Крестопоклонное воскресенье Великого поста. Митрополит Александр совершил Литургию в Софийском соборе Иверско-Серафимовского монастыря Южной столицы
Праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Глава Православной Церкви Казахстана совершил Литургию в Представительстве Митрополичьего округа в Москве
Президент Межрегионального общественного фонда «Образование в третьем тысячелетии» награжден орденом Православной Церкви Казахстана
В столицу Казахстана доставлен ковчег с мощами блаженной Матроны Московской. Глава Митрополичьего округа совершил Литургию в Успенском соборе Нур-Султана
«Когда что-то делается от сердца, усталости не бывает». Интервью епископа Актюбинского и Кызылординского Игнатия

1 мая 2022 года, в неделю 2-ю по Пасхе, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной Литургии в кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве, за которой была совершена хиротония архимандрита Игнатия (Сидоренко) во епископа Актюбинского и Кызылординского.

Актюбинская епархия образована решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 марта 2022 года в административных границах Актюбинской и Кызылординской областей Республики Казахстан, включая город Байконур, с кафедральным центром в городе Актобе.

Епископ Актюбинский и Кызылординский Игнатий (в миру – Игорь Александрович Сидоренко) родился 24 декабря 1965 года в городе Фрунзе (ныне – Бишкек) Киргизской ССР. Окончил Алма-Атинский энергетический институт (АЭИ), по специальности «Тепловые электрические станции», работал на ТЭЦ-1 города Алма-Аты.
Свое служение Богу начал с послушания алтарника в Иверском храме поселка Бурундай Алма-Атинской области. 21 сентября 1997 года в Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты архиепископом Алма-Атинском и Семипалатинским Алексием (ныне – митрополит Тульский и Ефремовский), был рукоположен в сан диакона и направлен в клир Иверского храма поселка Бурундай. Духовное образование получил в Алма-Атинском епархиальном духовном училище, Московской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии.
3 января 1998 года пострижен в монашество с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца и в том же году в Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты архиепископом Алма-Атинским и Семипалатинским Алексием рукоположен в сан священника. Служил в Иверском храме поселка Бурундай и настоятелем Троицкого храма поселка Железинка Павлодарской области. С 2004 года отец Игнатий нес послушание настоятеля Покровского храма города Иссык Алма-Атинской области. В 2009-м в его жизни происходит знаменательное событие – он возведен в сан игумена.
Игумен Игнатий исполнял послушания председателя комиссии по делам молодежи Астанайской и Алма-Атинской епархии, благочинного Иссыкского церковного округа, президента Ассоциации Библейское общество Казахстана, настоятеля Никольского храма города Талгар Алма-Атинской области. С 2017 года он является представителем Митрополичьего округа в составе Коллегии Синодального отдела по делам молодежи. Будучи главой епархии, владыка Игнатий до сих пор несет ряд прежних послушаний.

Владыка Игнатий, расскажите, пожалуйста, о своем духовном пути. Как Вы обратились к Богу, как было избрано поприще служения Богу и людям? С чего все началось?

– Со слова. Вера от слышания, а слышание от слова Божия – сказано в Священном Писании (Рим. 10:17). И даже слова, отрицающие существование Бога, пробуждали у меня интерес к Нему. Я слышал в детстве какие-то обрывки фраз: «Гагарин в космос летал, но Бога не видел». Но уже этими словами во мне было порождено любопытство: о Ком идет речь? Кто такой Бог? Совсем маленьким я прочел на фасаде Дома культуры такую надпись – «Агитпункт». Что за «Агитпункт»? И мне объясняли так: это место, где агитируют, рассказывая людям, что Бога не существует. Вновь вопрос: о Ком идет речь? Потом у нас в школе учились дети, которые ходили без пионерских галстуков. Мне опять было интересно – почему они не пионеры? Оказалось, это были дети священника, и они и не могли, и не хотели вступать в пионерскую и комсомольскую организации.
Понятно, что узнать о Боге ничего не удавалось. Информация о Нем была запрещена, и все, что с Богом было связано порицалось и даже подвергалось осмеянию и преследованию. Но, тем не менее, интерес креп, особенно, когда учителя грозили исключением из пионеров тем, кого поймают около храма во время церковного праздника. Исключение из пионеров тогда казалось страшным наказанием. Пострадать, конечно, не хотелось, но интерес зародился.

 – Этот интерес вылился во что что-то существенное?

