Епископ Геннадий принял участие в конференции «Богословское осмысление феномена экстремизма и терроризма»
День памяти преподобного Силуана Афонского. Митрополит Александр совершил Литургию в Представительстве Казахстанского Митрополичьего округа в Москве
Митрополит Александр совершил литию по новопреставленному митрофорному протоиерею Андрею Бурдину
Протоиерей Евгений Бобылев: «Храм строим не мы, а Сам Господь»

По благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в Турксибском районе Алма-Аты на территории Покровско-Всехсвятского прихода ведётся строительство большого храма в честь Собора Пресвятой Богородицы. Сейчас благодаря деятельности дружной приходской общины во главе с настоятелем протоиереем Евгением Бобылевым, полным ходом идёт внутренняя и внешняя отделка сооружения.

22 декабря 2018 года в новопостроенном соборе состоится великое освящение нижней церкви во имя праведных Богоотец Иоакима и Анны. Мы (редакция православного журнала «Свет Православия в Казахстане» – прим. ред.) попросили отца Евгения Бобылева рассказать об основных этапах возведения одного из самых больших храмов на территории Казахстана.

- Отец Евгений, почему возведение каждого нового храма является таким великим событием в жизни Церкви? Каково вообще значение храма?
 
- Дело в том, что православный храм является иконой Вселенной. Причём, не той распадающейся, разрушающейся Вселенной, которую мы сейчас видим, где мир духовный отделён невидимой стеной от материального. Храм – образ той единой Вселенной, какой она была задумана Богом в Царстве Небесном. Вселенная создана для человека, который имеет абсолютную свободу и наделён творческой силой.

Состоит храм из трёх частей: притвора, центральной части и алтаря. Притвор символизирует мир видимый, материальный. Центральная часть – это мир человека. Алтарь – символ Небесной Церкви, в которой существуют ангельский мир и святые. Иконостас, отделяющий центральную часть храма от алтаря, не закрывает, а наоборот раскрывает невидимую сущность алтаря. Такая структура храма – не выдумка православных богословов, не результат архитектурной мысли человечества.  Она ниспослана Богом в Его откровении. Господь явился Моисею в огне на горе Синай и явил ему, как должен быть устроен храм Божий – сначала это была Скиния Завета, а затем Храм Иерусалимский, который по структуре фактически повторяют православные храмы.В центре алтаря стоит престол, на котором приносится Бескровная Жертва Богу. Бог является Творцом всей Вселенной и потому Его природа совсем иная. Иное и место пребывания Господа во Вселенной – Он вне мира. Престол не только символизирует место пребывания Бога, но и буквально указывает на него. Престол мистически соединен с местом пребывания Бога.  

Но помимо того, что храм является иконой Вселенной, он ещё и икона Христа, потому что именно здесь совершается спасение человечества. Господь сказал: «Я есмь путь, истина и жизнь» (Ин.14:6). И всякий, кто хочет последовать за Христом, обязательно должен пройти основные этапы Его жизни на земле. Как Иисус Христос одновременно имеет природу видимую, материальную и природу Божественную, так же и храм соединяет в себе весь мир, духовный и материальный, и ведёт человека ко спасению.

Но самое удивительное, что храм является ещё и иконой человека, и создан таким образом, чтобы показать, как устроен человек. Притвор символизирует человеческую плоть – материальную составляющую. Центральная часть есть образ человеческой души. Душа нематериальна, но создана для того, чтобы обслуживать тело. Алтарь символизирует область духа. Дух – то самое главное в человеке, что отличает его от животного. Дух – высшая деятельность души. А в центре алтаря стоит жертвенник. Жертвенником в человеке является сердце и ум. Ум человека, как пишут святые отцы, должен восседать на троне сердца. И именно в сердце, как на жертвеннике, приносится единственная бескровная жертва Богу – молитвенное воздыхание с покаянием.

