Протоиерей Евгений Воробьев, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»: «Господь не спросит нас, кем мы были в этой жизни, Он спросит нас о том, были ли мы людьми»

6 ноября в церковном календаре празднование в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

В Алма-Ате действует храм в честь иконы «Всех скорбящих Радость», расположенный в юго-западной части города, в районе «Тастак». «Скорбященская» церковь была воздвигнута в 1915 году по благословению епископа Верненского и Семиреченского Иннокентия (Пустынского). Храм построен в тяжелые для Отечества времена – шла Первая мировая война. Первые священники – отец Сергий Бредников, отец Иаков Якушев и отец Андрей Дольников – пострадали за Христа в годы безбожных гонений.  

В 2018 году храму в честь иконы «Всех скорбящих Радость» исполнилось 103 года. Сегодня это - красивый и уютный храм Южной столицы, в котором пребывают чтимые иконы и святыни. При храме работает воскресная школа, существуют Богословские курсы. Приход живет, развивается и у него много планов и забот, радостей и трудностей.

В престольный праздник храма, 6 ноября, Божественную Литургию совершил митрополит Александр Казахстанский и Астанайский.

В преддверии праздника мы задали несколько вопросов настоятелю храма «Всех скорбящих Радость» - протоиерею Евгению Воробьеву о жизни прихода, о его деятельности, о том, как встречает храм свой престольный праздник?

Отец Евгений, в преддверии престольного праздника храма в честь иконы «Всех скорбящих Радость» еще раз хочется вспомнить об истории этого храма, поговорить о его сегодняшней жизни и о том, как дальше планируется развивать приход?

Прежде чем говорить о празднике, вообще нужно сказать, что такое престольный день. Мы все знаем, что это годовой храмовый праздник, посвященный или Спасителю, или Божией Матери, может, тому или иному святому, в честь кого и был построен храм. Суть и смысл любого православного праздника, безусловно, уставные богослужения, которые необходимо совершать накануне и в самый день торжества. В этот день мы еще раз вспоминаем историю праздника, стараемся что-то особенное сделать для храма, его прихожан. Но особое внимание хочется обратить на то, что престольный праздник имеет большое значение не только для самого храма, но и для города или села, где находится.
Торжество за Божественной Литургией объединяет большое количество самых разных людей: и постоянных прихожан, и тех верующих, кто возможно в течение целого года ни разу не был этом храме, а на престольный праздник пришел. В этот день служит духовенство города. Храм в такое торжественное время преображается, народу готовится угощение. Все это создает совершенно особое духовное настроение.
Мне вспоминаются детские годы, когда я видел, с каким размахом, радостью праздновал народ престольный праздник. Парадокс был в том, что праздновал он храмовый праздник… без самого храма. Когда мы жили еще в Сибири, меня родители каждый год отправляли на лето в деревню. Храма там не было, он был снесен, уничтожен во время гонений на Православную Церковь… Но все жители помнили храм и в честь кого он был построен – в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. И вот 12 июля собиралось в это село со всех окраин, из других деревень и даже близлежащих городов: Барнаула, Новосибирска, Бийска огромное количество людей – почитателей этого престольного праздника. Играла гармонь, повсюду раздавались песни, все ходили друг другу в гости. По три дня могло длится гулянье… Да, торжество праздновали скорее по-мирски, очень по-советски, не было и в помине молитвы. Но большое количество людей объединял именно православный праздник, престольный праздник храма, которого давно уже не было к тому моменту… Все знали и помнили, что здесь был храм, посвященный апостолам Петру и Павлу, любили этот день, хранили традицию празднования этого праздника.

Ваши родители приехали в Алма-Ату, когда Вы были еще ребенком и, наверное, здесь Вы тоже имели возможность увидеть, как празднуют престольные праздники?

Да ведь тогда в Алма-Ате, в то советское время было всего три храма: Никольский кафедральный собор, Покровский храм, храм Казанской иконы Божией Матери.  И все знали празднственные дни этих храмов, спешили в них. И какое огромное количество народа! Люди объединялись за Божественной Литургией, потом обязательно праздновали дома, по-семейному.
Никольский кафедральный собор – был центральным, главным храмом всего Казахстана тогда, альма-матер многих рукоположенных в то время священников, которые находили возможность в престольный праздник посетить кафедральный собор. Поэтому можно представить себе какое количество людей было в этот день на престольном празднике.

А храм «Всех скорбящих Радосте» был передан Русской Православной Церкви в 1997 году?

