В Южной столице состоялось награждение победителей дистанционного конкурса детского рисунка
Клирик Астанайской и Алма-Атинской епархии принял участие в заседании Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта
Глава Митрополичьего округа посетил Талдыкорган и совершил Литургию в Иоанно-Богословском соборе города
Воскресенье, посвященное памяти святых отцов I Вселенского Собора. Митрополит Александр совершил Литургию в храме Представительства Православной Церкви Казахстана в Москве
«Начало пути молодого прихода». Интервью с настоятелем Петропавловского храма Алма-Аты протоиереем Владимиром Шкляром

12 июля престольный праздник отметил любимый алма-атинцами храм первоверховных апостолов Петра и Павла. Приход существует уже более 20 лет и все эти годы его настоятелем является протоиерей Владимир Шкляр. Мы попросили отца Владимира вспомнить некоторые этапы строительства храма и становления прихода, а также рассказать о сегодняшнем дне общины Петропавловского храма.

- Отец Владимир, вспомните, пожалуйста, с чего начиналась жизнь Петропавловского прихода, кто был инициатором строительства храма?

- В начале 90-х годов, когда бремя атеистической идеологии перестало довлеть над сердцами и умами людей, проживающих на постсоветском пространстве, в том числе и на благодатной земле казахстанской, в человеческих душах живо начала проявляться жажда веры, жажда поиска истинного смысла жизни в неподдельном его проявлении. Но на тот момент претворение в жизнь этих чаяний было делом не простым, храмов не хватало, и город Алма-Ата в этом смысле не был исключением. Всего три действующих храма на территории одного из самых больших городов молодой Республики не могли удовлетворить в полной мере потребностям верующих алма-атинцев. И тогда небольшая община сплоченных верой единомышленников выразила желание создать новый приход в городе. Желание это по благословению правящего архипастыря – архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского Алексия (ныне – митрополит Тульский и Ефремовский) было воплощено в жизнь. 25 декабря 1994 года в органах юстиции Республики Казахстан была произведена регистрация прихода во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Через небольшой промежуток времени, 15 февраля 1995 года, в молельном доме на улице Первомайской, состоящем из одной просторной комнаты с окнами на юг, в праздник Сретения Господня была совершена первая служба. На этой первой Литургии в жизни новообразованного прихода живо ощущалось ликование жаждущих богообщения человеческих сердец.
Благое начинание не могло остаться незамеченным, и через пару месяцев с момента первой службы просторная комната перестала вмещать всех желающих, во время богослужений в этой комнате места уже не хватало. На Пасху прихожане стояли так близко друг к другу, что двигаться в комнате было невозможно. Во дворе тоже стояли люди, окна открывали, чтобы во дворе были слышны песнопения Литургии.
Встал вопрос о расширении. Собрав пожертвования, как говорится в пословице «с миру по нитке», приходской актив принял решение купить небольшое здание, выставленное по приемлемой стоимости на продажу и расположенное недалеко от молельного дома. На приобретение этого дома жертвовали не только алма-атинцы, помощь приходила из городов и сел Казахстана и из за рубежа. И здесь не обошлось без Промысла Божьего. Дом оказался тем самым,  который мы ещё в начале создания прихода желали арендовать для молитвы. Но на тот момент, об аренде, а тем более о его продаже не могло быть и речи. Как оказалось, позже хозяева приняли решение о смене места жительства. Так у общины Петропавловского прихода появился знакомый ныне всем участок под храм.

- Одно дело - купить дом, а переоборудовать его под храм не так просто. Как быстро удалось начать там проводить службы?

- Не так быстро, конечно. Но стараниями жертвователей, прихожан, людей, радеющих за веру, средства были собраны и домик (на его месте теперь стоит новый храм) был преобразован. Убрали внутренние стены, установили алтарь. Потолок в доме был такой низкий, что можно было, подняв руки, достать до него. Но, несмотря на все несовершенства, большая радость и воодушевление были от всех этих начинаний и трудов.  
Чуть позже во двор привезли вагончик, который поначалу служил и местом учёбы для ребят из церковно-приходской школы, и библиотекой, и ризницей. Но со временем необходимость в его универсальности отпала и на сегодняшний день в нём осталась только библиотека.
В первой половине 1998 года на кровле строящегося храма уже были установлены освященные кресты и купола. Летом старый молитвенный дом разбирали по кирпичику, а на его месте росли стены нового храма. И к августу того же года храм был готов к освящению.
10 августа 1998 года на праздник Смоленской иконы Божией Матери состоялось долгожданное и значимое для прихода событие. При стечении большого количества людей владыка Алексий, архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский освятил новый храм. Для всего прихода этот день стал большим праздником – днем рождения Петропавловского храма.

