Состоялось заседание открытого исторического общества Казахстанского Митрополичьего округа
Епископ Геннадий принял участие в заседании круглого стола «Построение стратегического партнерства для укрепления свободы вероисповедания»
Священным Синодом митрополиту Астанайскому и Казахстанскому Александру поручено временное управление Уральской епархией Казахстанского Митрополичьего округа
Митрополит Александр ознакомился с ходом возведения Владимирского храма в городе Алма-Ате
В Алма-Ате состоялся круглый стол «Монашеские добродетели как средоточие монашеского подвига»

14 декабря 2021 года. Алма-Ата. В малом зале церковных собраний при Никольском соборе по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра состоялся круглый стол «Монашеские добродетели как средоточие монашеского подвига».

Мероприятие  было посвящено разработке предложений для представления в Оргкомитет по подготовке собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Работу круглого стала возглавил управляющий делами Православной Церкви Казахстана епископ Каскеленский Геннадий.

В конференции приняли участие: духовник Алма-Атинской епархии архимандрит Иоанн (Сазонов), председатель Комиссии по делам молодежи Казахстанского Митрополичьего округа, благочинный Иссыкского церковного округа игумен Игнатий (Сидоренко); настоятель Спасо-Силуановой Иссыкской пустыни игумен Назарий (Марков), настоятель Серафимо-Феогностовской Аксайской пустыни игумен Трифон (Печковский), клирик Вознесенского кафедрального собора Южной столицы игумен Филипп (Моисеев), благочинный Талдыкорганского церковного округа, настоятель Благовещенского храма микрорайона Алатау иеромонах Клавдиан (Поляков); настоятель Крестовоздвиженской церкви города Алма-Аты иеромонах Мелитон (Поротиков), руководитель отдела Алма-Атинской епархии по канонизации святых иеромонах Иаков (Воронцов), настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря игумения Любовь (Якушкина), монашествующие Алма-Атинской епархии.

Участники заседания единодушно отметили актуальность поднятой проблемы  и выразили  пожелание, чтобы к работе в собрании игуменов и игумений Русской Православной Церкви были привлечены лица, успешно зарекомендовавшие себя в различных сферах церковного служения, как-то: в аскетических подвигах, совершаемых в отдаленных обителях и скитах, в духовно-образовательной и миссионерской деятельности, в социальном и молодежном служении, а также видные представители ученого монашества.

В завершение работы форума был принят итоговый документ, который будет направлен в Оргкомитет по подготовке собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви.

Редакция официального сайта Казахстанского Митрополичьего округа предлагает вниманию читателей тезисы итогового документа для ознакомления:  

1. Главным и незыблемым основанием всей духовной жизни и практической деятельности, которую ведут монашествующие, вне зависимости  от своего статуса и рода занятий,  должны оставаться: непрестанное покаяние, сопровождаемое регулярной исповедью и откровением помыслов духовнику;   возгревание в сердце непрерывной молитвы и ощущения предстояния пред Богом; а также полное и безропотное послушание священноначалию с отсечением своей воли.    Именно такой цельный, триединый подход позволяет иноку приблизиться к осуществлению цели монашеского подвига, выражающейся в соблюдении обетов и достижении, силой Божественной благодати, состояния обожения и спасения души. Монах служит людям и окружающему миру прежде всего своим духовным подвигом, выражающемся в исключительном стремлении к богообщению в личной аскезе, которая основана на трех столпах – покаянии, молитве и послушании.

2. Важнейшей задачей современного монашества является сохранение истинных понятий о традиционных монашеских добродетелях, которые испытывают небывалый натиск со стороны окружающего мира. Никогда в истории не происходило такого активного насаждения страстей тщеславия и гордыни, культа самовыражения.  Повсеместно утверждается личностный эгоцентризм, сопровождающийся размыванием духовных ценностей и   превозношением над ближними.   Эти пагубные начала зачастую проникают и в монастыри.  Следование духу веяний «века сего» приводит к обмирщению иноческой жизни, к разрушению традиционных монашеских идеалов, к забвению подлинных целей существования монастырей, иноческих общин, братств и сестричеств.

3. В настоящее время иноков подстерегают новые искушения, которые были неведомы отцам, заложившим основы монашеской жизни и разработавшим монастырские уставы.  Главное место среди них занимает пользование глобальной компьютерной сетью Интернет.  Очевидно, что в уставе каждой обители должны содержаться параграфы, которые строго регламентируют порядок доступа в Интернет для всех без исключения насельников монастыря с учетом занимаемых ими должностей и характера послушаний, меры духовного преуспеяния, определяемых духовниками,  психологических особенностей и состояний, личных пожеланий и возможностей. Выход в виртуальный мир – это тот же выход за стены обители, который должен осуществляться под строгим контролем.  В связи с этим необходимо провести анализ и обобщить имеющуюся практику регулирования данного вопроса и дать конкретные рекомендации обителям Русской Православной Церкви.

4.Учитывая то обстоятельство, что в настоящее время многие монашествующие могут быть благословлены священноначалием на несение священнического послушания вне монастыря, например, в труднодоступных горных  и сельских районах, необходимо принять рекомендации о том, чтобы такие иеромонахи, перед тем как приступить к исполнению послушания, проходили основательную подготовку в обителях, либо на приходе под руководством опытного священника из монашествующих. Необходимо, чтобы отправляющийся на приходское служение иеромонах получил крепкий навык в духовной жизни, который бы позволял ему   поддерживать свое внутреннее духовное устроение на новом месте приходского служения.  

5. Представляется целесообразным осуществление постоянного   контроля за образом жизни, внешним поведением новоначальных в монашестве, а также за содержанием их проповедей, за тем, как они осуществляют пастырское окормление. Следует неуклонно способствовать повышению уровня образования, чтобы новоначальные монахи не становились источником распространения нелепых суеверий и не практиковали неблаговидные методы манипуляций по отношению к пастве, такие как обман, угрозы, проклятия и так далее… Следует всячески защищать паству от влияния сомнительных псевдостарцев, настоящих «волков в овечьих шкурах». К сожалению, примеры подобной деятельности в последнее время стали хорошо известны. Такое наблюдение могут осуществлять специальные комиссии под руководством духовника епархии (из монахов) или викарного архиерея.

6. Необходимо прилагать усилия для того, чтобы студенты духовных учебных заведений, монастырские послушники и послушницы с первых своих шагов в духовной жизни могли твердо усвоить важнейшую истину: монашество – это не анархическое движение, существующее при Церкви на каких-то исключительных правах, а учрежденный Богом и Церковью законный институт. Любой монастырь находится под каноническим управлением епархиального архиерея, который несет полную ответственность за его жизнедеятельность, либо непосредственно Святейшего Патриарха (ставропигиальные монастыри). Вместе с тем, каждый монашествующий призван вместе со всей Церковью отвечать на вызовы, обращенные к Церкви со стороны современного мира, руководствуясь своей христианской совестью, в единении со всей церковной полнотой и Священноначалием.

7. В завершение заседания  участники круглого стола Казахстанского Митрополичьего округа считают необходимым призвать всех, кто подвизается на иноческом поприще к усердным трудам и подвигам на благо Святой Православной Церкви, помня о том, что «Царство Небесное нудится, и нуждницы восхищают его» (Мф. 11:12).

 

Собрания, заседания, совещания