Празднование Изнесения честных Древ Животворящего Креста Господня
- 14.08.2020, 12:52
- Богослужения
14 августа 2020 года – празднование Изнесения честных Древ Животворящего Креста Господня, день памяти семи мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя их Елеазара; начало Успенского поста.
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную Литургию в Софийском соборе Иверско-Серафимовского женского монастыря города Алма-Аты.
Предстоятелю Православной Церкви Казахстана сослужили: благочинный приходов Алма-Аты, настоятель Никольского собора митрофорный протоиерей Валерий Захаров, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Алма-Аты митрофорный протоиерей Евгений Воробьев, духовник Алма-Атинской епархии архимандрит Иоанн (Сазонов) и духовенство Софийского храма.
На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Святого Православия и сохранении Церкви Христовой от разделений и расколов; возглашалось особое прошение о спасении страны от морового поветрия. Владыка митрополит прочитал молитву об избавлении Казахстана от губительной эпидемии.
После евхаристического канона митрополит Александр совершил диаконскую хиротонию чтеца Андрея Плахуты, выпускника Алма-Атинской духовной семинарии, преподавателя центральной воскресной школы города Алма-Аты.
Завершилось богослужение славлением – священнослужители исполнили тропарь и кондак Кресту Христову, после чего, в соответствие с древней церковной традицией, состоялось освящение меда. После прочтения молитвы «Необыменный в милости и неизреченный во щедротах, Господи», митрополит Александр окропил мед нового сбора святой водой.
«С праздника Изнесения честных древ животворящего Креста Господня начинаются светлые дни поста, посвященного Успению Пресвятой Богородицы.
Человеколюбивый Господь, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), вновь дарует нам благодатное время для покаяния, дает каждому из нас еще одну возможность через пост и молитву очиститься от грехов, побороть страсти и обновить свою жизнь по Евангелию.
Мир физический, материальный создан и существует по своим законам, так же и в мире духовном Творцом установлены незыблемые нормы и правила, которые нельзя забывать, игнорировать и нарушать. Всякое забвение Бога, всякое зло, даже в помыслах, и всякое преступление заповеди, даже кажущееся незначительным и маловажным, разрушают человека, приводят к духовной погибели. «Возмездие за грех – смерть» (Рим. 6:23), – говорит апостол Павел. Наш мир все более и более погружается в бездуховную тьму – поступки и действия, раньше вызывавшие в обществе порицание, становятся обыденными явлениями, люди перестают стесняться дурных слов и жестокости, бравируют аморальным поведением, гордо надсмехаются над нравственной чистотой и семейными ценностями. Последствия отпадения от Бога и пренебрежения Его законами очевидны – социальные нестроения, военные столкновения, экономические кризисы и моровое поветрие. Именно грех человека, и ничто иное, является причиной различных бедствий и катастроф.
Священное Писание предостерегает: «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33). Мы с вами и сами много согрешаем, и ежедневно соприкасаемся с духовной тьмой в разных ее видах – явных и скрытых, поэтому нам жизненно необходимы молитва и пост, которыми по слову Спасителя изгоняется из человеческого сердца и разума всякое зло, побеждаются борющие душу силы нечистоты. Не будем откладывать покаяние на неопределенные сроки, начнем борьбу с пороками и неправдами с самих себя, воздержанием обуздаем страсти и деятельной любовью к ближнему откроем двери милосердия Божия. Отцы и учителя Церкви наставляют нас, что изволяя себя из плена страстей – мы избавляем от греховных скверн людей вокруг, восходя добродетелями к Небу – мы помогаем духовно возвыситься тем, кто рядом с нами, искренне совершая молитвы, а, тем более, участвуя в святой Евхаристии – мы освящаем благодатью вселенную.
Успенский пост имеет особый характер – это время нашей благодарности и сугубых молитв к Пресвятой Богородице. Каждый из нас, прославляя Царицу Неба и земли, Владычицу державную, должен в эти дни особым образом прочувствовать и осознать силу Ее материнского заступления, величие Ее любви к роду человеческому. Быть христианином – значит следовать за Христом и мужественно и терпеливо нести свой крест. Но на жизненном пути мы не одиноки: всегда с нами Пречистая Матерь Божия. Ее помощь и радость всегда с теми, кто ищет Бога и спасения, кто ищет встречи с Ней, кто состраждет ближним и приносит им утешение участливыми словами, добрым советом, полезным делом.
Пусть по молитвам Царицы Небесной, во Успении Своем мир не оставляющей, Творец и Податель всяческих благ дарует нам с пользой для себя и ближних пройти светлое поприще поста, в усердии не ослабевать, духом пламенеть, Господу служить (Рим. 12:11)». Из проповеди митрополита Александра.
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение праздника Изнесения честных Древ Животворящего Креста Господня: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии - Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста".
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем". Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".
По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: "Спас на воде", "Мокрый Спас"). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.