Да. Храму нашему 103 года. Как ни удивительно, об этом мало кто знает. Построен был здесь, в районе Тастака, так называемой третьей станице, по благословению Преосвященнейшего Иннокентия (Пустынского). Храм деревянный, однокупольный. Прослужил недолгое время – в 1929 году был закрыт. Три священника, о судьбе которых ничего неизвестно, я думаю, пострадали, потому что пострадал и сам храм… Разорен, разрушен, вся утварь, иконы были выброшены… В течение многих лет здесь было и здание НКВД, и хранилище каких-то химикатов, пошивочная мастерская, клуб… в последнее время – библиотека.  Судьбы у всех порушенных храмов похожи… Наш храм так же пережил все, что переживала тогда страна, ее народ. Страшное было попрание этого святого места. Но милостью Божией, тщанием прихожан, храм возрожден. Могу назвать одного из первых доброхотов, который поднял вопрос в епархиальном управлении о восстановлении храма, передаче его в лоно Православной Церкви – это протоиерей Геннадий Кадников. При владыке архиепископе Алексие Кутепове (ныне митрополит Тульский) здание храма в 1997 году было передано в ведение Русской Православной Церкви в бессрочное безвозмездное пользование. Здание находилось в страшном аварийном состоянии, вид был самый плачевный. В 1999 году, когда я был назначен настоятелем этого храма, пришлось его полностью реконструировать… многие говорили, что лучше уж было снести и построить новое здание. Но по ряду объективных причин это было невозможно. Здание входило якобы в список тех архитектурных сооружений, которые охранялись государством. Не было практически нескольких рядов венцов, которые сгнили, фундамент – бутовый. Пришлось все это поднимать и полностью менять фундамент.
В период реконструкции богослужения не прекращались. За очень короткий период времени храм приобрел тот вид, который сейчас есть. Хороший, уютный, теплый храм получился. Сегодня мы имеем такую возможность и счастье совершать полноценные службы.  

Мы знаем, что в возрождении храма Вам помогал Ваш отец?

Да, мой отец – Александр Матвеевич Воробьев, впоследствии монах Тихон – один из ктиторов храма. Я всегда его вспоминаю в числе первых из тех, кто тогда помог в деле возрождения храма.  Сильно помог Владимир Кем, который ныне живет в Калининграде. Еще хочу сказать и всегда об этом говорю, что никаких спонсоров не было при реставрации здания храма. Все делалось на пожертвования прихожан и руками прихожан.
Человек никогда не пройдет мимо раненого лежащего человека, окажет ему помощь, содействие, так и храм – это тоже живой организм, и он тоже был изранен, ему необходима была помощь. И люди не прошли мимо. Помогали, кто чем мог, пока это здание не стало действительно здоровым. Кто-то из таких людей остается с храмом навсегда, кто-то идет еще строить и восстанавливать храмы, кто-то просто переезжает на другое место. Но один день в году, престольный праздник, объединяет всех. Все стараются приехать в этот день в наш «Всескорбященский» храм и многие из них в глубине своей души могут себе сказать: что вот в этой красоте, которая сейчас окружает всех молящихся, есть частичка и моих благих усилий.

Чем сегодня живет приход, какие у Вас заботы, труды, планы…

Планы и цели есть, но целей достигнуть становится все тяжелее. Помощь Божия и Царица Небесная по молитвам нас недостойных, конечно, не оставит. Три года назад мы заложили камень для строительства пристройки к зданию воскресной школы еще одного помещения. Пока данный проект трудно реализовать, но мы не перестаем изыскивать возможности для этого. В текущем году мы сделали новое помещение для иконной лавки. Теперь она за пределами храма, более просторная, удобная для прихожан. Каждый год престольный праздник стимулирует сделать что-то новое. Было в планах к престольному празднику сделать перегородочки на солее резьбовые, в алтаре сделать сень на горнем месте. Пока не получилось по независящим от нас причинам… Хочется украсить храм киотами. Вот хотим, чтобы была в нашем храме икона Божией Матери «Помощница в родах». И проект есть, и молитва, и чинопоследование. Но все сразу реализовать невозможно, а постепенно, в течение года, тем более к престольному празднику, мы стараемся все сделать. Ремонт в этом году сделали в храме, административном здании, воскресной школе. Здесь хотелось бы поблагодарить директора воскресной школы Римму Владимировну Евдокимову, учеников богословских курсов, родителей учеников воскресной школы, всех прихожан, которые участвовали в деле ремонта храма. Здесь были и благотворители – компания «Тиккурила».

