Состоялось епархиальное собрание Кокшетауской и Акмолинской епархии
Состоялся выпуск вечерних Богословских курсов при Никольском соборе города Алма-Аты
Завершился архипастырский визит митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в Петропавловско-Булаевскую епархию
Митрополит Александр совершил молитву на месте убиения страдальцев за Христа в Лисьей балке и посетил храмы Чимкента
Митрополит Александр и епископ Владимир прославили Пасху Христову на месте разрушенного в 1937 году Вознесенского собора города Петропавловска

27 апреля 2022 года. Петропавловск. Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, находящийся с архипастырским визитом в Петропавловско-Булаевской епархии, посетил мемориал «Стена памяти жертв политических репрессий и тоталитаризма 30-40-х – начала 50-х годов XX века». Близ места, где сегодня располагается мемориал «Стена памяти», до 1937 года стоял Вознесенский кафедральный собор, в котором служил священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский.

Иерарха сопровождали: епископ Петропавловский и Булаевский Владимир, секретарь Петропавловского епархиального управления протоиерей Сергий Первушин, руководитель митрополичьего протокола протодиакон Роман Головин, клирики епархии.

К памятнику, на котором выгравированы имена и фамилии почти 7 тысяч человек, Глава Казахстанского Митрополичьего округа возложил цветы. В числе запечатленных на стене имен находятся и имена репрессированных священнослужителей, подвизавшихся в Северном Казахстане в эпоху безбожных гонений.

Архипастыри и духовенство пропели тропарь Воскресению Христову и совершили молитву обо всех «в годину лютых гонений умученных и убиенных, от голода, холода, ран, болезней и непосильных работ скончавшихся».

В этот же день митрополит Александр и епископ Владимир посетили место строительства будущего Преображенского храма, который по возведении станет кафедральным собором Петропавловско-Булаевской епархии. Архипастыри вместе с духовенством совершили славление Святой Пасхе и призвали Божие благословение на предстоящее благое дело.



Летом 1865 года, там, где сегодня стоит областной драматический театр, была заложена главная православная церковь города Петропавловска – Вознесенский кафедральный собор. Тогда это был четвертый храм города, который начинал строиться на горе. Возводили собор на месте бывшего менового двора.
В 1870 году, в день Вознесения Господня, праздничный перезвон колоколов, самый большой из которых весил 513 пудов, созывал верующих на первую службу. Первоначальный цвет собора был красным – кирпич не штукатурили. Величественным было внутреннее убранство: храм украшал позолоченный трехъярусный иконостас, иконы облачены в тонкой работы оклады.
Вознесенский собор и Соборная площадь обозначили на карте города сразу три новые улицы: Пушкинскую, Вознесенскую и Вознесенский проспект. Средства на строительство собора пожертвовала почетная гражданка Петропавловска, вдова купца второй гильдии Мария Глазкова. Не жалел средств на Вознесенский собор и сын Глазковой, потомственный почетный гражданин Петропавловска Федор Григорьевич Глазков. В 1897 году он открыл первую в городе церковно-приходскую школу при соборе.
Установление большевистской власти в Петропавловске в конце 1917 года поначалу никак не отразилось на судьбе Вознесенского собора и духовной жизни в городе в целом. В 1922 году вышел декрет об изъятии церковных ценностей. Новая «Обновленческая Церковь» безоговорочно поддерживала политику советского правительства, в то время как каноническая Церковь была солидарна с Патриархом Тихоном, который осудил правительственный декрет. Линия раскола прошла и между Петропавловскими приходами. Лагерь обновленцев в городе возглавил лжеепископ Алексей Koнонов, обосновавшийся в Вознесенском соборе. Так до последних своих дней в документах НКВД Вознесенский собор числился в списке обновленческих приходов.
В областном архиве, в материалах революционного губернского трибунала, хранится дело, связанное с изъятием церковных ценностей в Вознесенском соборе. Обвинялись три монахини. Вина их заключалась в том, что они выражали недовольство, когда с икон снимали дорогие ризы, и предлагали священнику утаить несколько икон. Кроме этого, одна из них спрятала лампадку, а другая говорила верующим, что икона Божией Матери «так и не дала снять с себя ризу». Согласно протоколу судебного заседания, священники-обновленцы никакого отношения к делу не имели и монахиням не сочувствовали.
Когда в 1923 году в Петропавловске официально завершили передачу церковной собственности в ведение государства, «епископ» Кононов, как и другие обновленцы, подвергся репрессиям.
Весной 1929 года в Петропавловске началась беспрецедентная антирелигиозная кампания, в результате которой в городе закрыли все храмы, молитвенные дома, мечети, костел и синагогу. Вознесенский кафедральный собор закрыт решением городского Совета от 2 февраля 1930 года. «Постановление городского Совета, - жаловались верующие в Президиум ВЦИК, - совершенно не мотивировано. Посещение у нас хорошее, громадные средства прихожан (около 5000 рублей) затрачены на ремонт собора. Наша община перерегистрирована только год назад. Наш храм всегда поддерживал директивы правительства трудящихся...». Собор стал систематически подвергаться варварским нападениям. Ночные посетители крушили и ломали все, что попадалось под руки, особенно пострадала отопительная система. Одновременно местная газета опубликовала целую серию «разоблачительных» статей по поводу «поповского вредительства в соборе». В результате службы прекратились, приход был ликвидирован.
В 1931 году в здание Вознесенского собора переселился областной краеведческий музей. Однако пребывание музея под соборным куполом оказалось недолгим. Вознесенский собор продолжал разрушаться, отопительная система не восстанавливалась, стены сырели и осыпались.
Когда в 1934 году музею покинул полуразрушенное здание, судьба собора была решена. В том же году горкомхозу поручили сравнять собор с землей, а именно: к 15-летию образования республики, т.е. к октябрю 1935 года. Этому плану не суждено было сбыться. Вскоре выяснилось, что на уничтожение добротно построенной церкви понадобятся не месяцы, а годы. Только осенью 1937 года безбожникам удалось сравнять храм с землей.

Служение митрополита Александра