Глава Православной Церкви Казахстана совершил литию по приснопамятному митрополиту Вятскому и Слободскому Хрисанфу
В день отдания праздника Введения во Храм Богородицы Глава Православной Церкви Казахстана и архипастыри Митрополичьего округа совершили Литургию в главном храме страны
Митрополит Александр доставит в Костанайскую епархию ковчег с мощами святителя Николая Чудотворца
День памяти святителя Митрофана, епископа Воронежского, молитвенно почтили в храме Представительства Митрополичьего округа в Москве
Годовщина со дня преставления А.Ф. Ведерникова - «Золотого баса России»

9 января 2019 года исполнился год со дня преставления ко Господу выдающегося российского оперного певца и деятеля искусств, Народного артиста СССР, Александра Филипповича Ведерникова, названного современниками «Золотой бас России».

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил заупокойную литию по приснопамятному рабу Божию в Матронинском храме Иверско-Серафимовского монастыря города Алма-Аты.

За богослужением молились: секретарь Казахстанского Митрополичьего округа, Заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников, Заслуженный артист России протодиакон Михаил Спельник, настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители, сотрудники Алма-Атинского епархиального управления.

По благословению митрополита Александра литию на месте погребения Александра Филипповича Ведерникова на Миусском кладбище города Москвы совершил ключарь храма Веры, Надежды, Любови и Софии – Представительства Митрополичьего округа в российской столице – иерей Сергий Неретин.

Память почившего почтили: вдова Александра Филипповича – заслуженная артистка России, заведующая кафедрой органа и клавесина Московской Государственной консерватории, профессор Н.Н. Гуреева (Ведерникова), родственники, деятели культуры и науки, коллеги по творчеству и ученики покойного.

Иерей Сергий передал слова утешения и поддержки вдове и членам семьи от митрополита Александра.

«С юных лет Александр Филиппович избрал благородный и непростой путь служения Отечеству на поприще музыкального искусства. Многие годы, являясь ведущим солистом Большого академического театра России, он способствовал сохранению и развитию лучших традиций русской певческой культуры. Его имя широко известно как в России, так и далеко за ее пределами. За годы многолетней творческой деятельности Александр Филиппович воплотил на сценах мировых театров яркие и запоминающиеся образы. В тяжелые годы административных гонений на Церковь из его уст открыто и мужественно раздавались свидетельства о непреходящих духовных ценностях русской культуры и Святого Православия. На протяжении многих лет Александр Филиппович активно и плодотворно сотрудничал с Отделом по делам молодежи Московского Патриархата, оказывал поддержку духовному просвещению, выступал за включение курса основ православной культуры в программы российских учебных заведений, участвовал в церковных культурно-просветительских проектах и благотворительных концертах. Занимаясь административной и педагогической деятельностью, покойный воспитывал в своих учениках любовь к традиционным евангельским ценностям, убедительно свидетельствовал о Православии в среде творческой интеллигенции. Благодаря его личному примеру и мудрому слову многие молодые люди встали на путь духовного поиска, обратились к непреходящим нравственным идеалам православной веры. Нас с Александром Филипповичем связывали многолетние узы дружбы и больших совместных трудов по духовному возрождению Отечества. Он активно высказывался за возвращение Русской Православной Церкви исторической и культурной жемчужины России – Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря в Костроме, в городе на великой русской реке Волге. В памяти всех, кто знал почившего, навсегда останется светлый образ этого огромной доброты, отзывчивого, трудолюбивого, талантливого и целеустремленного человека, отдавшего свою жизнь для укрепления культурной и духовной мощи нашей страны. Преподобный Амвросий Оптинский сказал следующие, наполненные глубокой духовной мудрости, слова: «Смерть любому человеку посылается тогда и именно только тогда, когда его душа наибольшим образом предуготовлена для перехода в вечность». «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет», – говорит Господь (Ин. 11:25). Вера в Бога и упование на жизнь будущего века помогают нам найти мужество перенести тяжелые жизненные утраты, даруют надежду и вселяют в наши сердца твердое убеждение, что если «Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею» (1Кор. 6:14). Искренне разделяя со всеми вами скорбь о почившем друге и соработнике на ниве духовного возрождения Отечества – выдающемся деятеле искусств нашей страны, Золотом басе России, и выражая слова сочувствия, с усердием молюсь об упокоении новопреставленного раба Божия Александра в селениях праведных – там, где, как свидетельствует Святая Церковь, «нет болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная». Вечная ему и благодарная память». Из слова митрополита Александра на преставление А.Ф. Ведерникова.