– Глядя на мой характер, на мои увлечения, родители и родственники неоднократно озвучивали такую фразу: нужно ему поступать в семинарию. Узнавали возможности поступления в нее. Оказалось, что в Московскую духовную школу был очень большой конкурс. А я даже не знал, что такое «семинария», и тогда это так и осталось для меня пустым звуком. Потом через знакомых, студентов, в мои руки стали попадать книги на духовные темы. В них излагались самые различные учения, но все они говорили о Боге, о Верховном Существе. Представления о сверхъестественном в этих книгах были самыми разнообразными, как разноцветные стекла в калейдоскопе, и очень привлекательными, особенно восточные философские воззрения на Верховное Божество. Понятно, ошибочными, но все это повлияло на то, что жажда знать Бога возгоралась больше и больше. Наконец, в моих руках оказалось Евангелие. Изучением, просто чтением Священного Писания каким-то таинственным образом было посеяно то зерно, которое в дальнейшем привело меня в Церковь для того, чтобы принять там Крещение, а затем, чтобы служить в ней.

Вы крестились уже в зрелом возрасте?

– В тот момент я был женат, у меня была семья. Мы крестились одновременно с моей дочерью в Никольском храме Алма-Аты. Крестил нас ныне здравствующий протоиерей Геннадий Кадников. Я его считаю своим крестным, потому что другого у меня и не было крестного. Мы с ним очень дружны до сих пор.  

– Очень многие говорят о том, что именно чтение Евангелия изменило их жизнь…

– Меня чтение Священного Писания привело к тому, что пробудился интерес к святым отцам. Оно было настолько захватывающим, что я перечитал практически все изданные на то время творения. В первую очередь, Добротолюбие. Затем: преподобного Иоанна Лествичника, «Илиотропион» святителя Иоанна Тобольского. На меня очень сильно повлияла брошюрка «Как стяжать Святаго Духа», написанная Николаем Мотовиловым со слов преподобного Серафима Саровского. Такие святые отцы, как Иоанн Кассиан Римлянин, Исаак Сирин, Ефрем Сирин, Феофилакт Болгарский – мои любимые писатели. Мне очень нравилось все это читать, и мое сердце возгоралось любовью к Богу и к подвижнической жизни.
Сильно на меня повлияло… трагическое событие в моей семье – погибла моя супруга. Оставшись один, я искал утешения и нашел его в Никольском храме города Алма-Аты. Тогда так четко осознавалось, что присутствие в церкви действительно утешает. Не знал и не понимал, что там делать: как молиться, креститься, но сама обстановка храма, намоленность места, как я бы уже сейчас сказал, так действовали на мою душу, что чувствовалось облегчение. Один случай, повлиял на то, что возник еще больший, чем ранее, интерес к церковной жизни, богослужениям. Придя в очередной раз в храм, чтобы утешиться, получить облегчение от страдания в разлуке с моей покойной супругой я заметил, что на меня обратила внимание женщина, которая несла свечи для того, видимо, чтобы поставить их в храме. Она посочувствовала мне, сказав: «У вас такой печальный вид». Подарила свечку: «Вот возьмите, я думаю она вам поможет, когда вы поставите ее перед ликом Господа, помолитесь…». Она отдала мне свечку. Мне же было очень приятно, что хоть кто-то обратил на меня внимание, посочувствовал. Не знаю почему, но я взял эту свечу к себе домой, зажег ее и сидел рядом с ней и почувствовал некую благодать, почувствовал, что мне становилось легче. До сих пор благодарен этой женщине.  Сейчас она занимает должность главного бухгалтера в нашей епархии. Это мною уважаемая и любимая Татьяна Викторовна Коровникова.
Таким образом, получив утешение именно в православном храме, я стал интересоваться православием еще в большей степени, все читать и изучать.

– Как дальше складывался Ваш путь?

