Казахстан обрел новую святыню – точный список с чудотворной Курской-Коренной иконы Пресвятой Богородицы «Знамение»
Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. 30-летие архипастырского служения митрополита Астанайского и Казахстанского Александра
В неделю «о Самаряныни» в Иверско-Серафимовском монастыре состоялась Литургия с участием всех архипастырей Казахстана. В собор обители доставлена часть мощей великомученика Георгия Победоносца
«Делиться опытом жизни – это долг родителей, учителей и наставников». Интервью председателя комиссии по делам молодежи Казахстанского Митрополичьего округа игумена Игнатия (Сидоренко)

24 февраля 2022 года состоялось освящение духовно-просветительского центра города Иссыка, расположенного на территории храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Об этапах его строительства, жизни Покровского прихода и молодежном служении редакции официального сайта Казахстанского Митрополичьего округа рассказал игумен Игнатий (Сидоренко), председатель комиссии по делам молодежи Православной Церкви Казахстана, благочинный Иссыкского церковного округа, настоятель Покровского храма.

– Отец Игнатий, расскажите, пожалуйста, о новопостроенном духовно-просветительском центре, для каких нужд он был возведен?

– Центр назван во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, который, как известно, четверть века преподавал Закон Божий в гимназии и Кронштадтском реальном училище, оставив свои бесценные педагогические заветы современным учителям. Иоанновский духовно-просветительский центр возник не на пустом месте: заложенный по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в 2018 году и построенный в 2022-м, он уже имел свою историю. На территории Покровского храма города Иссыка с середины 1990-х годов стояла воскресная школа, которая когда-то была среднеобразовательным учебным заведением. В здании школы находились: молодежный клуб «Вифлеемская звезда», кукольный театр, небольшая гостиница. Постепенно строение пришло в аварийное состояние, и настал момент, когда ни ремонты, ни реставрации, которые периодически проводились, уже не могли спасти здание. Стало ясно, что пришло время сносить ветхое строение и строить новое со всей инфраструктурой, необходимой для разнообразной приходской жизнедеятельности Покровского храма. Община в Иссыке большая и направлений деятельности прихода, помимо основного – богослужебного, много. Кроме воскресной школы и «молодежки», существует женский музыкальный хоровой коллектив «Самарянки», женский клуб «Мама», молодежный клуб для семейных пар «Райский сад», «молодежное крыло» – для детей, слишком юных для молодежного клуба, но уже довольно «взрослых» для воскресной школы. Словом, приход остро нуждался в дополнительных помещениях.

– Кому принадлежала архитектурная идея духовно-просветительского центра?

– Когда я обратился к архитекторам, то думал, что достаточно будет подготовить для них список необходимых помещений, показать место для объекта и все: они сделают проект, который тебе понравится. Так не получилось. Несколько проектов пришлось отклонить, потому что они оказались неудобными или вычурными. Тогда я освоил программу по архитектурному проектированию и с помощью нее создал проект сам, отдал его на разработку известному, ныне покойному, архитектору А.М. Берднику. Анатолию Михайловичу очень понравилась идея универсальной площади, которая может быть и трапезной, и залом со сценой за счет раздвижной стены, которая соединяет трапезную с одним из трех классов воскресной школы. В любой момент, если нужно, можно удлинить трапезную и в то же время сделать так, что это будет зал для просмотра детских утренников, прослушивания хорового пения, для каких-то поэтических вечеров, и т.д. и т.п. Первоначально здание планировалось как одноэтажное, так как полагались только на свои приходские силы. Однако, когда были возведены стены первого этажа, я увидел, что Божия помощь настолько ощутима, что стал «напрашиваться» второй этаж. Так здание стало двухэтажным.
На первом же этаже духовно-просветительского центра располагается кухонный блок, трапезная, три класса школы и келия. На втором этаже есть два четырехместных гостиничных номера для паломников, вторая келия и просторная, с огромными панорамными окнами с видом на горы комната отдыха, где стоит теннисный стол, удобные кресла, аппаратура для прослушивания музыки. Также на втором этаже располагаются два кабинета: один для молодежного отдела и пресс-службы, другой для настоятеля храма.

− Здание имеет довольно необычную форму и оригинальный внутренний дизайн.

