В Алма-Ате открылась книжная выставка-форум «Радость Слова»
Престольный праздник Серафимовского храма поселка Чапаево
В Алма-Ате состоялось празднование дня памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии – небесных покровительниц Семиречья. Торжества возглавил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр
Состоялась встреча митрополита Астанайского и Казахстанского Александра с послом Казахстана в России Е.Б. Кошербаевым
«Делами веры надлежит нам являть любящий Лик Христов и красоту Святого Православия». Интервью руководителя комиссии по духовному просвещению Алма-Атинской епархии протоиерея Сергия Казимирова

Сайт Митрополичьего округа в Республике Казахстан продолжает публикацию серии интервью с казахстанскими священнослужителями.  Сегодня мы общаемся с протоиереем Сергием Казимировым.

Отец Сергий – настоятель Владимирского храма станции Чемолган Алма-Атинской области, руководитель комиссии по духовному просвещению Алма-Атинской епархии, преподаватель Алма-Атинской православной духовной семинарии.

- Отец Сергий, как видно из Вашей биографии, Вы в 1994 году окончили Казахский государственный университет. Какой факультет, по какой специальности? Можете рассказать об этом. А также о том, почему была выбрана эта специальность. Что это вообще было за время в Вашей жизни? Что происходило вокруг Вас и как это на Вас влияло?

 Я по образованию инженер-гидролог, закончил географический факультет Казахского государственного университета. Перед поступлением в КазГУ один курс отучился в Московском станкоинструментальном институте, но через год понял, что я не технарь, а естественнонаучник. И поступил уже в казахстанский университет. В Москве я и потянулся к православному христианству. Наверное, атмосфера общественной жизни повлияла. Отмечалось 1000-летие Крещения Руси. Шла «перестройка», церковная жизнь начинала оживать… Помню, как в Москве купил первый номер только что появившегося «Церковного вестника».

- Вы родились в России, в городе Красноярск-45. Как Вы попали в Казахстан?

Да, я родился в России, в Красноярске-45, сейчас этот город называется Зеленогорском. Отца после окончания Томского политехнического института распределили в Красноярск-45 на «Электрохимзавод» – предприятие по обогащению урана. В «сорокпятке» я пошел в школу и отучился первые два класса. В 1980 году, перед Московской Олимпиадой, наша семья переехала на папину родину, в Казахстан, в столицу Казахской ССР – город Алма-Ату.

- Традиционный вопрос. Но он так всех всегда интересует. Как Вы стали священником? Что для Вас священство? Как начиналось Ваше служение? С какими трудностями Вы столкнулись, а, может, их и не было. Что было такого, чего Вы никак не ожидали на этом пути? Можете просто рассказать об этом периоде Вашей жизни: начало Вашего служения.