– Я стал искать духовника, чтобы мне совершить первую, так называемую контрольную исповедь. В то же время продолжал серьезно изучать Священное Писание. Для меня это было интересно и не составляло труда. Помню, приобрел тогда Догматическое Богословие Макария, митрополита Московского, – оно копейки стоило в Никольском храме. С удовольствием его читал и подкреплял свои знания в Священном Писании. Мне нужно было такое чтение в том числе и для того, чтобы противостоять засилью проповедников – свидетелей Иеговы, которые наводнили в то время Алма-Ату.  
Вознесенский кафедральный собор тогда еще не был передан Православной Церкви и в нем располагался музей Казахстана. Вокруг этого музея ходило множество проповедников – свидетелей Иеговы, с которыми я постоянно вступал в полемику. Такие, знаете, диспуты прямо на улице. Для того чтобы строить аргументацию, изучал Священное Писание, творения святых отцов. В частности, меня очень привлекало учение о Святой Троице, о Единосущии Христа Богу Отцу.  Читал об этом, выписывал из книг святых отцов все, что подтверждало Троичность Божества. Когда я все это читал, то с удивлением замечал в себе необыкновенную радость. Это было необыкновенно, что, читая именно о Святой Троице, мои душа и разум получали большую радость от ощущения таинственного Божественного присутствия. В общем мастерство мое оттачивалось, и вот однажды произошел такой случай. Молодые проповедники вступили со мною в диспут по поводу их учения о том, что есть небесные классы верующих, а есть земные. Они, называя себя «земными», готовились к раю на земле, я же доказывал свою принадлежность к «небесному классу» верующих, и то, что наше жительство на Небесах. Неожиданно мне удалось их убедить и вызвать, к моему немалому удивлению, почтительное отношение к себе. Они даже пошли позвали какого-то своего старейшину, который затем пришел посмотреть на меня как на представителя «небесного класса».

– Вам удалось их переубедить?

– Нет. Они мало что изменили в своем мнении даже вот при таком отношении ко мне как «представителю небесного класса», который им с позиции такого для них авторитета пытался сказать, как правильно понимать Священное Писание. Однажды на ВДНХ я вновь встретил свидетелей Иеговы и вступил с ними в диалог. Вдруг подошла одна женщина, я подумал, что она тоже одна из «свидетелей», и неожиданно, вроде как не к месту, просто так сказала: «А мы ходим исповедоваться к отцу Иоанну Сазонову в Покровский храм Алма-Аты». Зачем она так сказала? Никто ее об этом не спрашивал… Но интересно, что к тому времени у меня, действительно, уже была написана исповедь, и я только искал священника, которому мог бы исповедоваться.

– Еще одно чудо на пути Вашего обращения…

– Да. Поначалу я все как-то невовремя приходил и заставал отца Иоанна, тогда протоиерея Валентина Сазонова, как раз в тот момент, когда он шел на требы, как я теперь это понимаю. До сих пор помню его взгляд на мою исписанную тетрадку (исповедь). Я же приходил просто в свободное время и это получалось в обед. Отец Иоанн выходил из алтаря со Святыми Дарами, что мне тоже не было понятно, а я говорил: «Вот, батюшка, исповедуйте меня…». В первый раз он меня так приобнял, и сказала: «Братик, ты знаешь, я тороплюсь, сейчас надо к больному съездить… А у тебя есть крестик?» Крестика у меня не было, и он захотел снять свой нательный крест и отдать мне. Получилось так, что концы веревочки, на котором держался его крестик, оказались развязанными. Отец Иоанн сказал тогда такие слова: «Ты спас мне крест» и повязал его на мне. Мне вновь посчастливилось пережить такую необъяснимую для себя радость! Получив от него благословение – как брать у священника благословение научила меня сестра Евгения, стоявшая тут же рядом, – я отправился восвояси под большим впечатлением.
Наконец, я пришел в храм вовремя, на вечернюю службу, в первый раз исповедовался и получил полное разрешение от своих грехов, вновь пережив неописуемую радость. С того момента началась моя осмысленная церковная жизнь. И за все 30 лет моего служения я не пропустил ни одного воскресного богослужения, несмотря ни на какие путешествия или командировки. Настолько мне полюбилась воскресная служба! Присутствовать на ней или совершать богослужение – это значит соблюдать заповедь Самого Господа Бога, почитая день седьмой и посвящая воскресный день Господу. Я ненарушимо исполняю ее уже более 30 лет. Вот такая история о том, как я пришел к Господу Богу.

– А насколько было трудным решением стать монахом? Ведь и для горячо верующих людей это не совсем просто – встать на этот путь?

– Вообще еще в самом начале своего воцерковления я искренне думал, что все православные христиане хотят стать монахами. И когда случилась трагедия – потеря супруги, мое решение было таким – не буду повторно вступать в брак.  Хотя все родственники на этом настаивали. Но мое сердце тогда уже было с Господом. Я старался всячески следовать Священному Писанию, где сказано: остался ли без жены? не ищи жены (1 Кор. 7:27). После таких слов никаких колебаний уже не возникало и решение посвятить свою жизнь служению Господу Богу было твердым.
 
– Вы работали на светской работе, как осуществился необычный для каждого человека переход в служители Церкви?

