В неделю «о Закхее» митрополит Александр совершил Литургию в храме Представительства Митрополичьего округа в Москве
- 14.02.2021, 16:58
- Богослужения
14 февраля 2021 года – неделя 36-я по Пятидесятнице, предпразднство Сретения Господня, день памяти мученика Трифона.
Настоящее воскресенье – последнее перед началом пения Постной Триоди – неделя о Закхее. На Литургии читается евангельское зачало о покаянии Закхея – начальника мытарей (сборщиков подати) города Иерихона (Евангелие от Луки, 19 глава, стихи с 1 по 10).
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную Литургию в храме во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии на Патриаршем подворье города Москвы – Представительстве Православной Церкви Казахстана.
Главе Казахстанского Митрополичьего округа сослужили: ключарь храма иерей Сергий Неретин и клирики Подворья.
Литургические песнопения прозвучали в исполнении хора храма мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии под управлением Анны Рожновой.
За богослужением молились сотрудники Представительства, благотворители Патриаршего подворья и прихожане храма.
На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Святого Православия и сохранении Церкви Христовой от разделений и расколов; возглашались особые прошения о спасении людей от морового поветрия.
В завершение Литургии владыка митрополит поздравил духовенство и мирян с воскресным днем – малой Пасхой и произнес слово поучения.
«Сегодня в церковном календаре воскресный день, который по предложенному богослужебным уставом на Божественной Литургии евангельскому чтению, носит наименование – неделя о Закхее. Это история обращения ко Христу человека, который по всеобщему мнению был закоренелым грешником, злодеем и предателем своего народа. Во времена земной жизни Спасителя Иудея была одной из провинций Римской империи. Налоги и пошлины собирало не государство, а наместники отдельных областей. Для этого они нанимали особых чиновников – мытарей, а те в свою очередь не только трудились, выполняя волю иноземных языческих властей, но и несправедливо наживались, пользуясь своим особым положением и обирая единоплеменников. Законоучителя того времени приравнивали мытарей к разбойникам и запрещали подходить к ним ближе чем на семь метров, дабы не оскверниться духовно. «Закхей, начальник мытарей и человек богатый» (Лк. 19:2), стоял во главе таких сборщиков податей. Несложно догадаться, каким образом он нажил свое состояние и как относился к нему народ. Евангелие повествует нам, что движимый любопытством и желая увидеть Спасителя, окруженного толпой людей, Закхей, будучи человеком невысокого роста, залез на смоковницу. Поступок для взрослого человека, а тем более для известного во всем городе чиновника, совсем неординарный. Обычно в таких случаях подобным образом поступают лишь дети и подростки. Ради того, чтобы только увидеть Мессию, начальник мытарей преодолел гордость и самомнение и не побоялся принять унижение, не смутился от насмешек, криков и свиста толпы. Его сердце, даже омраченное сребролюбием, искало спасения, искало правды Божией. Заметив сидящего на дереве Закхея, Христос сказал: «Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19:5). Господь, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4), внял благому желанию, которое появилось в душе этого грешника, ответил на его внутреннее стремление. Христос принес спасение дому Закхея. Любовь Божия в ответ на искренне желание человеческое сокрушила крепость греха начальника мытарей, и он совершает истинное покаяние. «Господи! – говорит он Христу, – половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:8). Сегодняшний евангельский рассказ показывает нам как взаимодействует сила спасающей благодати Божией и человеческая воля. «Бог спасает нас не без нас», - учит блаженный Августин. Человеку в деле спасения необходимо прилагать нравственные усилия, открывать Богу двери своего сердца, стремиться к единению со Христом. Закхей шаг за шагом преодолевал свое собственное греховное состояние, сумел растопить свое каменное сердце, разрушить твердыню страстей, сначала горячим желанием встречи с настоящей праведностью и святостью, далее – смирением и бесстрашием перед насмешками и непониманием окружающих, а затем – истинным покаянием, переменой образа всего своего существования, исполнением заповедей. Это простое, но очень глубокое евангельское повествование напоминает о том, что и нам необходимо на всех путях своей жизни искать Христа, пытаться Его узреть, познать и приблизиться к Нему. Малый ростом Закхей увидел Спасителя, поднявшись на смоковницу, преодолев не столько физические препятствия и неудобства для встречи с Господом, сколько серьезные духовные преграды. Так и нам необходимо в своем повседневном бытии делать смелые и решительные шаги, прилагать усилия и подниматься над своими слабостями и страстями, над суетой и дурными привычками. Наши устремления, наши смиренные труды и даже намерения не останутся без внимания – Господь заметит нас и милостивно скажет, как некогда Закхею: «Ныне пришло спасение дому сему» (Лк. 19:9)». Из проповеди митрополита Александра.