Каждый человек в своей жизни должен построить хотя бы один храм – храм собственной души для Бога.

- Как возникла идея возведения такого большого собора на территории Покровского храма?

- Место для храма выбирает не человек, оно определяется на Предвечном совете Пресвятой Троицы. У Бога есть видение всего прошлого, настоящего и будущего и эти Божественные смыслы пронизывают наше пространство и время. Тот, кто принимает решение строить храм, мистически к этим смыслам прикасается.

Строительство церкви в честь Собора Пресвятой Богородицы происходило именно так. Владыка митрополит неоднократно, в течение нескольких лет, когда приезжал к нам, говорил о том, что хорошо бы на территории прихода построить храм побольше. «Маленький Покровский храм с трудом вмещает всех прихожан», – сказал он как-то. Владыка Александр молился, искал возможности для осуществления этого строительства. И, наконец, в 2012 году благословил начать сооружение нового большого собора.

- А откуда был взят проект для строительства собора?

- Какой именно нужно строить храм, подсказал ныне покойный архимандрит Наум (Байбородин) – старец Троице-Сергиевой лавры. В Киево-Печерском патерике есть описание храма, построенного в XI веке в Киеве князем Изяславом. Это был первый крупный собор на территории Руси. Его история такова. 12 зодчих-греков приехали к князю Изяславу и рассказали о том, что однажды им во сне явилась Матерь Божия и дала указание ехать в Киев строить храм в Её честь, вручив каждому по увесистому мешочку золотых монет. Проснувшись они увидели, что эти монеты существуют в реальности и обсудили сон, который видели все одновременно. В результате зодчие собрались и приехали на строительство храма в Киев. В патерике даже даны размеры этого собора: «20 поясов в ширину, 30 – в длину и 50 – в вышину». Храм, описанный в Киево-Печерском патерике, послужил образцом для нашего проекта.

- Батюшка, у Вас ведь это не первый опыт строительства храма?

- Да. При моём участии построено три храма. Наш приход начинал строительство алма-атинской церкви во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы, затем мы строили храм в честь апостола Иоанна Богослова, на территории которого размещается церковно-приходская школа. На мой взгляд, это один из красивейших храмов города, построен он в неовизантийском стиле и его, к сожалению, мало кто знает. Одним словом, опыт храмоздательства я, конечно, имею, но этих храмов в новом соборе умещается около десятка, так что начинать было страшно.

- На какие средства идёт строительство собора? Кто вам помогает?

- Помогает строить храм Сам Господь. Начиная строительство, мы имели всего 120 тысяч тенге. Всё, больше денег не было. Но было благословение митрополита Александра, и мы начали строить. Только проект храма стоит 500 тысяч долларов и одна серьёзная проектная организация предложила нам свои услуги именно за такую сумму. Естественно, таких денег у нас не было. Но Господь так устроил, что нашлась небольшая фирма, в которой работает лишь три человека, и они фактически бесплатно, за копейки сделали весь проект. Это просто чудо: Господь призвал их, и они откликнулись.

Вообще мы постоянно сталкивались с удивительными «совпадениями», которые радуют душу и показывают священнику и верующим, что Бог не оставляет их. Закладка первого бетона в фундамент храма произошла в обычный февральский день. Чтобы запомнить ту дату, я заглянул в календарь, и оказалось, что в этот день празднуется память тех самых 12-ти греческих святых – строителей Успенского храма в Киеве. Мы были потрясены таким «совпадением».

Поскольку я не профессиональный строитель, то мы всем приходом долго молились, чтобы Господь послал нам хорошую команду инженеров, прорабов, мастеров. Храмовое зодчество – особое строительство, не каждая строительная организация может его осуществить. И когда команда была уже собрана, оказалось, что она в большинстве своём состоит из греков. Главой строительной фирмы, которая взялась возводить храм, является Николай Серапониди, главным консультантом и помощником, который нам помог привлечь разные строительные организации – Элефтерий Иванович Навразиди, и мастером стал тоже грек – Степан Фамаиди. Как будто была воля Божия строить храм грекам и именно так, как это делали греческие строители тысячу лет назад.