– Я тогда работал на тепловой электрической станции ТЭЦ-1. Ходил регулярно в Покровский храм, в котором служил мой духовник протоиерей Валентин Сазонов, и в другие храмы, конечно же. И однажды я ощутил, что мое сердце настолько жаждет Бога, что стало невозможно больше совмещать свое умное делание, церковную жизнь с внешней профессиональной деятельностью. Я рассказал об этом своему духовнику. В тот день он впервые завел меня в алтарь, мы совершили с ним поклонение престолу. Затем отцом Валентином я был представлен настоятелю Покровского храма – протоиерею Евгению Бобылеву. Так началось мое служение в алтаре. По прошествии какого-то времени отец Валентин сказал мне: «Увольняйся и приходи служить». Я растерялся от такого резкого поворота и в первое время боялся уволиться. Но интересно… как вот промысел Божий совершается – мне абсолютно перестали платить зарплату, а когда уволился выплатили все средства, которые были мною заработаны в течение полугода, и их хватило надолго, чтобы содержать себя и дочь, которую я вверил на воспитание теще, очень мной любимой и уважаемой.
Так я стал алтарником в Покровском храме. В то время мы проходили у отца Иоанна Сазонова своеобразные курсы, которые он называл пастырскими. Их задачей было выявление тех, кого можно рекомендовать в духовную семинарию или училище. Протоиерей Иоанн набирал парней, разъяснял им Устав богослужения. Мы все это конспектировали. Имея за плечами Энергетический институт, я весьма преуспевал в этом познании. Позже отец Иоанн благословил меня на послушание в храм Иверской иконы Божией Матери, что в Бурундае, настоятелем которого был ныне здравствующий тогда еще иеромонах, а сейчас игумен Филарет (Петроченко). Под его пастырским окормлением мне довелось совершать послушания. Я старался все делать только по благословению отца настоятеля и в точности как он мне говорил. Через полгода такой жизни послушника иеромонах Филарет предлагает мне написать прошение на имя правящаго архиерея – тогда архиепископа Алексия Алма-Атинского и Семипалатинского (ныне митрополит Тульский и Ефремовский) – и меня посвящают в сан диакона. Так я стал клириком храма в честь Иверской иконы Божией Матери села Бурундай. Не прошло и нескольких месяцев, как отец Филарет благословил меня на постриг в монашество. Как я говорил, мне тогда казалось, что все православные хотят стать монахами. Так как этот путь считался более легким для духовного развития и совершенствования. Поэтому я горел желанием стать монахом. Если в диаконский сан меня рукоположили 21 сентября, то уже 3 января мне совершили постриг с именем Игнатий – в честь священномученика Игнатия Богоносца, чему я очень обрадовался, потому что очень любил этого святого, старался ему подражать тем, что постоянно в сердце своем я произносил Иисусову молитву. После пострига, буквально через несколько месяцев, Великим постом, на праздник Похвалы Богородицы, в субботу акафиста, меня рукоположили в сан священника, и также определили клириком Иверского храма поселка Бурундай.

– Какие трудности на избранном жизненном пути встречались Вам и как удалось их преодолеть? Что всегда укрепляло и поддерживало?

– Если и были трудности, то я их все преодолевал с помощью Божией. Когда что-то делается от сердца, усталости не бывает. Бог помогает во всем! С Богом все легко! А вообще… я не помню никаких трудностей. Когда все делаешь ради Христа, то все трудности становятся приятными хлопотами.

– Как складывалось Ваше соработничество с Главой Казахстанского Митрополичьего округа митрополитом Александром?

