Дневники. 1951 год
ЯНВАРЬ
5. Четверг. Сочельник. Литургию совершал Архим. Исаакий соборне.
Освящение воды совершал Ego с духовенством в ограде. Воды было приготовлено много, а т. как порядка не было – побили много стеклянной посуды, бак с водой опрокинули... безобразие полное! Грустно: пред освящением о. Арх. Исаакий много говорил о святости воды, призывал к благочинию и порядку и ... его не оказалось...
6. Пятница. Вечер прошел обычно. Народа было хорошо – достаточно. А за Литургией и весьма много. Так как в ограде, близ храма был устроен высокий для духовенства помост; устроены два корыта, в которые подавалась чрез трубу вода – то хотя и была давка, но все были водою удовлетворены. Собор Иоанна Крестителя – служба ему по уставу... О Таинстве Крещения и о крещенской воде говорил.
АПРЕЛЬ
1 (14). Суббота. Похвала Божией Матери. Пред Акафистом о. Архим. Исаакий прочел (по Дебольскому ) сказание о сем празднике. Акафист весь был пет народом и припевы к канону. Канон читался духовенством по очереди. Народа было много. Икону Божией Матери "Иверскую" чествовали.
2. Вечер. Пассия. Много пришлось говорить. Еванг. Иоанн как зритель страданий Иисуса Христа, полнее других передает нам о страданиях; вся предшествовашая страданиям Его жизнь – была сплошной крест: о злобе иудеев... Высшей точкой страданий это "Боже, Боже мой..." Оставление Сына Отцом ради наших грехов. И мы часто находимся ради собственных грехов в оставлении Богом нашим, т. к. грехами нашими распинаем Его Сына. Что нужно для восстановления единения? Покаяние, молитва, слезы... Примеры: мытарь, блудница, разбойник и блудный сын. Наконец, Крест Господень, им же мир Богу примирися.
Народу было много. Устал изрядно.
9. Неделя Ваий. Литургия. Почему Вход называется "Торжественный"? Смирение Христа: на осленке едет сидящий на престоле со Отцем; окруженный Ангелами – имеет 12 Апостолов. Идет [неразборчиво] Куда Ты, Господи, идешь?.. На Голгофу, на крест, искупать род человеческий... Разве Ты прегрешил?.. Иду добровольно умертвить змия, соблазнившаго Еву и погубившаго род человечий. Вчера мы сорадовались входу, а сегодня пойдем за Христом и будем Ему сострадать... Приглашение к хождению в эти дни [в храм] – кто сим пренебрежет, сей подобен бежавшим от Господа Апостолам; и тем неблагодарным исцеленным...
Вечер. По окончании: с миром изыдем, подражая целом. Иосифу, и боясь осуждения подобно смоковнице. Кратко о том и другой. Народа было достаточно. Служба прошла хорошо!
ИЮЛЬ
16. Воскресение. Нед 6-я. Ego: "Покайтеся, приблизилось царствие Небесное!" Metana ite – это состояние сердца должно быть достоянием всей нашей жизни. Мы прилепились к земному; о небесном не думаем – не каемся, ибо не исправляемся – пример к призванию к покаянию – мытарь, Петр (чит. его житие 22 сент.) Нас Господь часто к покаянию призывает – то: болезнями, то бедствиями – "восстани спяй и"... "Душе моя, что спиши?"... Бодрствуйте, ибо не весте ... егда Сын человеческий приидет: се призыв к покаянию.
АВГУСТ
7. Понедельник. По случаю рукоположения во диакона студента Московской Д. Академии Алексия Вас. Глушакова служил раннюю Литургию, за которой и совершил сие рукоположение.
Того же дня (в 1 ч.) отправились в поездку по Епархии, конечный пункт – г. Акмолинск. В пути были 4 суток. В г. Омске на вокзале имели приятную встречу с Омским Святителем Архиепископом Иувеналием, и обратно тоже были приятно порадованы его вторичным посещением.
СЕНТЯБРЬ
25. Понедельник. Служба преп. Сергию с акафистом ему вечером.
Сослужили мне 7 священнослужителей.
Утро. В 1/2 9 звон. Служили мы вдвоем с о. Архимандритом: я просто в иерейской фелони с малым омофором, без митры и панагии, с крестом на груди. Евангелие читал от Матфея 5-я глава. На клиросе пели одни Священнослужители (12) человек под управлением регента Шевченко. Пение было до слез умилительное. Великий вход тако: о. Архимандрит нес дискос и чашу (дискос на главе, чашу на груди). Приняв от него дискос я поминал Патриарха, а о. Исаакий – меня и "всех христиан"... Приобщал я причастников. На молебен вышло 7 священнослужителей. Молебен полный. Припев пело одно духовенство. Служил в клобуке. По разоблачении сказал о смирении преп. Сергия (крестьянин). Благословил иконой с облачальной кафедры. Подход верующих под образ. Чудная, небывалая служба. Народа было достаточно.
26. Вечер: вечерня с пением 102 пс. по Афонски. Слово о. Арх. о любви Ап. Иоанна. Во время благословения пропели "Хвалите Имя Господне"... Глинским напевом по псалтири почти полностью.
