В мясопустную родительскую субботу митрополит Александр совершил Литургию в Петропавловском храме Алма-Аты
- 18.02.2023, 13:23
- Богослужения
18 февраля 2023 года – Вселенская родительская суббота (мясопустная).
Святая Церковь, посвящая заключительную подготовительную неделю перед Великим постом напоминанию о последнем Страшном Суде Христовом, установила ходатайствовать в эту субботу за всех, «от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний», особенно же за скончавшихся внезапной смертью. В синаксаре (уставном поучении) мясопустной родительской субботы говорится: «святые отцы, движимые человеколюбием, установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, - когда бы, где бы и как бы ни окончил земную жизнь, - не лишился молитв Церкви».
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную Литургию в Петропавловском храме города Алма-Аты.
Его Высокопреосвященству сослужили: архиепископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий, епископ Чимкентский и Туркестанский Хрисанф; благочинный приходов Южной столицы, настоятель Никольского собора протоиерей Валерий Захаров; настоятель алма-атинского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» митрофорный протоиерей Евгений Воробьев, архимандрит Вениамин (Рудый), настоятель Петропавловской церкви протоиерей Владимир Шкляр, ключарь Петропавловского храма протоиерей Кирилл Шкляр, секретарь Костанайской епархии иеромонах Геннадий (Бурдюжа), клирик Андреевского кафедрального собора Усть-Каменогорска иеромонах Силуан (Магилев), руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), клирики Петропавловского храма иеромонах Исаак (Истелюев) и иерей Кирилл Громов; протодиакон Николай Гринкевич, руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий, секретарь Усть-Каменогорской епархии диакон Илия Кван, диакон Константин Чупаченко.
Пел хор Петропавловского храма под управлением И.Н. Коровиной.
Была совершена молитва о восстановлении мира, чтомая во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
На заупокойной ектении были помянуты первый святитель Туркестанской епархии, апостол Центральной Азии – архиепископ Софония (Сокольский) и подвижник благочестия митрополит Иосиф (Чернов); молитвы возносились о приснопамятных казахстанских иерархах, о почивших священнослужителях и монашествующих, подвизавшихся в Казахстане; поминались вожди и воины на поле брани жизнь свою за веру и Отечество положившие, все «в годину лютых гонений от безбожников умученные и убиенные, от голода, холода, ран, болезней и непосильных работ скончавшиеся, и все православные христиане, в земле Казахстанской в вере и благочестии пожившие».
Проповедь после запричастного стиха произнес иерей Кирилл Громов.
По отпусте Литургии иерарх обратился к собравшимся со словами проповеди о важности поминовения усопших, после чего была совершена панихида по всем «от века и до дне сего скончавшимся православным христианам».
«Церковь имеет великую силу, необыкновенную власть, дарованную ей Богом, изменять участь умерших ее чад. Мы приносим в храм записки с дорогими нашему сердцу именами, усердно молимся об оставлении вольных и невольных грехов «прежде нас живших и скончавшихся сродников и ближних наших», подаем просфоры, из которых в самом начале Литургии, во время Проскомидии на святом жертвеннике вынимаются частицы. И во время Божественной службы настает очень важный, духовно значимый момент – все эти частицы погружаются в чашу с Пречистой и Животворящей Кровью Господа Иисуса Христа. При этом произносится молитва: «Отмый Господи грехи всех зде поминавшихся Честною Твоею Кровию молитвами святых твоих». Об этом священнодействии свидетельствует святитель Иоанн Златоуст: «Святые апостолы не напрасно установили обычай поминовения наших скончавшихся о Господе близких во время Таинства святой Евхаристии. Святые апостолы учредили это, поскольку знали, что эти молитвы приносят умершим многий прибыток и многую пользу». Наши сродники, близкие и знаемые, имена которых написаны в поминальных записках, получают благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле бескровной Жертвы. Те праведники, которым по особенному Божественному промышлению были открыты тайны загробной жизни, свидетельствуют, что величайшего утешения и неизреченной радости сподобляются души усопших, когда проливается за них церковная молитва, приносится Бескровная Жертва святой Евхаристии». Из проповеди митрополита Александра.