Александр Филиппович Ведерников родился 23 декабря 1927 года в старинном селе Мокино Вятской области в крестьянской семье. Семья была многочисленная, жили все в большом двухэтажном доме. Братья были хорошими мастерами: плотничали, делали кареты, тарантасы. «Все братья обладали хорошими голосами. У отца был бас. И я заслушивался их многоголосием. Когда родные мои пели за работой, а это было почти всегда, вся деревня собиралась слушать. И я с тех пор многие песни знал и общеизвестные, и местные, деревенские», – рассказывал Александр Филиппович в одном интервью. В 30-е годы Ведерниковых раскулачили.

Семья уехала из родных мест. Детство и юность Александра Ведерников прошли на Южном Урале, в Челябинской области. Жил будущий певец в городе Копейске, окончил школу в городе Еманжелинске. Отец работал плотником, потом строителем, мама окончила курсы и стала медсестрой. Мамина любовь и взыскательность отца, крепкая вера, которой в семье все измерялось, дали Александру Филипповичу духовную крепость, силы, вдохновение на всю будущую длинную, яркую и совсем непростую жизнь. «Для меня ориентиром в искусстве всегда было христианство», – не раз говорил «Золотой бас России».Горным мастером, на которого он учился в городе Коркино Челябинской области, выполняя волю отца он так и не стал. В 1949 году, окончив два курса Свердловского музучилища, Александр Ведерников поступил в Московскую консерваторию. В 1955 году он окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского, получил приглашение в знаменитый театр оперы и балета имени Кирова в Ленинграде, а в 1958 году стал солистом Большого театра СССР, в котором трудился до 1990 года.Александр Ведерников – один из самых выдающихся исполнителей главных басовых партий русского оперного репертуара. Все любители оперного пения отмечают потрясающую глубину проникновения в суть образов, которые он представлял на сцене. В этом отношении с ним мало кто мог сравниться из его современников. Дар перевоплощения, высочайшая артистичность, сочетание в его натуре качеств артиста, музыканта и художника – всегда восхищали знатоков оперы. А его талант великолепного рассказчика, открытого, яркого человека, влюбленного в свою страну и ее народ, привлекал к нему внимание всех, кто с ним хоть когда-либо сталкивался или видел его в ТВ-программах, на встречах, на интервью. В 1960-1961 годах Ведерников стажировался в Италии, в миланском театре «Ла Скала», где его педагогом был маэстро Барра. Вершинами считаются созданные Ведерниковым образы хана Кончака и Владимира Галицкого в «Князе Игоре» А.Бородина, Ивана Сусанина в «Иване Сусанине», Руслана и Фарлафа в «Руслане и Людмиле» М.Глинки, Мельника в «Русалке» и Лепорелло в «Каменном госте» А. Даргомыжского, царя Бориса, Варлаама и Пимена в «Борисе Годунове», Досифея и Хованского в «Хованщине» М .Мусоргского, Собакина в «Царской невесте», князя Юрия в «Сказании о невидимом граде Китеже Н. Римского-Корсакова, Гремина в «Евгении Онегине» П. Чайковского, Кутузова в «Войне и мире» С. Прокофьева, Даланда в «Летучем голландце» Р. Вагнера, Дона Базилио в «Севильском цирюльнике» Дж.Россини, Мефистофеля в «Фаусте» Ш. Гуно, Рамфиса в «Аиде» Дж. Верди, Король Филипп и Великий инквизитор в «Доне Карлосе», Лепорелло в «Доне Жуане» Моцарта, а также роли в операх современных композиторов: «Неизвестный солдат» (Командир) и «Зори здесь тихие» (старшина Васков) К. Молчанова, «Октябрь» В. Мурадели (Иван Тимофеевич), и многие другие. Александр Филиппович провел множество филармонических концертов, записал более 30 компакт-дисков с романсами, песнями, ариями, ораториями. В его репертуаре произведения многих русских и зарубежных композиторов: А. Бородина, М. Глинки, А. Гречанинова, А. Даргомыжского, М. Мусоргского, С. Рахманинова, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, В. Гаврилина, Д. Кабалевского, Р. Леднева, А. Николаева, В. Рубина, Г. Свиридова, Н. Лебедева, О. Тактакишвили, Д. Шостаковича, а также Баха, Бетховена, Брамса, Вагнера, Гайдна, Генделя, Грига, Дебюсси, Массне, Шумана, Шуберта, Бартока, Бриттена, Перселла, Скарлатти, де Люка, Монтеверди и др.