− Да, здание получилось большое − площадь составляет 624 кв. м., добротное и, действительно, необычное. Во-первых, красивый балкон с кованым ограждением, расположенный над центральным входом, делает сооружение очень привлекательным. Во-вторых, необычный вид получился из-за разницы высоты потолков помещений на первом и втором этажах: трапезная, выступает как бы вверх в виде башни, а над ней расположена просторная комната отдыха. Что касается дизайна внутри здания, то это идея нашего иеродиакона Амвросия (Дудонова), обнаружившем в себе еще и талант дизайнера. Стены каждого помещения имеют разные цвета и оттенки, и нет повторяющихся цветов. Настолько яркие, красивые, сочные цвета: и розовый, и ярко-желтый, и зеленый, и темно-оранжевый… Отец Амвросий утверждает, что на детей это разнообразие радостных цветов будет влиять очень благотворно: чувствуется такое приподнятое настроение, и когда переходишь из одного помещения в другое, словно попадаешь из одного мира в другой.

− У вас так много объединений и каждое рассчитано на определенный возраст и даже социальное положение…

− Я всегда стремился скреплять общину. В Священном Писании сказано, для чего нужен священник − для служения и созидания Тела Христова, коим и является весь народ православный. Нас объединяет богослужение, Причастие Христовых Таин, в храме мы все объединены в молитве и в единодушном устремлении к Господу Богу, что, безусловно, самое главное. Но и личное общение немаловажно. Поэтому при Покровском храме создан целый ряд внутриприходских структур, охватывающих каждую возрастную категорию: от детей 3-х лет до взрослых состоявшихся людей.
Когда я встречаюсь с новыми прихожанами, то всегда думаю о том, насколько важно для человека личное знакомство с членами общины: если это молодая семья с детьми, знакомлю с директором школы, подростка – с руководителем молодежного клуба. Одинокого мужчину представлю атаману – и вот человек уже не один, его поддерживают казаки. Знакомлю всегда сам, лично, и стараюсь никого никогда не терять из вида. Поэтому, нам было нужно, чтобы помещение трапезной стало общедоступным. Чтобы все могли прийти и попить чай, перекусить. Такая традиция на приходе существовала, но необходимо было более удобное и просторное помещение для совершения тех же поминальных трапез, обедов после венчания и просто для общения членов прихода. Благотворительная столовая у нас всегда работала – мы кормим нуждающихся, теперь также будем продолжать, но просто в более комфортных условиях. А наша комната отдыха, уверен, будет привлекать молодежь.

− У вас есть интересный опыт благотворительности в Покровском приходе? Можете рассказать о нем?

− Начинали мы с того, что собрали с улиц города всех людей без определенного места жительства. Отмыли, одели, восстановили документы, устроили по их желанию в социальную службу города Алма-Аты или на послушание в храмы области. Кто-то оставался у нас. Одному такому слепому неверующему человеку восстановили зрение. Иеродиакон Амвросий проповедовал ему каждый раз, когда он появлялся на паперти для сбора милостыни. Он уверовал и крестился. Затем мы решили найти всех православных прихожан преклонного возраста, в том числе и молодых с ограниченными возможностями, которые не могли сами посещать храм. Разделили город Иссык на квадраты. Прихожане в своих районах всех переписали, а мы завели на них карточки для учета. Получилось 220 человек. Всех их по очереди объезжаем и причащаем. При храме есть раздача вещей нуждающимся. Как-то мы помогли погорельцам восстановить жилье и обрести приют.

− Отец Игнатий, вот уже более двадцати лет вы занимаетесь развитием молодежного движения. Эта деятельность была Вам близка и до назначения на должность председателя комиссии по делам молодежи Митрополичьего округа. Как строится эта работа сейчас?