– Началось все с того, что однажды Высокопреосвященнейший владыка Александр, митрополит Астанайский и Казахстанский, вызвал меня для обсуждения вопроса о проведении праздника Всемирного дня православной молодежи, который совершается 15 февраля в праздник Сретения Господня. Я изложил ему свою идею, которая заключалась в том, чтобы устроить мероприятие для молодежи на базе отдыха, вдали от суеты, в уютном, красивом месте. Человек так для 30-ти. В итоге владыка митрополит приумножил количество участников в 5 раз, предложив пригласить молодежь со всего Митрополичьего округа. Я в свою очередь высказал предложение придать мероприятию статус Съезда и, соответственно провести первый Съезд православной молодежи Казахстана. С тех пор было проведено 10 Съездов и 10 фестивалей молодежи.
Надо сказать, что в общении с митрополитом Александром меня всегда удивляло то, что всякий раз, когда мы обращались к нему с какими-то идеями, вопросами, они, в результате обсуждения с владыкой, приукрашались, приумножались и расцветали самым неожиданным для нас образом.  То же и с молодежными мероприятиями – все это приумножалось, выходило на уровень международных фестивалей и Съездов, приглашались гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани… Все проекты финансировались самим владыкой митрополитом. Никогда с этим не было проблем: мы встречали гостей, оплачивали их приезд, кормили, устраивали для них экскурсии, провожали. Причем я видел, что владыка вникает абсолютно во все. Ему небезразлично было как будет питаться молодежь на том же Съезде, он контролировал питание вплоть до того, какая начинка будет в пирожках. Я думаю, это может быть лишь от любви, только любовь проявляет такое внимание и сострадание и участие во всем. Это настолько меня умиляло.
Я бы хотел еще отметить слаженность, сплоченность команды владыки. С ней работать одно удовольствие: все быстро, без всяких задержек, проволочек. Статью разместить на сайт – пожалуйста, донести что-то до самого владыки – тут же ему сообщается, любая помощь оказывается. Все настолько отлажено. Такой, действительно, единый организм. С большим уважением отношусь и к владыке, и к его помощникам.

– Какие Вы можете вспомнить важные моменты из Вашего общения с ним, впечатления?

– Самое, конечно, главное впечатление от общения с владыкой Александром то, которое происходит во время совместных молитв с ним. Мы все видим, как на богослужении владыка сосредотачивается на молитве, «воздевает и руки, и очи ко Господу» и проникновенно молится о мире во всем мире, о богоспасаемом Казахстане, о властях и воинстве, о всех нас. Службы с ним всегда сопровождаются очень красивым духовным песнопением, исполняемым под руководством заслуженного деятеля искусств России Олега Николаевича Овчинникова. Богослужение с владыкой митрополитом всегда возвышенное, торжественное, благолепное и красивое, при полном протодиаконском и иподиаконском чинах, прекрасном алтарном пении и славлении. Мне всегда нравилось, что владыка собирает нас всех вместе – порой в алтаре находится до ста человек. Это настолько небывалое братское общение, небывалый душевный и духовный подъем, что мы действительно оказывались на Небесах, предстоя пред Богом, пребывая в радости, особенно в Пасхальные службы. Можно сказать, что наш митрополит Александр такой пасхальный владыка, потому что я нигде не слышал, чтобы все 40 дней так торжественно праздновали этот «праздник Праздников». Причем владыка очень любит прославлять Воскресшего Господа на всех языках мира, что, конечно, всех радует и веселит. Вот бы была такая возможность, чтобы все страны на родных для их народов языках в едином духовном порыве, хором отвечали ему на его Пасхальное приветствие.  

 – 6 июня 2022 года Вы прибыли в главный город новообразованной Актюбинской и Кызылординской епархии – Актобе – на место своего архипастырского служения. Расскажите, пожалуйста, о Ваших первых впечатлениях, встречах, делах?
– Меня встретило духовенство города, мы в тот же день посетили Никольский кафедральный собор – главный храм города и области. Он воздвигнут в честь святителя и исповедника земли Казахстанской владыки Николая (Могилевского), пережившего на земле Актюбинской годы ссылки, изгнания и репрессий. На следующий день мы в этом храме послужили Божественную литургию, которая по местной традиции начинается очень рано – в 7.30. Но при входе в церковь уже стояли дети с букетами роз и встречали меня приветствием радости. Храм был полон нарядными прихожанами. Все духовенство Актюбинской области собралось на встречу. По окончании Литургии и праздничной трапезы мы провели первое епархиальное собрание, на котором наметили главные направления совместных усилий в миссионерской деятельности.

– Какие Ваши планы по развитию епархии, главой которой Вы стали?  Какие задачи предстоит решить?

– Сначала необходимо зарегистрировать новообразованную епархию юридически –  как региональную религиозную организацию. Набрать штат сотрудников для деятельности епархиального управления. Организовав работу отделов, назначить ответственных за социальное, молодежное, просветительское и другие служения.

– Какой Вы видите свою деятельность в таком важном для нашего Митрополичьего округа направлении, как увековечение памяти новомучеников и исповедников земли Казахстанской?

– В этом году, 24 марта, в городе Иссыке митрополит Александр освятил в честь священномученника Евстафия (Малаховского) мемориальную доску, которую мы ранее изготовили и установили на стене Покровского храма, ставшем по благословению Главы Митрополичьего округа подворьем Актюбинской и Кызылординской епархии. Будем изучать жизнь и труды почивших священнослужителей, собирать архивную информацию о них, свидетельства о чудесах по молитвам к ним и делать все то, что необходимо для их канонизации в лике святых Православной Церкви.

