посетивший с Первосвятительским визитом Республику Казахстан, совершил Божественную литургию в Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты. Святейшему владыке сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский Алексий (ныне – митрополит Тульский и Ефремовский), епископы Уральский и Гурьевский Антоний, Истринский Арсений, Чимкентский и Акмолинский Елевферий.

По окончании литургии Святейший Патриарх Алексий II сказал:
«Я благодарю вас всех, дорогие братья и сестры, за общую церковную молитву, которой мы молились сегодня едиными усты и единым сердцем в этом прекрасном храме, который в течение десятилетий был закрыт для молитвы, а сегодня возвращен Церкви. Я сохраню вас всех в своем сердце и заверяю всех вас, что, несмотря на дальность расстояния, которое разделяет вас с нашим первопрестольным градом Москвой, я молитвенно помню и люблю всех вас. В этот день, когда мы все вместе, я обнимаю с любовью каждого из вас и прошу, чтобы Господь укрепил всех вас в вере, которой укреплялся наш народ в течение тысячелетней истории Православия на нашей земле».

С 1995 по 2002 год в возвращенном кафедральном соборе совершал регулярные богослужения и проповедовал слово Божественной истины архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский (с 1999 года – Астанайский и Алма-Атинский) Алексий  (Кутепов). При владыке Алексии началась роспись собора.

Митрополит Мефодий (Немцов) (ныне – Пермский и Кунгурский), управлявший Астанайской и Алма-Атинской епархией с 2003 по 2010 год, приложил много усилий для продолжения реставрации и росписи Вознесенского собора. По благословению митрополита Мефодия в 2005 году группой энтузиастов художников-иконописцев был воссоздан иконостас собора в русско-византийском стиле.

18 января 2010 года, в Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), в Вознесенском кафедральном соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию и великое освящение воды.

«Юрисдикция Русской Церкви, совершающей пастырское попечение о многих народах, распространяется на территорию многих государств, и в каждом государстве есть свои особенности, – отметил в своем слове Предстоятель. – И Патриарх должен это видеть, знать, понимать, чувствовать, чтобы не делать ошибок и содействовать нашему православному народу в том, чтобы люди жили согласно воле Божией и Божиему закону в тех условиях, в которых они находятся».

В марте 2010 года на Казахстанскую кафедру был назначен митрополит Александр. Собор встретил своего архипастыря в Вербное воскресенье, 28 марта. Накануне в городе выпал снег, но радость Литургического общения со свои архипастырем согревала сердца многочисленых прихожан соборного храма.

С началом регулярных богослужений в Вознесенском кафедральном соборе был создан хор собора под управлением знатока церковного пения Миловановой Любови Павловны. За более чем 20-летний творческий труд во славу Святого Православия в Казахстане в разных храмах Алма-Аты Л.П. Милованова неоднократно отмечалась знаками внимания Священноначалия. Глава Митрополичьего Округа в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, вручая Л.П. Миловановой церковный орден особенно отметил:

«Промыслом Божиим Вы стали руководителем хоровых коллективов соборных храмов Алма-Аты: вначале Никольского, а затем, и Вознесенского кафедрального собора. После того, как пали оковы безбожной власти, и у людей появилась возможность безбоязненно посещать церкви и участвовать в богослужениях, перед Вами встали новые непростые задачи, которые требовали незамедлительного решения. Как православный регент, Вы понимали, что всякому человеку, впервые приходящему в Божий дом, через богослужебное пение необходимо дать ощутить нетленную красоту горнего мира, величие духа, радость молитвы. Но соборные клиросы не были к этому готовы: не хватало певческих квалифицированных кадров, отсутствовали нотные партитуры необходимых произведений, были забыты традиции. С Божией помощью, раскрывая все свои таланты, прилагая усилия, претерпевая искушения, Вы справились с поставленной задачей, и в Алма-Ате появился замечательный певческий коллектив – архиерейский хор Вознесенского кафедрального собора. Своим энтузиазмом, трудолюбием и преданностью делу служения высоким идеалам духовной культуры Вы заслужили признание множества благодарных слушателей – духовенства, прихожан и богомольцев Вознесенского собора».