В храме есть особо чтимые святыни, ради которых верующие иногда специально едут сюда. Есть какие-то новые святыни…

Как и в любом православном храме у нас есть святыни, к которым верующие с любовью притекают. Одна из таких святынь у нас – это, конечно же, образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которая была подарена Свято-Никольским собором в день открытия храма в 1997 году. Это одна из первых святынь. В честь данного образа назван храм и совершается престольное торжество. Есть просто удивительный образ «Се Человек», написанный преподобномучеником Серафимом Алма-Атинским, который постоянно пребывает в нашем храме, но бывают и такие моменты, что он посещает выставки – таковые были в Караганде, Астане.  Образ «Се Человек» «объехал» практически весь Казахстан и православные имели возможность созерцать его. Есть мощи угодников Божиих – преподобного Александра Свирского, святителя Иннокентия Московского. И вот совсем недавно, в прошлом году, в сентябре, я специально ездил в Москву, чтобы получить частицу святых мощей святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского из рук протоиерея Петра Пересветова, который является смотрителем у гроба этого великого святого. Также имеется и образ святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, в который будет вложена эта частица святых мощей. Есть прекрасные иконы святителя Луки Войно-Ясенецкого, святого мученика Трифона, блаженных Матроны Московской и Ксении Петербуржской. Пусть еще не намоленные, современные, но у нас и храм имеет современную историю.

Храм окружает с одной стороны спортивная школа и стадион, с другой стороны находится харизматическая секта Агапа. Как живется в таком окружении?
Я думаю, что слова Господа и Спасителя непреложны: «Создам Церковь и врата ада не одолеют ее». Православная Церковь стоит, и будет стоять до скончания века. Что бы вокруг не свершалось, как бы не бушевало житейское море и что бы не происходило в современном мире Церковь будет являться кораблем спасения.
 
Есть такая проблема в православном обществе, о которой много и часто говорят – дети, которые много лет посещают воскресную школу, становясь взрослее, не посещают храм, отпадают от Церкви. Как с этим быть?

Как писал псалмопевец Давид «от юности моея мнози борют мя страсти» ...  Да, до 12-13 лет дети как ангелы, умилительно на них смотреть в храме и на занятиях в воскресной школе… Но исполняется им по 15-16 лет и… они уходят их храма.  Они вспоминают о Боге, обязательно, но спустя какое-то время … Почитайте на эту тему святителя Феофана Затворника «Путь ко спасению», о том, как развивается, взрослеет ребенок, когда в нем начинают пробуждаться страсти (совсем еще в младенчестве!), когда они, страсти, встают во весь свой рост. И здесь тоже самое происходит – страсти возмущаются, и ребенок уходит из храма, утихают –  и он, далеко уже не ребенок, вспоминает о Боге. Вот как здесь оградить ребенка от страстей? В этом помогают занятия в воскресной школе и самое главное – личный пример родителей, их благочестие, милосердие и добрые дела…
Воскресная школа – самое идеальное, что можно придумать в храме. Ведь важно именно с детства, с младенчества заронить золотое зерно истинной веры… И оно обязательно прорастет. Сам процесс обучения, начиная с детских лет, дает стимул в дальнейшем быть просто человеком. В Священном Писании не написано, кем должен быть человек. Господь не станет спрашивать, когда мы предстанем пред Ним: кем ты был в этой жизни? Он спросит: был ли ты человеком? Вот если ребенок будет постоянно видеть добро, милосердие, любовь родителей ко всем окружающим, доброта эта в душе останется навсегда. Счастье для ребенка – если у него верующие родители. Все-равно вымолит мать или отец, чтобы не происходило. Это величайшее счастье.

Вы отметили, что в решении этой проблемы исключительную роль родителей…

Ну, конечно… Ребенок как губка впитывает и все хорошее, и все плохое… Если он постоянно будет видеть хорошее, то это добро он пронесет до конца своих дней.  Будет видеть злое, то будет злым и зло это будет нести. Родители с детьми – одно целое. Как плод может быть вдруг иным, чем древо? Вот у нас в Воскресную школу дети ходят обязательно с родителями. Они вместе возрастают в вере. Иногда они находятся практически на одном духовном уровне: и родители, и дети. Дети иногда даже уже начинают опережать своих родителей. В рамках Воскресной школы существует Школа родителей, где взрослым читаются лекции по православному воспитанию детей, основанными на творениях святых отцов. В итоге родители воцерковляются: исповедуются, причащаются. Я это вижу и очень благодарен преподавателям за такие труды. Да, такой формат, когда дети обучаются параллельно с родителями (уроки, конечно у них разные) не дает массовости посещения Воскресной школы. Ведь родителям в основном хочется оставить ребенка в школе и идти по своим делам или отдыхать… но вот в этом тоже ищите корень проблемы – почему дети потом уходят из храма…