– Можете ли Вы рассказать о Вашем впечатлении от общения с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом? Какие наставления, советы, слова поддержки Вы от него получили?

– Встреча со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом оставила неизгладимое впечатление. Приветливое отеческое отношение и доброжелательность, искренний интерес ко мне нашли живой отклик сыновних чувств в моей душе. Святейший интересовался моей биографией и много задавал вопросов, связанных с моей жизнью. Например, почему всего три года у меня стаж светской работы по специальности? Дело в том, что период активного воцерковления совпал с моей практической деятельностью по специальности. Три года трудового стажа в энергетике проходили на фоне непрестанной молитвы, которой я увлекся после прочтения книг «Невидимая брань» и «Откровенные рассказы странника». На что Святейший Патриарх Кирилл заметил, что Иисусова молитва и светская карьера совместимы только при условии баланса, но в моем случае духовная составляющая преобладала, и мне посчастливилось по благословению духовника, оставив светскую работу, стать послушником при Иверском храме поселка Бурундай. Святейший Владыка, вникая в различные направления деятельности молодежного отдела Митрополичьего округа, радовался успехам нашего молодежного служения. Патриарх говорил мне, что желает представить меня Священному Синоду кандидатом в епископский сан.

– За Вашими плечами огромный опыт: Вы два десятка лет возглавляли молодежное движение, являлись настоятелем нескольких храмов, благочинным Иссыкского церковного округа, президентом Ассоциации «Библейское общество Казахстана». Насколько данный опыт будет Вам полезен сейчас, в новом статусе управляющего епархией? И что теперь будет с прежними направлениями Вашей деятельности? Будете ли Вы иметь к ним отношение после своего нового назначения? Если да, то как далее будете способствовать их развитию?

– К радости моей я остаюсь на должности председателя комиссии по делам молодежи и президентом Библейского общества. Будем развивать молодежное движение в Актобе и Кызылорде. Мой опыт управления благочинием и приходскими храмами дает мне реальное понимание всех трудностей, с которыми сталкиваются настоятели храмов и благочинные. Поэтому управление благочинными и настоятелями я представляю, как соработничество в известном мне направлении деятельности.

– Расскажите отдельно о том, как будет развиваться молодежное движение в Казахстане, которое Вы продолжаете возглавлять?

– Развиваться тому, что уже развито, нет нужды, но сохранить накопленный опытом потенциал самое главное в нашем служении. Посмотрите на Литургию – она совершенна! Ей не надо развиваться. Литургию должно служить. Так и молодежное служение надо совершать в рамках достигнутого. Бывает так, что желанием лучшего разрушается хорошее, а этого надо избежать. Даст Бог, будем ежегодно проводить Съезд молодежи, курсы повышения квалификации сотрудников, и, если Бог благословит, – проводить фестивали и другие мероприятия.

– Будете ли Вы дальше заниматься «Чайными встречами»?

– Да. «Чайные встречи» уникальный проект! Кто-то сказал, что они уже «пропахли нафталином» в виду того, что остаются неизменными по своей регламентированной структуре, но я считаю это залогом долгосрочности и успешности проекта, в котором есть все необходимые составляющие для духовно-нравственного образования молодежи и организации безопасного досуга в общении молодежи со сверстниками и с духовенством.

– Особенно интересно узнать, как дальше будет развиваться духовно-просветительский центр города Иссык, недавно построенный и освященный.  В который Вы вложили столько сил.  Будете ли Вы и дальше заниматься этим проектом?

– К моей великой радости в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра Покровский храм в Иссыке получил статус подворья новообразованной Актюбинской и Кызылординской Епархии. Следовательно, духовно-просветительский центр города, названный именем выше упомянутого святого, станет и дальше развиваться милостью Божией под моим руководством. Будут созданы приятные условия для внебогослужебного общения прихожан – это проведение семейных праздников и торжеств, лекториев, детских утренников и концертов, организация спортивных занятий и соревнований в зале физической культуры. Продолжат работу киноклуб, воскресная школа для детей и взрослых, площадка для молодежного общения, гостиница для паломников и многое другое.

- Ваше Преосвященство, благодарю Вас за интересное общение.

Беседовала Татьяна Бирюкова

Новости казахстанского митрополичего округа