− Еще в 2007 году у нас в приходе был создан молодежный клуб, в который впоследствии входило до 30 человек. Мы его активно развивали, и он стал очень популярным среди местной молодежи. Когда я увидел, что проект оказался успешным, то понял, что его надо тиражировать на весь Митрополичий округ. Я представил идею Преосвященному Геннадию, епископу Каскеленскому, который был на тот момент председателем комиссии по делам молодежи Митрополичьего округа и получил его одобрение. Владыка рекомендовал меня на должность секретаря комиссии по делам молодежи. По благословению Главы Казахстанского Митрополичьего округа митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в Алма-Ате прошел I Съезд Православной молодежи Казахстана, где было принято решение о создании Православного молодежного движения Казахстана «Альфа и Омега». Делегатам был представлен проект создания молодежного клуба в приходе на примере Иссыкского опыта. После Съезда мы открывали клубы повсеместно. Только в Алма-Атинской области насчитывалось до 20 молодежных клубов. Стремились создать такие молодежные организации в каждом приходе. Делились опытом, показывали, как мы это делаем. Ведущую роль в организации молодежной работы в Казахстане сыграл наш владыка митрополит, многие годы возглавлявший профильный Синодальный отдел Русской Православной Церкви, а по сути – ставший инициатором его создания.
Ревность моя как пастыря направлена на то, чтобы молодежь собиралась ради Господа нашего Иисуса Христа. А не ради, например, удовлетворения своих творческих амбиций или пустого, праздного общения за чаепитием. Я понимал, что Церковь не должна направлять свои силы на те проекты, которые для нее остаются бесплодными. Поэтому наша деятельность строго выверена, и на мероприятиях, организованных молодежным клубом, обязательно читается Евангелие, создается дискуссия на одну из евангельских тем.
В течение года у нас проводится два молодежных бала: Сретенский, в День православной молодежи, и Осенний. Подротсками это воспринимается с большой радостью и энтузиазмом. Мы проводим различные конкурсы, фестивали. Словом, развиты все направления молодежной деятельности, какие только можно придумать.

− Отец Игнатий, известно, что Вы не признаете стихийных молодежных собраний. Почему?

− Да, наши встречи – регулярные и регламентированные, качественно организованные мероприятия, в определенном формате. Если просто собрать молодежь и сказать им: «ну, давайте, развлекайте себя!» − ничего не выйдет. Все должно быть организовано, продумано до мелочей. Молодым людям всегда присуще стремление к образованию и общению. Учитывая это, мы создали универсальный проект, который назвали «Чайные встречи», где чаепитие – просто дополнение. Главное же заключается в просвещении молодежи. На наших собраниях выступают проповедники − священники, диаконы, студенты духовной семинарии. Мы приглашали в качестве спикеров всех наших маститых священнослужителей. На собраниях молодежного движения часто бывает епископ Каскеленский Геннадий – наши ребята очень любят слушать его, также их вдохновляют выступления протоиерея Александра Суворова, протоиерея Евгения Иванова, игумена Филиппа (Моисеева), иеромонаха Мелитона (Поротикова) и многих других священников. Приглашаем мы и просто интересных, творческих людей: режиссеров, поэтов, писателей.
Мы знакомим детей с богослужебными, духовными песнопениями, классической музыкой, приглашаем музыкантов самого высокого уровня: флейтистов, гитаристов, пианистов, чтобы они показали, что есть более возвышенное творчество, к которому можно и нужно приобщиться. Молодежь должна видеть красоту, понимать эстетику. Обязательно разбираем какую-то интересную для молодежи тему. Самая популярная − «Как создать семью?» Понятно, что люди в нашем молодежном движении юные, и им весьма интересен вопрос создания крепкой и счастливой семьи.

− Что считается главным достижением таких встреч?

− Такие встречи способствуют: знакомству молодежи друг с другом, возможности пообщаться со священником в неформальной обстановке, задать ему вопросы. Для некрещенных молодых людей это возможность приобщиться к вере.   
Венцом же всех этих наших собраний всегда была молодежная Литургия − это богослужение, совершающееся в строгом соответствии с церковным уставом, но на которое собирается и непосредственно участвует в совершении богослужения православная молодежь. По сути дела, я понимал, что моя деятельность связана с тем, чтобы создавать молодежные общины. Причем, не оторванные от своих приходов, а как часть прихода, часть православной Церкви.

− Какие бы вы отметили проблемы, с которыми сейчас сталкивается молодежь? В чем им сейчас сложнее?