Отец Евгений, в 2017 году в рамках осуществления спецпроекта «сакральная география», являющегося одним из направлений президентской программы «Рухани Жангыру», Вознесенский собор Алма-Аты и храм Христа Спасителя – «Золотая церковь» в городе Уральске были включены в список ста общенациональных сакральных объектов Республики. А ведь Вы имели самое непосредственное отношение к возрождению и того и другого храма.

Да, я имел непосредственное отношение к возрождению «Золотого» храма в Уральске, посвященного Рождеству Христову. Это произошло в 1991 году, когда я по благословению владыки архиепископа Алексия Кутепова был направлен на служение в город Уральск. Как раз в то время храм возвратили Русской Православной Церкви. Ранее в нем находился музей атеизма. Я стал первым настоятелем после его открытия. Храм очень красивый, старинный, возвышается высоко над землей, так как стоит как бы на подиуме. Уникальность храма еще в том, что на его закладке присутствовал цесаревич Николай – будущий император.  
В 1995 году в дар православным верующим Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев передал здание Вознесенского собора Русской Православной Церкви. В этом здании ранее был краеведческий музей и концертный зал Государственной филармонии. Я также стал его первым настоятелем и продолжал быть секретарем епархиального управления. Два вот таких музея получилось в моей жизни – два поруганных храма. И оба храма сегодня возрождены.

Отец Евгений, Вы часто в числе других священников сопровождаете митрополита Казахстанского и Астанайского Александра в поездках по Казахстану. Что Вы замечаете во время этих поездок? Что можете рассказать о духовной жизни православных других городов Казахстана?

Вы знаете, о чем мне здесь хотелось бы сказать. Господь призывает человека через разные обстоятельства жизни, но иногда – через какие-то святыни. Увидел он святыню, может «случайно», приобщился, прикоснулся и через освящение это Господь призывает его. Это чудо просто. И такие чудеса происходят. Возможность людям приобщиться к святыням дает наш дорогой святитель и отец митрополит Александр. Приобщиться к святыням, которые, что и говорить, большинству просто не доступны. Не все имеют возможность поехать в город Бари, на Афон, в Иерусалим. А если и имеют, то просто физически невозможно все объехать и получить доступ к святыням. Пусть не все, но кто-то все-равно придет к Богу через эти святыни. Когда мы ездим с владыкой митрополитом по стране, приезжаем в тот или иной город или областной центр владыка всегда берет с собой какие-то святыни. Одна из таких святынь – Пояс Пресвятой Богородицы, с которым мы облетели весь Казахстан. Почти 750 000 человек за месяц прикоснулось к Поясу Пресвятой Богородицы. Что очень много. Вот одна из последних поездок была в Семипалатинск и в Усть-Каменогорск. И владыка Александр взял с собой большую частицу святых мощей святителя Николая. Кроме этой святыни были иконы Казанской Божией Матери, Знаменская Курская-Коренная, которую привезли из Америки, Почаевский образ Божией Матери, «Умягчение злых сердец – Семистрельная» – мироточивая.
Здесь в Казахстанском Митрополичьем округе владыка митрополит дает возможность людям прикоснуться к таким необыкновенным святыням и люди с благодарностью это воспринимают. Вот, когда мы были недавно в Семипалатинске, там праздновалось 300 лет явлению Абалацкой иконы «Знамение». Самому Семипалатинску 300 лет. Икона была утрачена, сделали копию. И получился, ну совершенно удивительный образ! Один в один, мера в меру как он был. Исполнением образа занимались изографы города Тобольска по благословению владыки Александра. И вот народ шел всю ночь и утро, чтобы прикоснуться к этой святыне – более 3000 человек.
Верю, что Сама Царица Небесная помогает нашему владыке митрополиту, чтобы наш казахстанский православный народ имел доступ к самым редким, самым дорогим и, поверьте, для многих практически «недостижимым» святыням. Митрополит Александр через это всех покрывает своей любовью.
И действительно, владыка, по словам апостола Петра, «является иерархом и устроителем жизни церковной, блюстителем овец Христовых и раздаятелем Божественной благодати»…

Беседовала Татьяна Бирюкова

Лента новостей