Мой приход в церковь совпал с радостным временем в её истории: праздновалось 1000-летие Крещения Руси. Шла «перестройка», мы были молоды и весь мир, как нам казалось, благоухал и пел вокруг. Вся жизнь преобразилась. Успевали, сбежав с пары на военной кафедре в университете в день праздника Благовещения, съездить в Никольский собор, послушать проповедь архиепископа Алексия за поздней литургией, и, вернувшись к началу следующей пары, продолжить читать Евангелие уже на лекции; читали длинные молитвенные правила и напечатанные на «Эре» (советская копировальная машина) редкие святоотеческие книги; помогали группе «Милосердие», вокруг которой в те далёкие годы объединилась группка молодёжи – прихожан кафедрального (тогда) Никольского собора Алма-Аты. На всё хватало времени и сил.
А летом… Летом мы разъезжались по монастырям единого советского государства, где проводили каникулы в древних монастырях святой Руси. В те годы обители можно было пересчитать по пальцам. И молодёжь, и «старёжь» Никольского (и не только) собора разъезжалась по святым обителям, чтобы приникнуть к чистому источнику православного благочестия.
В далёком теперь уже 1990 году в Псково-Печерском монастыре Господь судил мне побывать у старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина, + 2006).
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь – один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. Название монастыря связано с находящимися в нём пещерами (по-древнерусски – печорами), называемыми «Богом зданными» (то есть созданными Богом). В 1473 году здесь была освящена пещерная церковь Успения Божией Матери, выкопанная преподобным Ионой в холме из песчаника. Этот год считается годом основания монастыря. Холм, в котором находятся Успенская церковь и Богом зданные пещеры, называется Святой горой. Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался.
Вот в Печору мы, я и мой товарищ, студент журфака Казахского государственного университета им. С.М. Кирова, Андрей Сиверцев, и направили «стопы своя» в августе 1990 года.
Ехали кто зачем: Андрей – за поисками счастья, я – присматривался к монашескому пути. Собственно, тоже искал счастье.
В обители приняли радушно. Поселили в гостинице для трудников. Она располагалась на первом этаже небольшого домика. На втором жил наместник обители архимандрит Павел (Пономарёв), ныне – экзарх Белорусской церкви. Как-то вечером паломники шумно обсуждали что-то, и келейник отца наместника спустился в гостиницу и попросил вести себя потише, так как мы мешали отцу Павлу готовиться к завтрашнему богослужению.
Трудились мы на разных послушаниях: Андрей кидал уголь; я, как более тощий, был определён в дворники. Подметал в том числе и «Кровавую дорожку», по которой, согласно древней рукописи, раскаявшийся Иван Грозный нёс тело монастырского игумена Корнилия, заподозренного им в измене, и убитого царём в 1570 году. С тех пор путь от надвратного Никольского храма до Успенской церкви называют «Кровавым путём».
Работа была не тяжёлая. В первой половине августа листва ещё крепко держалась на деревьях. Вечером нужно было идти на службу в Михайловский собор. В этом соборе на Преображение я слушал проповедь о. Иоанна. Батюшка говорил о молитве.
Службы долгие, монастырские. После вечерни и утрени ещё молебен с акафистом празднуемому святому. Затем ужин вместе с братией монастыря в трапезной. Там же читались вечерние молитвы. И под пение стихиры «Иже Крестом ограждаеми врагу противляемся» все прикладывались ко кресту в руках игумена Досифея, и отправлялись в келлию. Если кому-то нужно было вставать до общего подъёма, то следовало в журнале у дежурного монаха отметить номер своей кровати (все кровати были железные со спинками, на которых висели номерки) и указать время побудки. В основном очень рано вставали ребята, подвизавшиеся на скотном дворе.