− Я работаю с молодежью более чем 20 лет, общаюсь с ней, можно сказать, круглые сутки, отвык даже, от бесед и встреч с ровесниками… но подойти к молодежной проблематике методом обобщения проблем мне затруднительно. Потому что всегда есть какая-то текущая сиюминутная сложная ситуация, специфические проблемы и они связаны с различными обстоятельствами. С детства ребенок рискует своей жизнью и полностью зависит от родителей. В детском саду и школе проблемы со сверстниками, воспитателями и учителями. В своем кругу дети бывают очень жестоки друг к другу. Большая проблема в отсутствии навыка соизмерять свои желания со своими возможностями. Эгоистичное понимание любви, как желание только брать, не жертвуя ничем. Отсутствие понятий о причинно-следственных связях, то есть безответственность. Сиюминутное желание важнее дружественных отношений.
Если все же попробовать глобально рассматривать всю молодежь и определить общую для нее проблему, то это отсутствие страха Божия – главное, чтобы родители не узнали! Еще одна – разобщенность. Причина? Псевдообщение и псевдодружба в интернет-пространстве. Сильнее у нынешнего молодого поколения развивается эгоизм, себялюбие, самолюбование. Вот это бесконечное представление себя в ленте новостей! Я вижу, что даже некоторые благочестивые юноши и девицы неспособны устоять перед этим соблазном и страстью самопозиционирования, и из благообразных людей они превращаются в обыкновенных, мирских представителей молодежи. Это прискорбно… но большой процент молодежи идет именно таким путем. Очень тяжело видеть, когда молодые люди, даже те, что являются воцерковленными, делают себе татуировки, зная, что это запрещено Священным Писанием и будучи предупрежденными, и информированными мною.
С воцерковленной молодежью проблем гораздо меньше. За ними надо просто приглядывать: вовремя подсказывать, когда пост, когда нужно исповедоваться, причащаться. За тех, кто занят на церковных послушаниях, я также более-менее спокоен: один поет в хоре, другой помогает в алтаре. Внушают надежды те, кто как-то уже нашел себя в жизни и учится в духовных или светских учреждениях. Главное для человека определиться с верой и, если он это сделал, тогда надо определиться со своим статусом: кем работать? быть семейным человеком или монахом?

− Как уберечь молодых людей от ошибок, которые, как точно и на своем опыте, знают их родители и воспитатели, могут разрушить их жизнь? Избитый вопрос, но как его не задать тому, кто занимается молодежным движением более двадцати лет…

− Мы не можем ходить за ними по пятам и контролировать каждый их шаг. Но делиться опытом жизни – это долг родителей, учителей и наставников. Я молодежь воспринимаю как людей святой жизни. Потому что в своем большинстве они еще не успели нагрешить. Хотя «потенциал греховности» и желание вкусить запретный плод у них очень велики: вот отобьемся от родителей и будем «свободны». Свобода, в их понимании, заключается просто в беспрепятственном совершении грехов. Жизнь такую молодежь сразу ранжирует − кто куда устремлен, у кого какие «греховные задатки», тот к тому и устремится. Кто-то обожжется и быстро вернется на путь праведных, кто-то изберет, к величайшему сожалению, более опасный для себя путь: постоянно обжигаться и не делать выводов… Нет здесь универсального подхода, невозможно вывести свод каких-то правил и избежать нравственного падения ребенка. И такой исход бывает даже у самых благочестивых родителей: некоторые из них в процессе воспитания своего чада допускали какие-то перекосы − постоянные принуждения к чему-либо и нескончаемые замечания… Что делать? Мы сеяли, сколько могли, говорили правильные слова, старались давать положительный пример. Все дали, всю информацию донесли. Но если человек выбирает грех, то это проявление его свободы, Богом данной. Проявление его человеческой натуры. Я допускаю, что может быть все, что угодно... Но веру в Бога и в то, что все-равно все будет хорошо здесь нельзя «отключать». Мы же видим, что и многие святые люди впадали в какие-то грехи, но восставали и исправлялись. И я на это надеюсь. Такова жизнь в мире − не поймешь добра, если не вкусишь зла. Хорошо, если у тебя настолько развит интеллект, что ты учишься на ошибках других, а многим, пусть и к нашему горькому сожалению, надо сначала потерпеть фиаско. Но есть дети, которые прислушиваются, что тоже не надо забывать и отчаиваться за всю нашу молодежь.

− Все ли допускаются для участия в молодежном клубе и его собраниях?