Как писали о Ведерников специалисты и критики: «Ведерников – камерный исполнитель способен не только к точному прочтению текста. Он обладает даром проникновения в глубины слова и музыки в их соединении, даром обнаруживать символический смысл, заключенный в том или ином сочинении. Для него все созданное народным гением, великими композиторами прошлого и лучшими мастерами настоящего является тем жизненным материалом, который помогает проявить разные стороны жизни и через это показать слушателям их собственный мир». Работа над музыкой Георгия Васильевича Свиридова – особая страница биографии певца. Георгий Свиридов называл Ведерникова человеком «огромного дарования, огромной души, огромного «нутра» и первооткрывателем широкому слушателю своей вокальной музыки. Александр Ведерников – первый исполнитель многих вокальных сочинений композитора, в том числе: «Страны отцов» на стихи А. Исаакяна (1958), «Патетической оратории» на стихи В.В. Маяковского (1959), «Петербургских песен» на стихи А.А. Блока, его циклов на стихи А.С. Пушкина, С.А. Есенина, П.Ж. Беранже, Р. Бернса, а также посвященных ему песен и романсов «Рыбаки на Ладоге», «В Нижнем Новгороде», «Легенда», «Видение». Часто артист и композитор давали совместные концерты, где автор выступал в качестве аккомпаниатора. Георгий Васильевич высоко ценил Александра Ведерникова как выдающуюся личность в отечественной культуре, как подлинно национального художника: «Глубина в нем огромная. Там, где он чувствует музыку, он извлекает, может извлечь из нее всю ее глубину. И передать! Тут он просто несравненный артист, – и необъяснимый».Александр Ведерников – один из самых выдающихся исполнителей главных басовых партий русского оперного репертуара. Все любители оперного пения отмечают потрясающую глубину проникновения в суть образов, которые он представлял на сцене. В этом отношении с ним мало кто мог сравниться из его современников.Александр Филиппович Ведерников – лауреат многочисленных премий. Его исполнительское мастерство высоко отмечено отечественной и зарубежной музыкальной общественностью. Еще в 1956 году он удостоился золотой медали и первой премии на Международном конкурсе имени Шумана в Берлине. В том же году стал лауреатом первой премии на Всесоюзном конкурсе на лучшее исполнение советской музыки. Он – народный артист СССР (звание народного артиста СССР певец получил к 200-летию Большого театра в 1976 году), народный артист РСФСР, заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, кавалер орденов Трудового Красного Знамени и Дружбы народов. Александр Филиппович Ведерников награжден орденами Русской Православной Церкви святого Даниила Московского II степени, Великого князя Владимира III степени, Преподобного Сергия Радонежского II степени и Почетным знаком Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства. Настоящий патриот, человек преданный России он имеет орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Прославленный русский певец является действительным членом Академии народной музыки и Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства, членом Всероссийского театрального общества. О своем многолетнем творчестве он рассказал в вышедшей в 1989 году книге «Чтоб душа не скучала».