В четверг Светлой седмицы Глава Казахстанского Митрополичьего округа совершил Литургию в храме во имя блаженной старицы Матроны Московской
День преставления священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского. Епископ Геннадий совершил Божественную Литургию в Никольском соборе Южной столицы
Управляющий делами Православной Церкви Казахстана и епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий приняли участие в VI Пленуме Христианского межконфессионального консультативного комитета
На территории Никольского собора Южной столицы установлена благотворительная «Елка желаний»
Епископ Каскеленский Геннадий принял участие в конференции «Духовный кризис в русской литературе и революционные потрясения XX века»

28 октября 2019 года. Москва. В Издательском совете Русской Православной Церкви прошла конференция, основной темой которой стала связь между кризисом в предреволюционной русской литературе и социальной катастрофой 1917 года.

Научное мероприятие состоялось в рамках работы Комиссии межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации.

Конференцию приветственным словом открыл председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент. В своем выступлении он отметил, что «…многие исторические вехи в судьбе русского народа по сию пору воспринимаются через призму советской идеологии. В СССР хватало достижений – научных, военных, спортивных. Однако создавался он на почве страшного социального потрясения, на костях миллионов жертв, поэтому и прочность советской государственности оказалась гораздо меньше, чем мечтали ее творцы». Поэтому, как полагает глава Издательского совета, в наши дни уместно «…с разумной долей скептицизма вглядываться в старые советские объяснения сути исторических явлений. Так, например, отношение к революционным потрясениям 1917 года не как к великой трагедии, а как к началу «светлого пути», в наши дни выглядит и неуместно, и архаично. Революция и Гражданская война были братоубийством, они необыкновенно дорого обошлись нашей стране и нашему народу. Речь идет не только о миллионах павших, не только о чудовищных материальных потерях, но также о падении нравственного чувства, о богоборческой и антицерковной политике победивших сил».

Доктор исторических наук, помощник председателя Издательского совета Русской Православной Церкви Д.М. Володихин сделал доклад «”Волноломы”. Творческие личности, противостоявшие духовному кризису в предреволюционной русской литературе. На примере К.Н. Леонтьева».

Заместитель главного редактора «Царьград ТВ», кандидат исторических наук М.Б. Смолин и лауреат Патриаршей литературной премии имени А.Ю. Сегень говорили в одном ключе. Первый из них прямо назвал «холодной войной» противостояние социалистов с либералами защитникам России и веры. С точки зрения А.Ю. Сегеня, это противостояние заметил еще Ф.И. Тютчев. И множество литераторов, прямо или косвенно вставших на сторону революции, «не воспринимало, не переваривало существующую Церковь». А.Ю. Сегень выразил сожаление о том, что умственное, изнутри, разрушение литературы не было пресечено. А сейчас, по его мнению, в нашей стране складывается совершенно аналогичная ситуация.

Лауреат Патриаршей литературной премии О.А. Николаева проследила еще одно измерение этой войны: по ее словам, заумь авангардистов была симптомом и частью «метафизической войны с логосом». Элемент того же явления – мода ругать Россию, что прежде всего означало критику русской религиозной идеи.

Кандидат филологических наук, доцент Литературного института имени М. Горького Ю.М. Папян добавил ко всему этому еще и констатацию раскола литературоведения и языкознания в дореволюционный период, т.е. явление методически нездоровое.

Известный исторический публицист А.А. Музафаров совершенно обоснованно указал на то, что русская литература последних перед революцией десятилетий жила в эпоху открытий, изобретений, строительства новых городов и великих железных дорог. Но всё это ее не заинтересовало: ни созидательный труд, ни люди труда. К величайшим явлениям эпохи она осталась равнодушна, если не сказать слепа.

Три ярких выступления были посвящены крупным личностям эпохи Серебряного века. Лауреат премий имени Аполлона Кузьмина и «Просвещение через книгу» Н.В. Иртенина представила Л.Н. Андреева как писателя, в творчестве которого сконцентрировались все основные черты нравственного нездоровья и духовного тупика русской литературы того времени. Кандидат исторических наук, член редколлегии журнала «Историческое обозрение» Г.А. Елисеев показал, что при всей славе «православного консерватора» В.В. Розанов демонстрирует явно материалистическую закваску в известнейших своих произведениях. Доцент Литературного института имени М. Горького С.С. Арутюнов отметил черты эгоцентризма, имморализма и страстности, доходящей до порочности, в творчестве М.И. Цветаевой, ставшим одним из духовных символов эпохи.

Общее мнение участников конференции: русская литература несет значительную часть ответственности за революционный катаклизм 1917 года и его трагические последствия, поскольку подготовила духовную почву для социальных потрясений.

Конференция завершилась живой полемикой. В рамках дискуссии выступил, в частности, епископ Каскеленский Геннадий. Владыка Геннадий отметил тот факт, что дореволюционный русский писатель не торопился обратиться к Церкви, включая высшие ее авторитеты, за духовным окормлением, даже если храм и прославленный духовный наставник находились неподалеку от него. Сближения писателей и Церкви как тенденции, как массового явления, к сожалению, не происходило.

По материалам сайта izdatsovet.ru

Образование и наука