Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр вознёс заупокойную молитву на месте убиения страдальцев за веру Христову в «Лисьей балке»
- 17.09.2018, 15:30
- Богослужения
17 сентября 2018 года. Чимкент. Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил заупокойную литию на месте казни страдальцев за веру Христову, политзаключенных и репрессированных в «Лисьей балке».
В поминальном богослужении приняли участие: архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий, викарий Астанайской епархии епископ Талдыкорганский Нектарий; благочинный приходов Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров, клирик Серафимо-Саровского храма Астаны иеромонах Силуан (Синегубов), ключарь храма Веры, Надежды, Любови и Софии – Представительства Митрополичьего округа в Москве – иерей Сергий Неретин, помощник Главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров и сопровождающие митрополита клирики Алма-Атинской епархии, духовенство Чимкентской епархии.
У мемориала погибшим была вознесена молитва по всем «архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам в земле Казахстанской в годину лютых гонений за правду Божию, Церковь нашу пострадавшим, и в месте сем неправедно умученным и убиенным».
Печально известная на весь мир Лисья балка, близ Чимкента, стала местом расстрела и последнего упокоения для тысяч православных христиан. Среди них митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), один из видных деятелей Российского Православия начала ХХ века. О его духовном величии свидетельствует то обстоятельство, что в 1908 году святой Иоанн Кронштадский перед смертью просил, чтобы его отпевал именно епископ Кирилл, тогда викарий Санкт-Петербургской епархии. Здесь были расстреляны митрополит Иосиф (Петровых), архиепископ Алексий (Орлов), епископ Евгений (Кобранов), бесчисленное множество священнослужителей, монахов, монахинь и простых верующих.
«Вскоре после октябрьского переворота в 1917 году, ставшего духовной и исторической катастрофой для нашего народа, по городам и весям страны начались жестокие, кровавые гонения на веру Христову, прокатилась волна уничтожения храмов и монастырей, поругания святынь. В 30-х годах прошлого столетия Великая Степь стала местом ссылки иерархов, духовенства и простых верующих со всех концов Советского Союза. На бескрайних просторах Сары Арки, в Семиречье, в предгорьях Заилийского Алатау, в Туркестане несли свой тяжкий крест, изнемогали от голода и болезней, страдали от холода и зноя, томились от непосильной работы, умирали в тяжких муках за веру в Бога десятки тысяч православных людей. Болью в сердце отзываются сегодня, даже спустя многие десятилетия, названия мест массовых репрессий и гибели ни в чем неповинных людей: КарЛаг, Алжир, Степлаг, Лисья Балка. Обагренную христианской кровью землю Казахстана приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II назвал «антиминсом, распростертым под открытым небом». Подвиг новомучеников и исповедников не оказался тщетен. Ныне мы веруем в чудесное предстательство наших святых перед Престолом Божиим. По их молитвам происходит духовное возрождение родного края. Пример жизни святых, их небесное покровительство не перестают оказывать спасительное воздействие. Пребывая в чертогах Царствия Небесного, они являются для нас – их сродников по плоти и духу – светлыми образами для подражания, олицетворением любви к Богу, примерами совершения дел праведности и милосердия, подлинной заботы о судьбе Отечества». Из проповеди митрополита Александра.