− Допускаются все дружелюбные открытые к общению молодые люди, которые в нравственном плане не представляют угрозы для благочестия воцерковленной молодежи. Есть возрастные ограничения – в клуб могут вступить молодые люди до 35 лет. Есть некие негласные ограничения, которые диктует сама жизнь, реальность… Иногда при разговоре или на исповеди я вижу внутренний настрой человека, его цели, тип его поведения, характер и понимаю, что пока ему или ей рано присутствовать на подобных мероприятиях. Но я обязательно направляю этих молодых людей в спасительное для них русло, участвую в их судьбе, если они сами желают понять, что такое вера, что такое Церковь. Мы не оставляем никого. Всех знаю по именам, за всех переживаю. Ко всей молодежи очень хорошо отношусь, с большим уважением и без предвзятости. Говорю с ними как с равными, а не как с малыми детьми. Они никогда не чувствуют, что я над ними довлею или ими командую. Более того, мне совершенно искренне с ними интересно.

− Чайные встречи до сих пор популярны? Интерес к ним не угасает?

− Очень популярны. Когда мы только начали реализовывать эту духовно-просветительскую программу, то до ста человек собиралось на каждое из мероприятий. Учтите, ведь это добровольцы, молодежь, которую мы не принуждали приходить. Один парень из города Тараза ездил каждую неделю на вот эти 2-3 часа «Чайных встреч». Потом даже в Алма-Ату переехал, чтобы только иметь общение со своими православными сверстниками. Слава Богу, сейчас сформирован костяк – это воцерковленная молодежь, замечательные целеустремленные творческие люди, девушки и парни, которые учатся в каких-то учебных заведениях, развиваются.

− Вы имеете большой опыт общения не только со «свободными» молодыми людьми, но и с женатыми? Скажите, почему, по Вашему мнению, им так трудно бывает сохранить свой брак?

− Люди не умеют разговаривать, не умеют договариваться. «Психовать» − все мастера… Поэтому многие браки и распадаются.

− Вы как-то рассказывали, что формат молодежных центров более продуктивен, чем молодежные клубы. Почему?

− Да, в последнее время мы стали рекомендовать во всех епархиях Митрополичьего округа создавать именно молодежные центры. Вот Астанайское молодежное движение сразу начало свое развитие с духовно-просветительского центра, а не с клубов, как мы. Но наш опыт тоже хорош и не напрасен, и именно тем, что в каждом приходе была вот такая молодежная структура. Это очень нужно! При каждом храме должен быть специалист, который бы занимался молодежным направлением. Но все-равно отмечу, что формат центра – наилучший. У клуба на определенном этапе создается эффект элитарности, закрытости. Но смысл-то в привлечении молодежи к нашему движению. А клуб по своей природе таков, что сначала принимает новеньких, а потом, когда сложится круг общения, неспособен вместить никого. Природа же центра – притяжение: постоянно появляются новые люди, новые идеи. Поэтому на данный момент больше уделяем внимание молодежному центру.

− Расскажите, пожалуйста, что Вас сейчас более всего занимает? Что Вы читаете?

− Моя жизнь поглощена служением. Являюсь настоятелем двух храмов, благочинным... Знаете, однажды мне пришлось заполнять официальный документ по просьбе представителя одного государственного органа, так вот только его «шапка», в которой надо было указать то, чем я занимаюсь, заняла более чем половину листа. Забавный случай вышел, невольно я произвел весьма любопытное впечатление. Порой и сам не осознаешь, сколько ты несешь послушаний, а когда опишешь, − впечатляет. Помимо настоятельства, руководства молодежным движением, я еще преподаю «Миссиологию» в Алма-Атинской православной духовной семинарии. Поэтому, если Вы спрашиваете, что я читаю, то естественно очень много сочинений на тему преподаваемого мною предмета. Изучаю весь контент, который связан с миссиологией, на канале YouTube смотрю новости миссии Православной Церкви в мире, анализирую, отмечаю что-то особенное и делюсь этим с семинаристами. Мое увлечение, досуг – русская классическая поэзия. Мне нравится Пушкин, Бродский, Мандельштам, Пастернак и многие другие поэты, которые писали на христианскую тематику. Стараюсь к какому-то празднику обязательно выучить стихотворение ему посвященное. Люблю читать произведения святых отцов. Их книги, например, «Добротолюбие» у меня всегда под рукой. Мой любимый духовный писатель − Исаак Сирин. В Евангелии, произведениях святых отцов бездна премудрости и духовных откровений − это то, что меня вдохновляет, помогает в жизни.  