ОКТЯБРЬ
15. Воскресение, гл. 2-й. Служил у себя. Сегодня водружали на вновь заканчивающуюся колокольню Св. Крест. Погода на все дни весьма дождливая, но на момент поднятия креста стало тихо и даже солнышко проглянуло и 3 голубка, облетая храм, как бы разделили нашу радость. Народа было очень много – торжество велие! Во время поднятия народ весь пел многое кресту. За все слава Богу! Ego после: о силе Креста Господня. Вечер: акафист "Иверской иконе Божией Матери", по окончании Ego читал сказание о сей иконе, здесь же перед Ея Св. образом. Народа было много.
20. Пятница. День моей хиротонии во Епископа – спустя ровно 32 г. (1919 октябрь 20 (2-ХІ).
По сему служил литургию в скромных условиях (Я, о. Архим. Исаакий и Протодиакон). По окончании Акафиста св. вмч. Пантелеимону было произнесено Многолетие. Пред сим о. Архим. сказал прочувствованное слово, чем довел меня до слез, т. что я и слова не мог в ответ сказать. Слава Богу за все: за дар Епископства, за любовь моих чад духовных, любовию покрывающих мои немощи.
22. Воскресение. В 1950 г. На кануне 22-го я заболел и не мог служить.
Ныне я удостоин чести от Матери Божией послужить в Ея храме. Сугубая радость!
29. Воскресение. Гл 4. Служил у себя в Соборе. Лит.: Притча о сеятеле: объяснение, что есть семя (Божественная Истина), Сеятель – Господь наш Иисус Христос. 3 1/2 года Он сеял живые семена – но не одинаковые имели всходы и плоды по состоянию сердец слушателей. Слушателей было много (5000 [неразборчиво] напитал хлебом и "много многое число"...) Господь не оставил и последующие поколения – через Апостолов продолжает Сеяние – во Евангелие. В нем Истина превосходящая всякую земную истину. "Аз есм Путь и Истина". В нем путь нравственного совершенства – "Аз есм "Путь" – раскрытие в нем Жизни...
Если так велико значение и спасительно содержание Евангелия, то любите Евангелие, читайте. Преп. Серафим носил всегда в котомке за спиной Евангелие. Мы счастливы, что теперь слышим Святые глаголы Господа – посему "вонмем"! Он с нами, как на горе блаженства... Как там Он: одних звал утомленных – "приидите ко Мне...", других устрашал "Тьмою и скрежетом зубов". Иных зовет "приидите, ядите" – то же и сейчас слышим ибо "где 2 или 3 ту и Аз"... Будем нерасставаться с Евангелием "Пусть эта книга Священная..."
НОЯБРЬ
21. Вторник. Пение "Христос рождается..." предварил несколькими словами.
Лит. Молебен краткий. Слово о храме: храм – училище веры и благочестия. Матерь Божия училась и изучала Св. Писание. В новозаветном храме нас учат: иереи Божии, Апостолы и Сам Христос Спаситель в Евангелии. Матерь Божия научилась молитве, и наш храм "Дом Мой – дом молитвы"; там швенные херувимы – здесь живые Ангелы: прежде всего наши (с нами) Ангелы хранители и сонмы Свв. Ангелов, входящих в Алтарь со Свящ. Служителями "сотвори со входом нашим...[входу святых ангелов быти...]. " И – Сам Христос с нами, ибо "где два или три..." Матерь Божию питал Ангел небесною пищею, а нас Христос питает Своим Телом и Кровию. Вообще преимущество новозаветного храма пред Ветхозаветным. Храм свят! Любите его! Ходите пока ноги носят.
26. Литургия. Было совершено рукоположение во диакона Андрея Васильевича Хмелевского, назначенного в г. Чимкент. Слово: по поводу притчи о милосердном Самарянине. "Заповедь новую даю вам..." Преимущество сей заповеди о любви пред ветхозаветной. Здесь и заповедь ко врагам. Христос ее проявил собою – особенно смертию за род человеческий, каковой был во вражде с Богом. Притчей о милосердном Самарянине показал – как мы можем исполнять эту заповедь (ко врагам). Есть ли у нас Самарянин? Мы подвергаемся нападению невидимых разбойников. Он – Христос, наш небесный Самарянин. Особенно во время исповеди ощущается Его участие. Сюда для пояснения сказание о "блудном сыне". Следует очищать совесть и говеть во вся дни сего Св. поста. Пример покаяния некоего Епископа пред Паствой.
ДЕКАБРЬ
31. Воскресение. Служил у себя. Вспоминание о Вифлиемской ночи: "Тиха ночь Вифлиема..." О святой звезде, приведшей из Персиды волхвов... Указавшей нам пещеру... Матерь Богомладенца, принесшую миру радость. О радости Самой Матери Божией... Пастушки, волхвы – небо, земля – несли одну радость Матери Божией. Но... "радость с горем дружатся, как брат с сестрой: одно лишь обнаружится – другое за спиной". Горе сменяет радость для Матери Божией. Ирод ищет убить Христа. Тревога. Дальний неведомый путь... Разбойники... и прочие страхи. Зачем эти скорби родившей Христа? Ради нас: как и Сам Христос страдал, и пострадал, дабы быв искушен Своими страданиями, мог страдающим помочь, так и Свою Матерь поставил в условия страданий и скорби.
Спешите вы все, скорбные души, ко "всех скорбящих Радости" – старые, малые, больные, все – в Ней найдете покой и отраду. "Радуйся, благодатная Богородице Дево! Погибших взыскание и всех скорбящих Р А Д О С Т Е" !
КОНЕЦ ЦЕРКОВНОМУ 1951 ГОДУ – И
БОГУ НАШЕМУ СЛАВА!