Так незаметно в трудах праведных пролетели десять дней. Нужно было собираться домой. Но перед поездкой в Печору, благословлявший нас в дорогу отец Евгений Бобылев, служивший в Никольском соборе (ныне – настоятель Покровско-Всесвятского прихода Южной столицы Казахстана) сказал: «Непременно побывайте у старца Иоанна».
К отцу Иоанну съезжались за советом люди со всего Союза. В книге «Несвятые святые» архимандрит (ныне епископ) Тихон (Шевкунов) рассказывает, как к батюшке со всех сторон, когда он выходил из алтаря церкви, кидались люди и не давали ему пройти. Они не отпустили бы старца до вечера. Но тогда ведший его под ручку экононом монастыря отец Филарет «включал скорость» и убегал от обступивших просителей, а отец Иоанн «летел» вслед за отцом экономом. Эту картинку мне посчастливилось видеть своими глазами.
Но для трудников делалось исключение: перед отъездом из древней обители отец архимандрит находил время несколько минут побеседовать с каждым, потрудившимся во славу Божию.
Вот так, накануне отъезда, и было нам сказано явиться в один из корпусов, где в узкой и длинной келье жил отец Иоанн. Я сейчас не могу сказать, по какой причине мы не сфотографировались с батюшкой на память. Может быть это не полагалось по монастырским правилам, а может быть нам и в голову такое не пришло… Это сейчас повальное увлечение селфи: я там-то, я с тем-то. Болезнь какая-то, «себяшки» …
К старцу нас впустили втроём: молодого врача из Москвы, которого звали Роман, Андрея и меня. Из внешней обстановки запомнилось то, что келлия батюшки вся была увешена иконами. А на столе стоял бюст св. Иоанна Кронштадского. Нас усадили на диванчик и каждый смог задать свои вопросы. Роман спрашивал благословения старца на принятие священного сана. Духоносный старец посоветовал ему в первую очередь научиться читать без ошибок по-славянски. «А то читают «Два» вместо «Дева»», – сказал батюшка. А келейник поддакнул: «Или читают «имАмы», вместо «Имамы»». Впоследствии Роман состоял послушником в братстве Оптиной пустыни. Затем связь оборвалась.  
Андрей спрашивал о том, как приобрести любовь ко всем людям. «А вот как солнышко светит на всех без разбору, так и ты свети всем», – был ответ.
«Ну, а тебе что?», – спросил меня отец Иоанн. «А я с ними, за компанию», - ответил я. «Ну, вот и хорошо», - сказал батюшка. Благословил каждого иконкой, помазал маслицем и отпустил на все четыре стороны. Запомнился любвеобильный образ старца, его доброта ко всем приходящим.
Иконку, подаренную отцом Иоанном я сохранил. Образ Казанской иконы Божией Матери. Цветная фотография. Не было в те годы изготовленных в церковных мастерских образочков, которыми можно было бы благословлять паломников. Благословляли фотографиями икон.
При прощании эконом монастыря отец Филарет также побеседовал со мной. Спросил: откуда и где учусь? Узнав, что я студент, достал из ящика стола сторублёвую купюру и вручил мне. Это были большие деньги по тем временам. Я отнекивался, но отец иеромонах сказал: «Бери, коль дают. Куда без них?». Благодаря этим деньгам я улетел из Москвы домой (студенческий билет стоил 42 рубля). А в первопрестольной купил ещё и «Душеполезные поучения» преподобного аввы Дорофея.
После окончания университета я поступил в духовное училище. А так как я к тому времени женился, то владыка Алексий уже в ноябре, то есть через 2 месяца после начала занятий в училище, рукоположил меня во диакона, а на следующий день – во пресвитера.
С 1995 по 2000 годы мы с супругой служили в старинном селе Железинка в Павлодарской области, отметившем в 2017 году 300-летие своего основания. Затем 6 лет инспекторствовал в духовном училище и 2 года служил в храме мученицы Параскевы в Алма-Ате.