- Вашему храму пришлось пережить еще одну перестройку, уже в конце 2000-х годов. Чем была вызвана её необходимость?

- Храм расположен в спальном районе города, количество прихожан постоянно увеличивалось, и со временем его стены перестали вмещать всех желающих. Многие наши прихожане, которые живут рядом, были вынуждены ездить в другие храмы. Появилась насущная необходимость расширить помещение. Участок, который мы приобрели в 90-е годы, был очень маленький – ширина всего 16 метров, а длина 100 метров, поэтому с увеличением церковного здания первоначально возникли трудности. Но постепенно территория храма увеличилась. Трудами митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, который благословил расширять храм, были приобретены несколько земельных участков, смежных с церковной территорией. После этого приходская община получила возможность приступить к этому насущному проекту.
Несмотря на большие объемы работ, богослужения в храме не прекращались. Сначала мы обстроили имеющееся церковное здание снаружи. Внутри нового строения он стоял как Кувуклия в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Когда сделали нижнюю церковь (сейчас там размещается крестильная), перешли служить туда, а старый храм стали разбирать. Демонтировали его очень тяжело, потому что строение было построено весьма крепко.
К весне 2012 года был полностью выстроен монолит северного придела, включая ригеля и внутренние перегородки, начались подготовительные работы к постройке колокольни. 30 марта, в день памяти преподобного Алексия, человека Божия, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил в строящемся Петропавловском храме Литургию Преждеосвященных Даров. По окончании богослужения владыка ознакомился с ходом строительных работ. Хотелось бы отметить, что с самого начала реконструкции владыка митрополит внимательно наблюдал за всеми процессами, регулярно посещал стройку, общался с духовенством, приходским активом и рабочими.
Летом – осенью 2012 года на строительной площадке храма уже возвышалась часть отстроенной колокольни, а в сентябре приступили к демонтажу старой кровли и куполов. К октябрю монтаж металлоконструкций на кровле был завершен и большой купол храма был возвращен на свое исконное место. В июле 2014 года был освящен и установлен шатер, подготовленный для установки на звоннице.
4 апреля 2015 года, в Лазареву Субботу Главой Казахстанского Митрополичьего округа митрополитом Александром был совершен чин освящения 10-ти привезенных в Алма-Ату колоколов Петропавловского храма. Колокола были выполнены московскими мастерами, работа над ними проходила в течение нескольких месяцев. Вес самого большого колокола из привезенного набора с изображением апостолов Петра и Павла, святителя Спиридона Тримифунтского и Иверским образом Божией Матери составил 820 кг, самый маленький весит 4 кг. Позднее, к престольному празднику, из Москвы был доставлен 11-й колокол – самый большой из всей группы – 1700-килограммовый «Благовест».
На сегодняшний день строительные работы в основном завершены, и специалисты приступили к выполнению отделочных работ на фасадах и в интерьере.

- В Петропавловском храме хранятся частицы мощей апостолов Петра и Павла. Каким образом эта великая святыня оказалась в храме?

- Принесение частицы мощей святого апостола Павла стало значимым событием в жизни прихода. Она была привезена в 2001 году иеромонахом Амфилохием (Бондаренко), благочинным Усть-Каменогорского церковного округа, настоятелем Покровского храма города Усть-Каменогорска (ныне – епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский). А спустя 11 лет, в 2012 году митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром в дар храму для молитвенного поклонения были переданы и мощи святого апостола Петра. Таким образом, под куполом нашего храма соединились частицы мощей его святых покровителей.
Ровно через год после передачи в дар храму святых мощей апостола Петра, митрополит Александр вновь преподнёс приходу значимый духовный дар. 12 января 2013 года состоялась передача приходу доставленных из Рима частиц гробниц первоверховных апостолов Петра и Павла, а также копии Астанайской-Почаевской иконы Божией Матери.

- Как создавалась ваша приходская община?