Любой человек, который занимался строительством, знает, что довольно часто оно бывает связано с массой неприятных вещей – «откатами», воровством, растратами. Каждый пытается что-то урвать от государственного и общественного для себя. Православные храмы строятся совершенно иначе. Все пожертвования, которые идут на строительство храма, православные люди стараются не только не растратить, но и многократно приумножить. Приведу пример. В начале строительства Элефтерий Иванович, наш куратор, договорился со своим сыном, тоже руководителем большой строительной организации, что они нам будут поставлять бетон безвозмездно. Нам просто надо было подготовить сыпучие материалы – песок, щебень, цемент. Но пока мы договаривались с карьерами, сына направили на другую стройку, и вся эта затея рухнула. Тогда я обратился к руководителю ближайшего бетонного завода – мусульманину и уйгуру – и он согласился давать нам бетон бесплатно. Только мы завезли все сыпучие материалы на этот завод, мне звонит его руководитель и говорит, что ему дают огромный государственный объект, а место на заводе занято. Он просит: «Вывозите все свои сыпучие материалы куда угодно, освобождайте место, я вам и так дам бесплатно тысячу кубов бетона». И мы вывозим всё это на третий завод и таким образом имеем уже две тысячи кубов бесплатного бетона. Вот так Господь всё время увеличивает пожертвования.

Генерального спонсора у храма не было, лишь 2-3 организации, которые нам постоянно помогали. Одни уходили, появлялись другие, потому что такие деньги ни одна организация не сможет заплатить. И параллельно тёк тоненький ручеек постоянной помощи прихожан и мирян. Лепты, которые жертвовали люди, сливались в общую реку помощи, и шли на наши повседневные нужды, возникающие в процессе строительства, – гвозди, краску, гипсокартон и т.д.

Вот так всё удивительно Господь устраивал, а моя задача, как руководителя и священника, заключалась в том, чтобы попасть в этот поток воли Божией и успевать координировать его. Я говорил: «Господи, мы хотим помочь Тебе, строишь только Ты». А если мы не успеем за Богом, то будем за это отвечать.

- Можете вспомнить основные этапы строительства?

- 6 марта 2013 года по благословению митрополита Александра епископ Каскеленский Геннадий совершил чин освящения закладного камня в осно-вание будущего церковного здания.

Первую Божественную Литургию 14 октября 2015 года в праздник Покрова Богородицы в нижней церкви строящегося храма совершил Глава Правос-лавной Церкви Казахстана. 9 июля 2017 года, в воскресный день и праздник Тихвинской иконы Божией Матери, митрополит Александр совершил чин ос-вящения колоколов для строящегося храма. Набор из 12 колоколов, общим весом 6 тонн 892 килограмма, был отлит по благословению Главы Казахстанского Митрополичьего округа в городе Тутаеве (Ярославская об-ласть, Россия) на ООО «Италмас» – колокольном заводе Николая Шувалова. Наиболее тяжёлый из колоколов – «Благовестник» (весом 2 тонны 985 килограмм) на сегодняшний день самый большой колокол в Алма-Ате.

25 июля 2017 года на строящийся храм были подняты купола. Освящение крестов совершено митрополитом Александром 1 октября 2018 года. В тот же день они были установлены.

- Какие работы сейчас идут в храме?

- В настоящее время в нижнем храме идет последний этап строительства – отделочные работы. Это самые дорогие виды работ, совершение которых растягивается, порой, на десятилетия и их продолжение или приостановка зависит от того, появляются ли люди, которые хотят пожертвовать Богу. Поэтому владыка митрополит благословил уже сейчас освящать нижний храм в честь святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, праведных родителей Пресвятой Богородицы, не дожидаясь окончательного завершения этапа отделочных работ. Наружная часть храма на 95 процентов готова, осталось немного добавить украшений и установить центральный крест высотой 7 метров. Его будем устанавливать ближе к лету. После установки центрального креста останется только планировка и благоустройство территории.