- Расскажите немного о Ваших родителях? О детстве.

Папа мой инженер, как я уже говорил. Мама – учитель истории, всю жизнь проработала в школе.
Раннее детство моё прошло в Красноярске-45. Это город секретный, закрытый, «почтовый ящик», как говорили. Основан в середине 1950-х в рамках масштабного проекта по созданию ядерного оружия и ядерной энергетики в СССР. Особенностью городской жизни таких городов была богатая культурная жизнь. В городе она кипела: концерты, выставки, встречи, различные мероприятия. Помню, Анатолий Карпов приезжал, шахматный клуб открывал. Из мероприятий помню в городском доме культуры встречу с героем Великой Отечественной войны Михаилом Девятаевым, совершившим побег из немецкого концлагеря на угнанном им бомбардировщике. Я был тогда дошкольником.
Бога в этой жизни не было. О Нём там и не слыхивали.

- Отец Сергий, Вы являетесь председателем епархиальной комиссии по духовному просвещению. Чем занимается комиссия? Какова Ваша роль и основная задача в деятельности на этом посту?

Комиссия занимается организацией массовых (в основном, детских) просветительских мероприятий в Южной столице. Проводим осенью детско-юношеский Фестиваль земли Семиречья, перед Рождеством и после Пасхи богословские турниры, на весенних каникулах – олимпиаду по основам православной культуры. Часть мероприятий организуем на базе своей воскресной школы. Олимпиады по географии (в октябре) и математике (в декабре). Большим интересом пользуется компьютерная викторина «Русский космос» в преддверии Дня космонавтики. Благодаря прихожанину Покровского храма Д. Черникову, владельцу целой эскадрильи легкомоторных самолётов, в былые годы победители викторины были награждаемы экскурсионным полётом по окрестностям Алма-Аты. В феврале при поддержке Генерального консульства Российской Федерации в Алма-Ате проводим викторину «Две столицы», посвящённую Москве и Санкт-Петербургу. В начале сентября – концерт «Москва златоглавая», ко Дню российской столицы. Подготовке таких мероприятий сильно помогает консул Переверзева И.В.
Я курирую подготовку заданий для таких мероприятий. Или подбираю специалистов, способных грамотно составить, провести и оценить ответы участников.

- Вы преподаете в Алма-Атинской православной духовной семинарии. Ваш предмет Библейская история Ветхого и Нового Завета. Какое оно молодое поколение священства? Что Вы лично стараетесь дать, заронить в их души, помимо знания истории Ветхого и Нового Завета?

Многих ребят, обучающихся в семинарии, я знаю ещё по школе. Я у них географию с 5 класса преподаю. Вижу их 7 лет, затем ещё на первом курсе семинарии на занятиях по библейской истории встречаемся. Ребята разные. Талантливые и не очень. Старательные и с ленцой. Так, видимо, всегда было.
Помимо знаний по своему предмету пытаюсь показать многообразие Божьего мира: в нём много интересного и познавательного. Иногда, если остаётся время от лекции, разбираем наиболее интересные задания прошедших интернет-каруселей.

- Отец Сергий, почему православные мужчины не ходят в храм? Почему не они, главы своих семей, первые на пути исполнения Закона Божия? Многие часто спрашивают: почему мусульманские мужчины всех поколений все в мечети, а наши православные относятся к храму или «никак», или даже враждебно. Какая природа у этого явления?

То, о чём Вы говорите, мне хорошо известно.  Ведь напротив храма, в котором я настоятельствую, находится мечеть. И мне хорошо видна разница в прихожанах: у нас это, в основном, пожилые женщины, а у соседей – молодые мужчины. В чём причина? Мне кажется в том, что у нас сломался механизм передачи веры «от предков к потомкам». У мусульман он работает. То есть, у них сохранился механизм влияния, в том числе, религиозного, старшего поколения на младшее. Другими словами, родители детей сами молятся, уразу держат, в мечеть ходят, Коран читают. Этому они могут и детей своих научить. А у нас этот механизм сломан. Родителей в свою очередь их родители, нынешние бабушки и дедушки, ничему не научили. Поэтому и родители не могут никакого религиозного ОПЫТА своим детям передать. Нечего передавать. Пусто.

- Вы много занимаетесь детьми. В своем приходе, например…

На самом деле, я не занимаюсь воскресной школой своего прихода. Это задача педагогов воскресной школы, её директора Кузьминой В.М. Я работаю на дальних рубежах, организую межприходские епархиальные мероприятия, а с 2016 года и международные. Вся работа с приходской детворой лежит на учителях воскрески: они и уроки проводят, и утренники готовят. А отец Зинон с молодёжью занимается.

- Почему дети, взрослея, перестают посещать храм? Как предупредить это отпадение от Бога, по сути. Это горе для очень многих современных православных родителей.

 У меня нет ответа на Ваш вопрос. Одно ясно: веру во Христа можно только выстрадать. То, что даётся даром, не ценится. Дети наши всё то, что мы выстрадали, получают без усилий.