− Вы являетесь президентом Ассоциации «Библейского общества Казахстана», чем оно занимается?

− В состав Библейского общества входят все деноминации, конфессии Алма-Аты и Алма-Атинской области христианской евангельской направленности, кроме свидетелей Иеговы. Когда к концу подходил третий срок моего руководства этой организацией, я членам Общества сказал в протестантском стиле, что «Бог мне открыл», что мой срок президентства закончился. А они мне ответили: «А нам Бог не открыл» и переизбрали меня на четвертый срок.
Что мы делаем? Печатаем Священное Писание и распространяем по всему Казахстану: и среди протестантских общин, и в православных храмах. Создаем проекты, презентации которых затем отправляем в головной офис Общества, находящегося в Бельгии, чтобы получить гранты на их реализацию. Один из проектов, который сейчас в разработке, − новый перевод Библии на казахский язык. Над ним работает порядка двадцати человек, в том числе и наш православный священник иерей Елисей Кукеев.  Есть проект перевода Евангелия на цыганский язык. У цыган нет однородного языка, и мы создаем такой, который обобщал бы все их диалекты.  Приходится даже придумывать слова для обозначения некоторых евангельских, духовных терминов. Работаем с цыганами, спрашиваем, как бы они назвали то или иное понятие. Большой сегмент нашей деятельности − детская литература.
В Библейском обществе для меня, как для православного священника, важен доступ к главам общин других конфессий. Я всегда свидетельствую о православной вере, о Православной Церкви, об ее историчности, истинности. Они с большим уважением стали относиться к Православной Церкви, пытаются сотрудничать. С ними очень интересно общаться. Я даже написал диссертацию на тему: «Возможности православной миссии в среде постпротестантизма», которая дает ответ на вопрос: «Как правильно строить дискуссии с инославными христианами?»  

− Отец Игнатий, в завершении нашего разговора расскажите немного о Вашем благочинии?

− В нашем благочинии 10 храмов. Это довольно большое и очень дружное благочиние. Все священники всегда съезжаются на престольные праздники друг к другу. Так радует и вдохновляет видеть лица своих братьев, разделять с ними радость престольного торжества.
Всем известен храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца в селе Бельбулак. В нем пребывают мощи святого Георгия.
Весьма знаменит Талгарский храм во имя святителя Николая Чудотворца, ему более 150 лет. Его недавно отремонтировали, сейчас расписывают. Никольскую церковь очень любят паломники, в том числе и потому, что их там очень гостеприимно встречают, замечательно кормят. В Талгаре два храма – «верхний и нижний». Тот, что ниже от гор – храм святой мученицы Праскевы. Очень скромный, но по-домашнему уютный!
На обочине Кульджинской трассы в селе Байтерек стоит прекрасный храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Внимание паломников привлекают его святыни − мощи святителя Алексия, старицы Матроны Московской, и сказочно красивая территория.
В Саймасае находится храм в честь святого благоверного князя Александра Невского − замечательное красивое деревянное здание.
В городе Иссык действует церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Иссык, или правильно «Есик», в переводе с казахского языка означает «дверь». Помните строки из Евангелия, где Господь наш Иисус Христос говорит о Себе: «Аз есмь дверь овцам»? Так вот, что интересно, именно в этом городе, в Есикском храме, более 120 протестантов совершили свой переход из протестантизма в Православие. У нас в Покровском храме есть плачущая икона Господа нашего Иисуса Христа, которая заплакала в 2004 году, и по сей день видны следы и капли слез.
В Тургене находится знаменитый и многострадальный храм во имя святого Архистратига Божия Михаила, который трудами митрополита Александра и многих благодетелей и спонсоров как птица Феникс восстал из пепла.
В селе Маловодное действует Богоявленский храм. Это единственное место в мире, где празднуется отдание Богоявления «по-престольному»: ведь в сам праздник все служат у себя в приходах, а вот там, мы всем благочинием празднуем отдание, которое всегда приходится на день памяти равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.  
В Чилике − храм святого Димитрия Солунского, самый отдаленный наш приход, который мы никогда не забываем, и в день памяти святого паломничаем туда.
Жемчужина нашего благочиния – Спасо-Силуанова мужская пустынь, которая находится в 9-ти километрах от города Иссыка, высоко в горах.

Беседовала Татьяна Бирюкова

Новости епархий