- Жизнь Петропавловского прихода стала возможна благодаря особому Промыслу Божьему и волеизъявлению людей, объединенных верой и желанием жить по заповедям Христовым. На протяжении двадцати лет созидалась и продолжает созидаться основа его бытия, состоящая из множества кирпичиков – трудов духовных и телесных, понесенных людьми, чья судьба так или иначе связана с храмом. Каждый этот труд менял не только облик Петропавловского храма, но и человека, его вносившего. Совместная молитва, участие в Таинствах Божиих, строительство и пожертвования, совместные мероприятия, устраиваемые в стенах храма – всё это помогло сплотиться общине, для многих открыло новые горизонты в духовной жизни. Ведь каждое дело, творимое во славу Божию и ради ближнего, сторицей воздается человеку Богом.

- Много ли сегодня осталось тех людей, которые с самого начала были на приходе?

- Состав прихожан поменялся почти на сто процентов. Многие ушли из жизни, некоторые уехали. Были замечательные люди. Помню, у нас была баба Варя, ей приходилось через весь город ездить в Никольский собор, и как она была довольна, что рядом с ее домом начал строиться храм. Она из храма не выходила: помогала, чем могла, дежурила, за порядком следила. Потом заболела раком и имела такую сильную веру, что не стала делать операцию, а просто молилась, читала акафисты. И Господь ее исцелил, она прожила долгую жизнь, перешагнув 90-летний рубеж.
Храм, можно сказать, строился силами прихожан, они сами месили бетон и носили кирпичи, и землю копали сами, как могли активно участвовали в строительстве. К сожалению, сейчас люди стали другие, в основном ждут, что кто-то за них все сделает, а они придут просто помолиться. Это общая тенденция, все священники говорят, что очень тяжело найти людей, которые бы самоотверженно трудились в храме. Люди стали очень себя жалеть. В 90-е годы, когда распался Советский Союз, многие не знали, как жить в новых непростых условиях, и шли к Богу. Они постигли смысл духовной жизни, чувствовали помощь Божию и от этого энтузиазм был большой. А потом, когда потихоньку жизнь материальная стала ровнее, спокойней, энтузиазм стал угасать, в людские сердца прокралась лень. Духовная жизнь – это труд, надо все время себя понуждать к молитве, к исполнению заповедей, к внутренней дисциплине. Святые отцы говорят, что в духовной жизни нет ни отпусков, ни выходных, и расслабиться можно быстро, а собраться очень тяжело. И не все люди могут этот искус преодолеть.
Но люди все равно меняются, многие через трудности и испытания со временем познают, что жизни без Бога нет. Много сейчас людей приходит на исповедь, детей много причащается. Все равно люди стараются прибегать к помощи Божией, потому что без Бога не одолеть соблазны, не победить зло.

- Расскажите о сегодняшнем дне вашего прихода.

- Сейчас, после завершения строительства, людей в храме стало больше, по воскресеньям бывает до 200 причастников, постом еще больше причащается, около 80-ти детей бывает за воскресными и праздничными службами.
У нас стали происходить чудеса от Иверской иконы Божией Матери. Когда еще был возведен первый храм, эта икона стояла в притворе, где шла исповедь, и одна женщина все время молилась за дочку, у которой были такие страшные приступы головной боли, что она даже теряла сознание. Женщина молилась перед этим образом и дочка чудом исцелилась, потом вышла замуж и родила двух младенцев-близнецов. Прихожанка долго об этом не рассказывала, но потом  пришла и говорит: «Не могу молчать, я должна отблагодарить Божию Матерь, я принесла в дар свои украшения. Повесьте их на икону». Потом и другие люди стали рассказывать, что по молитвам перед этой иконой чудеса происходят. И мы стали еженедельно по средам перед этой иконой служить молебны с акафистом. Много людей приходит на эти службы.
Отец Константин у нас занимается с молодежью на приходе, проводит с ними занятия по воскресеньям. Много лет существует церковно-приходская школа, на сегодняшний день ее посещают более 50 детей.
Но это лишь начало пути молодого прихода, впереди еще достаточно работы, которую нужно проделать, много задумок и начинаний и, конечно, совместные богослужения – то, ради чего приход создавался. И всё это, как и прежде, с упованием на милость Божию, с надеждой на молитвы и мудрые наставления нашего архипастыря и на общий труд прихожан Петропавловского храма.

Беседовала Марина Сазонова

Новости епархий