- Отец Сергий с 2008 года Вы являетесь настоятелем Владимирского храма станции Чемолган Алма-Атинской области. Расскажите, пожалуйста, кратко об истории храма, о жизни своего прихода, о том, как он развивался за эти последние несколько лет.  

То, что мы сейчас на приходе можем проводить всякие познавательно-развивающие мероприятия, заслуга, в том числе, и покойного моего предшественника – иерея Олега Михайловского (+2009), в годы настоятельства которого (с 2000 по 2008 гг.) было построено здание храма в честь Владимирской иконы Божией Матери. Отец Олег выполнил самую тяжёлую часть созидания прихода. Мы строим на основании, положенном отцом Олегом. Жизнь моего прихода похожа на жизнь десятков других сельских приходских общин в Казахстане: два-три раза в неделю отправляется богослужение, плюс редкие крещения и отпевания.

- Вы все-таки не совсем обычный священник в глазах наших казахстанских православных. Вы ведете, организуете или участвуете в стольких проектах. Вот 18 ноября 2018 года по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра состоится интернет-карусель на тему «Русская Америка». Вы участвовали в организации фестиваля «Духовный сад Семиречья». И многое-многое другое. Расскажите, пожалуйста, обо всех проектах, которые Вы организуете или участвуете в них. О их значении, этапе реализации, результатах.