Духовные традиции семьи и любовь к России пробудили в Александра Филипповича интерес к духовной музыке. Он возник у него еще в 1950-е годы, когда церковная музыка была фактически под запретом. Певцом тогда были нелегальным путем приобретенные диски эмигрантского хора регента С.Г. Соколова – записи службы Пасхи и Рождества Христова. Он был лично знаком с замечательным хормейстером Александром Юрловым и с ним, несмотря на все запреты, они разучивали церковные песнопения, даже исполняли в камерных концертах. «Мы пели «Символ веры» А.Т. Гречанинова, пели произведения П.Г. Чеснокова. И что любопытно, особенным успехом наши концерты пользовались в студенческой аудитории», – вспоминал Александр Филиппович.В 1954 году он впервые прочитал Евангелие и священный текст произвел на душу певуца неизгладимое впечатление. «Я начал читать Евангелие. Поначалу мне было очень трудно: я пытался понять, что же самое главное в этой книге, да и в вере вообще. В итоге понял: сердцевина христианства — идея любви. Я и раньше об этом задумывался, ведь мне приходилось исполнять много классической музыки, а вся русская классическая музыка по сути христианская. Через музыку я прикоснулся к христианству, усвоил евангельские заповеди, по которым и стараюсь жить… Там все важно! Потрясающее чудо жертвенной смерти на Кресте! А затем Воскресение! Все события Его жизни, встречи. Там сконцентрирована вся Истина, вся Правда, важная для жизни человеческой, для понимания главного – зачем мы рождаемся, живем, а потом умираем. Именно тогда открылось мне, в чем оно, подлинное христианство», – говорил Александр Филиппович.В 90-е годы начинается его совместная творческая деятельность с архиерейским хором Костромской епархии, созданным по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра (ныне – митрополит Астанайский и Казахстанский) Олегом Овчинниковым. На протяжении многих лет Александр Филиппович активно и плодотворно сотрудничал с Отделом по делам молодежи Московского Патриархата, председателем которого в то время являлся архиепископ Александр, оказывал поддержку духовному просвещению, выступал за включение курса основ православной культуры в программы российских учебных заведений, участвовал в церковных культурно-просветительских проектах и благотворительных концертах.Вместе с выдающимися деятелями отечественной культуры Е.В. Образцовой, Н.С. Михалковым и другими он активно выступал в поддержку возвращения Православной Церкви великой Всероссийской святыни, исторической и духовной жемчужины России – Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря города Костромы.14 января 2015 года, вместе с хором Казахстанского Митрополичьего округа под управлением Заслуженного деятеля искусств России О.Н. Овчинникова А.Ф. Ведерников принял участие в V Рождественском фестивале духовной музыки, а 2016 году он вошел в состав жюри I Всеказахстанского фестиваля «Пасхальная Песнь».Александр Филиппович Ведерников считал, что искусство без христианства невозможно: «Если искусство не несет в себе христианские идеалы – идеалы добра, сочувствия страждущим, то эти произведения имеют короткую жизнь. Они умирают очень быстро …. Сейчас довольно часто бывает так, что люди искусства, не заботясь о сохранении подлинной глубины произведения, оригинальничают, искривляют, а то и извращают суть той же оперы. Для чего? А чтобы все сказали: «Да! Вот это постановка, такой еще не было». А ведь это ненастоящее, неглубинное, неправдивое искусство. Правда искусства – это когда ты ему веришь, когда оно украшает твою жизнь, не вызывает отвращения, неприязни. Все истинное, все, что от Бога, – оно прекрасно!»

Служение митрополита Александра