В Навечерие Рождества Христова митрополит Александр возглавил праздничное богослужение в Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты
- 06.01.2023, 13:28
- Богослужения
6 января 2023 года – Навечерие Рождества Христова, Рождественский сочельник.
В богослужебных текстах этого дня покаянные мотивы и призывы к достойной встрече родившегося Спасителя постепенно сменяются радостью и ликованием от явления к роду человеческому Самого воплотившегося Господа. Особое внимание обращается на земные обстоятельства этого евангельского события: говорится о времени и месте Рождества Христова, а также упоминаются все его участники – Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф Обручник, ангелы, волхвы и пастухи.
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр возглавил праздничное богослужение – Божественную Литургию святителя Василия Великого в соединении с великой вечерней – в Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты.
Главе Православной Церкви Казахстана сослужили: духовник Алма-Атинской епархии архимандрит Иоанн (Сазонов), секретарь Чимкентской епархии архимандрит Вениамин (Рудый), руководитель отдела Митрополичьего округа по связям с общественностью, ключарь Вознесенского собора протоиерей Александр Суворов, руководитель информационного отдела Митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов, протоиерей Димитрий Сидоров, заместитель ключаря Вознесенского собора иерей Андрей Шкляр, иеромонах Роман (Чистяков), руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), помощник Главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров; руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий, диакон Андрей Плетень, диакон Виталий Быструшкин, диакон Александр Пивень.
Богослужебные песнопения исполняли: мужской хор Алма-Атинской епархии под управлением игумена Филиппа (Моисеева) и хор Вознесенского собора под управлением Н. Зубревич.
На великой вечерне читались паремии – ветхозаветные тексты, содержащие пророчества о пришествии на землю Христа и о грядущем Царстве Божием. Паремии чередовались с тропарями и запевами – «С ними же помилуй нас» и «Жизнодавче, слава Тебе», которые попеременно исполняли духовенство в алтаре и хор.
В соответствии с уставными особенностями этого дня перед чтением паремий возглашался великий прокимен: «Кто Бог велий, яко Бог наш».
На Литургии читалось зачало из послания апостола Павла к Евреям о предвечном рождении Сына Божия от Отца (1 глава, стихи с 1 по 12) и благовествовалось зачало Евангелия от Луки, повествующее о Рождении Господа Иисуса Христа в Вифлеемском вертепе и поклонении Богомладенцу пастухов, получивших весть о Рождении Спасителя от ангельских сил (2 глава, стихи с 1-20).
Была совершена молитва о восстановлении мира, чтомая во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Еще одной особенностью Литургии Василия Великого является пение вместо традиционной молитвы Божией Матери «Достойно есть» древнего богородичного гимна, написанного преподобным Иоанном Дамаскиным «О Тебе радуется».
Проповедь по запричастном стихе произнес протоиерей Евгений Иванов.
В завершение Литургии на середину храма из алтаря были изнесена украшенная свеча, символизирующая Вифлеемскую звезду.
Перед образом праздника и возженной свечей было совершено славление – хором и духовенством пропеты тропарь и кондак Рождества Христова.
По окончании богослужения Глава Казахстанского Митрополичьего округа поздравил духовенство и молящихся с Рождественским Сочельником – преддверием праздника мира и Божией любви и обратился к собравшимся с проповедью.
Вознесенский собор трудами церковных работников во главе с ключарем храма протоиереем Александром Суворовым к празднику Рождества Христова украшен живыми еловыми деревцами, которые по окончании святочных дней будут высажены в парковых зонах Южной столицы. Начало этой доброй традиции было положено несколько лет назад; часть деревьев продолжает расти в парке 28-ми Панфиловцев.
После завершения Литургии митрополит Александр поздравил зрителей Первого канала «Евразия» с праздником Рождества Христова и Новолетием.
«Сегодняшним особым богослужением – Царскими часами, Великой вечерней и Божественной Литургией святителя Василия Великого – мы начинаем празднование Рождества Христова. Благая весть о пришествии в мир Творца и Господа ныне вновь наполняет мир. По слову церковных песнопений, «Силы Небесныя радуются, и земля с человеки веселится». Эта евангельская весть вселяет надежду в христианские сердца, пробуждает творческие силы, вдохновляет на служение Богу и людям.
Любовь Божия не смирилась с пребыванием человека в плену греха и смерти, но явилась на земле, чтобы избавить нас от зла, даровать возможность духовного возрождения и обновления. В эти святые дни мы исповедуем, что на земле родился не новый пророк или учитель, не мудрый правитель или могущественный герой, но воплотился Сам Творец этого мира, как провозглашает Церковь: «Ты пришел от Девы, ни ходатай, ни Ангел, но Сам, Господь, воплотился и спас всего меня, человека». «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14), – утверждает истину боговоплощения созерцатель небесных откровений апостол Иоанн Богослов.
Великие и бесценные дары принесло человечеству пришествие в мир Христа Жизнодавца – истинное богопознание, обретение смысла жизни, путь к освобождению от греха, победу над смертью, обожение человека благодатью, Небесное Царство и вечное блаженство. Вера в родившегося от Преблагословенной Девы Господа Иисуса Христа и добродетельная жизнь по евангельским заповедям являются для нас не только способом приобщения к Богу, но и становятся нашими достойными дарами родившемуся Спасителю вместо золота, ладана и смирны, которые принесли Ему волхвы. В дни празднования Рождества Христова вознесем особые молитвы о мире во всем мире и за наш родной Казахстан, чтобы Господь благодатию и щедротами Своими всегда посещал эту древнюю землю, чтобы Бог благословил жизнь и труды каждого, для кого эта страна является родным домом, чтобы согласие и братолюбие неизменно пребывали на просторах Великой степи». Из проповеди митрополита Александра.