Особенностью нашего служения является курируемая нами международная online викторина православной молодёжи – интернет-карусель.  Сегодня за победу в этой интеллектуальной игре соревнуются представители Казахстана, России, Беларуси, Украины, Узбекистана, Кыргызстана, Латвии, Литвы и Эстонии.
Инициатива создания православной интернет-карусели принадлежит мне. Хотя сама идея онлайн-конкурсов уже давно осуществляется на практике различными светским образовательными организациями.
Интернет-карусель – командное интеллектуальное соревнование по различным предметам в режиме online. При помощи Интернета участникам предлагаются определённые задания, на которые необходимо дать верный ответ, сохраняя строгую последовательность действий.
Первая интернет-карусель «Путями первопроходцев. Из истории географических исследований России» состоялась в феврале 2016 года.
В первом интернет-состязании принимали участие ребята из 9 воскресных школ приходов казахстанской митрополии. Я тогда обзванивал знакомых настоятелей, приглашал принять участие. Отцы отозвались на приглашение.
Рекордное число команд участвовало в великопостной карусели 2017 года: 53 команды из 6 стран СНГ и Евросоюза (21 от молодёжных клубов и 32 от воскресных школ).  
Первоначально мы делали рассылки с приглашением к участию в мероприятиях по храмам и епархиальным отделам. Однако, как показала практика, это способ неэффективен. Редко-редко кто откликался. Сейчас мы обращаемся адресно к тем людям, которые ответственны на приходах и в профильных отделах и комиссиях епархиальных структур за молодёжную работу. Используем социальные сети Вконтакте и Фейсбук. Очень часто эти приходские активисты знакомят меня в социальных сетях с другими людьми. Они размещают наше приглашение на своих сайтах и страницах. Отсюда новые участники. Именно так, через публикацию на одном из православных сайтов, о интернет-карусели узнали в церковно-приходской школе храма свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии заполярного города Североморска, что в Мурманская области. Так карусель «вышла» к Северному Ледовитому океану.  
Основных тем у нас четыре. В декабре – подготовка к Рождеству Христову, в феврале – ко Дню православной молодёжи, вопросы по этногеографии и географии религий, в марте – великопостная карусель, и в мае – пасхальная. В неё же включаются и вопросы по истории Великой Отечественной войны, так как День Победы обыкновенно по времени недалеко отстоит от Пасхи. Октябрьская и ноябрьская викторины имеют по годам разную тематику. Октябрьская карусель в текущем году посвящена Крещению Руси и князю Владимиру. Ноябрьская –  «Русская Америка» – истории освоения Аляски и Алеутских островов русскими первопроходцами. Я ведь географ. Меня всё время клонит в сторону географии.
Интернет-карусель – многопредметная онлайн-викторина. Вопросник конкурса представлен четырьмя блоками заданий. Как правило, половина из 40 заданий касается непосредственно религиозной тематики, остальные – прикладные задачки, как-то связанные с основной темой мероприятия. Задания христианской тематики в основном заимствуются из методических пособий общероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры, изданных Свято-Тихоновским богословским университетом, а также многопрофильной олимпиады «Аксиос», проводимой этим вузом.
Задания прикладного характера мы зачастую берём из вступительных экзаменов в Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Эти задания вызывают наибольшие трудности и у школьников, и у студентов. Высочайшие требования, предъявляемые ведущим российским вузом к абитуриентам, сформулированные в оригинальных заданиях, заставляют изрядно потрудиться участников интернет-карусели. И ещё одно преимущество этих вопросов: МГУ публикует варианты вступительных экзаменов без ответов (я имею ввиду географический факультет университета). А это означает, что найти ответ на него в интернете не так-то просто, а иногда и невозможно. Нужно думать самим.
Используем и задания школьного, муниципального и финального этапов всероссийской олимпиады школьников по г. Москве и Санкт-Петербургу, а также методические пособия заочной физико-технической школы при Московском физико-техническом институте.
Часть заданий придумываем сами. Но это 2-3 на карусель. Иногда нам присылают задания. Так вопросы по литературе мы размещаем с подачи кандидата филологических наук Л.В. Блескун (г. Павлодар).
Большинство заданий представлены в тестовой форме. Но иногда нужно и самим что-то написать или посчитать.
Никаких призов по итогам карусели мы не вручаем. Призом является сама игра. Награждаем сертификатами в электронном виде, если команды таковые запрашивают. Пишем о результатах игры на сайте Казахстанского митрополичьего округа. Но на приходах настоятели награждают команды, если они становятся победителями или призёрами онлайн-викторины. Подарки детям дарят. Может быть руководителей и преподавателей как-то премируют. Епархиальные сайты также пишут о успехах приходских команд. И не только казахстанских епархий...
Для казахстанской молодёжи участие в интернет-викторинах, проводимых комиссией по духовному просвещению Астанайской епархии является подготовкой к офлайн викторине фестиваля «Духовный сад Семиречья» – самого масштабного детско-юношеского мероприятия Митрополичьего округа. Задания викторины фестиваля аналогичны заданиям интернет-карусели.  Приходские сборные участвовавшие в течение года в интеллектуальных состязаниях получают как бы бонус.
Для ребят из других епархий – это способ проверить свои знания, посоревноваться с командами, с которыми мы никогда не сможем встретиться лицом к лицу.

 - Отец Сергий, что бы Вы пожелали читателям нашего сайта? И православным, и представителям других конфессий?

Дорогие друзья, от одной крови сотворил Господь все народы, все мы – дети Адама и Евы и через них дети Единого Бога Творца, Промыслителя, Спасителя, Судии, Мздовоздаятеля нашего и Вседержителя. В реальном сознании этого единства и в уважении к национальному его многообразию состоит определённая нам от Бога жизненная задача православных церковных людей в построении взаимоотношений с нашими соотечественниками. На нас, православных христианах, лежит ответственность быть тем начатком нашего общества, который Господь уподобил соли земной, доброй закваске, свету мира. Делами веры и благочестия надлежит нам в повседневном общежитии с окружающими нас людьми, неверующими и инаковерующими, являть любящий Лик Христов и красоту Святого Православия.
Возлюбим земное Отечество наше – богоспасаемый Казахстан – на котором молитвами и трудами нашими да почиет Божие благоволение, мир, изобилие плодов земных; взаимоуважение и добрососедство, кротость и милосердие, снисхождение и терпение.

Беседовала сотрудница информационного отдела Татьяна Бирюкова

Новости епархий