А у храма большая территория. Благодаря материальной помощи владыки митрополита, который активно участвовал в строительстве храма, были выкуплены пять домов, расположенных рядом с храмом. Следующим этапом будет освящение верхней большой церкви. Там сейчас осуществляется штукатурка и левкас стен и потолков. К осени эти работы полностью будут закончены, останется постелить полы. И может быть, если Бог даст, к Покрову Богородицы или к следующему Рождеству освятим и верхний храм. Верхний центральный престол будет освящён в честь Собора Богородицы.

По случаю освящения нижней церкви строящемуся храму будут переданы мощи праведных Богоотец Иоакима и Анны. Редчайшая святыня – дар митрополита Астанайского и Казахстанского Александра.

- Собор был возведён, можно сказать, в рекордные сроки, фактически, за 5 лет…

- Если взять историю Православной Церкви, то в отличие от католических храмов, которые строились веками и до сих пор некоторые остались недостроенными, православные храмы сооружались обычно в течении 5-6 лет: и маленький храм, и большой собор. Так что мы уложились в эти сроки. Однако, как я уже говорил, отделочные работы могут вестись годами.

- Собор посвящён Пресвятой Богородице и уже есть несколько икон Божией Матери, написанных специально для вашего храма. Расскажите о них.

- Можно сказать, что иконы сами приходили в наш храм. Одна из них – спи-сок с иконы Божией Матери «Панагия Сумела» – является святыней понтийских греков, проживающих на земле Казахстана. Группа понтийских греков, которая участвовала в строительстве храма в честь Собора Пресвятой Богородицы, собрала средства и заказала эту икону на Святой горе Афон специально для нашего храма.

Владыка митрополит подарил нам Владимирскую икону Божией Матери удивительно красивого письма. Матушка игумения Любовь (настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря Алма-Аты – прим. ред.) подарила икону Царицы Небесной «Всех скорбящих Радость». Несколько местных иконописцев тоже написали иконы Божией Матери для нашего храма. Теперь у нас нижний храм фактически заполнен большими иконами и часть их уже готова для верхнего храма. Сама Матерь Божия собирает иконы для нашего собора.

- Батюшка, многие даже православные люди недоумевают, зачем в Алма-Ате строить такой большой храм. В ситуации, когда многие православные уезжают из Казахстана, наполнится ли он прихожанами?

- Люди, которые это говорят, во-первых, не очень понимают внутреннюю жизнь Церкви. Сколько бы в миллионном городе ни построить храмов, все они будут заполнены. Всё зависит от священнослужителей. Каков поп, таков и приход. Любой храм в городе можно заполнить. Сколько может вместить храм площадью 800 квадратных метров (это площадь нашего нижнего храма)? По существующим нормам – до 3000 человек. Это капля в море для миллионного города.

А, во-вторых, существуют пророчества о том, что православие не просто возродится, оно воспрянет и наполнит всю Вселенную: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной» (Мф. 24:1). Об этом есть пророчества святых: Андрея Христа ради юродивого, преподобного Серафима Саровского, праведного Иоанна Кронштадтского, Паисия Святогорца. Эти пророчества ещё не исполнились, пока мы только на этапе восстановления разрушенного. Но мы не мудрствуем лукаво. У нас есть благословение митрополита Александра, и мы работаем. Потому что знаем, что просто так такие благословения не дают. Скептики увидят, как все эти благословения исполнятся в жизни. А храмы, которые мы строим, очень скоро будут востребованы.

Беседовала Марина Сазонова,
 главный редактор православного журнала
 «Свет Православия в Казахстане»

Новости епархий