1 августа 2010 года по благословению Митрополита Астанайского и Казахстанского Александра был создан хор Митрополичьего Округа в Республике Казахстан. Возглавил хор регент – заслуженный деятель искусств России Олег Николаевич Овчинников, церковная и просветительская деятельность которого неоднократно получала высокую оценку со стороны Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, министерства культуры России, мировых деятелей искусства. В состав хора Казахстанской Митрополии вошли певчие правого клироса Вознесенского кафедрального собора. Хоровой коллектив был значительно расширен, обновился репертуар, но при этом сохранилось то лучшее, что было наработано за два предшествующих десятилетия.

Церковное пение – это больше, чем искусство. Главной задачей, стоящей перед каждым певческим церковным коллективом, не зависимо от того, приходской это хор или архиерейский, звучащий в большом городском соборе или маленькой сельской церкви, является собственно богослужение – прославление Творца и Создателя. Также, церковно-музыкальная культура – это один из действенных способов проповеди веры, приобщения людей к духовному богатству Православия. Действенное ознакомление человека с высокой духовной культурой происходит через красивое богослужебное пение.

Основным направлением деятельности хора Казахстанского Митрополичьего округа является исполнение песнопений во время богослужений.

Хор исполняет произведения самых разных церковных композиторов, но предпочтение отдается авторам, произведения которых вошли в сокровищницу мировой духовной и классической музыки: А. Архангельский, протоиерей П. Турчанинов, С. Рахманинов, П. Чесноков, Д. Бортнянский, А. Ведель, Д. Христов, Г. Львовский, А. Гречанинов. За богослужениями исполняются распевы Киево-Печерской Лавры, Оптиной и Зосимовой пустынь.

Хор Казахстанского Митрополичьего округа под управление О.Н. Овчинникова стал заметным явлением в культурной жизни Казахстана.

Собор имеет три придела: центральный освящен в память праздника Вознесения Господня, южный – Благовещения Пресвятой Богородицы, и северный – Веры Надежды, Любови и матери их Софии, которые считаются покровителями Семиречья.

 

Святыни храма:

 

  • икона Божией Матери «Казанская»,
  • икона Божией Матери «Владимирская»,
  • икона Божией Матери «Алма-Атинская-Феодоровская» с мощами святого благоверного великого князя Александра Невского. Эта икона является точным списком великой святыни православного мира чудотворной Феодоровской иконы. Феодоровская икона была моленным образом святого благоверного великого князя Александра Невского.
  • икона святителя и чудотворца Николая,
  • икона священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского,
  • икона с частицей мощей преподобного Сергия Радонежского,
  • икона с частицей мощей преподобного Серафима,
  • икона с частицей мощей священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского,
  • икона с частицей мощей мученицы Людмилы Чешской,
  • икона с частицей мощей священномученика Василия Джаркенского,
  • икона с частицей мощей святителя Иоанна Шанхайского,
  • икона с частицей мощей святителя Иоанна Оленевского,
  • ковчег с мощами преподобных отцов Киево-Печерских,
  • ковчег с мощами преподобномучеников Алма-Атинских Серафима и Феогноста, преподобного Севастина, старца-исповедника схиархимандрита Карагандинского.
     

Особенности архитектуры

Вознесенский собор является одним из высочайших в мире деревянных зданий. Высшая точка колокольни – 54 м. Вместительность собора – 2000 человек.

 

Сведения о церковных постройках небогослужебного назначения

 

При соборе действуют воскресная школа, иконописная мастерская, библиотека.

 


 

Настоятель: митрополит Астанайский и Казахстанский Александр.

Ключарь: протоиерей Александр Суворов.

Клир собора состоит из 28 священнослужителей. Богослужения в соборе совершаются ежедневно. 18 священников и 12 диаконов.

Престольный праздник: 40-й день после Пасхи.