Дневники. 1949 год
ЯНВАРЬ
1. Пятница. Всенощная – благословение хлебов. Народа было в храме достаточно, помазывали в 2-х пределах. Пели певчии правого клироса. Слово: об обрезании Господа нашего Иисуса Христа.
Литургия. Обрезание заменено Св. Крещением – там даются имена и здесь. Значение имен христианских: они нас усыновляют с Богом; они делают нас участниками небесной чести, т. е. Святой небесной Церкви, общниками отдельно тех святых, имя коих носим. Если таково назначение Св. Имени, то их не не должно искажать – напр. "Кока", "Туся", "Муся"... Это оскорбление нашим святым. Они несут послушание пред Богом за нас.
О гадании на картах, о гадалках и пр., о "заговорах" болезней... Это не христианское дело, а сатанинское: что сокрыто Богом, того не домогайся; Апостолы" не [неразборчиво]... не ваше дело... чит. Евангелие – подчиняться надо Его промыслу. Гадания, обращение к знахарям приводят к сближению с диаволом – случай из жизни Св. Василия с юношей... Итак – не гадайте! А гадалки – не занимайтесь...
2. Суббота. Акафист пр. Серафиму; Желаю иметь кротость пр. С., его смирение. Разбойники – явление Божией Матери и его конец жизни.
Лит. Я не служил – во время запричастна беседовал о пр. Серафиме – почему он и прп. Сергий так любимы православным русским народом?.. Его близость и простота обращений – "Радость моя"... Сухарики... "Лошадка пропала"... Старуха заблудилась в лесу и с нею "Мишенька" и др. Случай – источник его.
ФЕВРАЛЬ
2. Вторник. Вечер: Лебединая песнь св. пр. Симеона: "Ныне отпущаеши"... Почему он радостно встречает смерть? "Праведен и благочестив бе... "Христианин всякий должен тоже радостно встречать свою кончину, напр. ап. Павел – "Хочу отрешиться ... и со Христом быть", кончина пр. Серафима, – а мы боимся, ибо неправедны и неблагочестивы. Какова жизнь – такова и кончина. Смерть грешникам люта, а для праведника вожделенна.
МАРТ
21. Воскресение. При взгляде на картину спасения ап. Петра: его первичная вера державшая его на водах моря; его маловерие. " И в море житейском и в жизни земной..." Верой крепкой по морю ходили мученики, преподобные и нам надо держаться веры, силы ея: преп. Мария Египетская. Бури, вихри – это наши грехи, страсти... При упадке духа восклицай: "Господи! Спаси, я погибаю!"...
25. Четверг – Благовещание Божией Матери.
Вечер: После 6 песни пели 1-й икос на распев. Народу было весьма много; Канон читали о. Анатолий и о. Петр; конец утрени по уставу. Утро: Часы по уставу; Народ пел "Слава" между кафизмами; входные молитвы после отпуста изобразительные, общее благословение.
Вечер – слово: "Радуйся..." Первое "радуйся" и Божией Матери приветствие. Ни одна из жен не удостоилась слышать когда подобное приветствие, ни Сарра, Ревекка, Рахиль, Елисавета – почему? Они не дошли до Святости Бого-Отроковицы Марии (Ея пламенная любовь, смирение, чистота, девство). Это приветствие – приветствие Неба: Отец – Невесту, Сын – будущую Матерь, Дух Святый – Святость девства. В нем – тайна Боговоплощения – "Сын Божий Сын Девы бывает"... Небо хвалит и мы Ее восхвалим "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!"
МАЙ
14. Пятница. Молебен и Акафист Вмч. Пантелеимону собрался большой собор Священнослужителей – десять иереев. Явление редкое – первый случай.
ИЮНЬ
6. Неделя всех Святых. Литургия. О всех Святых: почему их день связан с праздником Св. Троицы? О различных действиях Святаго Духа: в апостолах, мучениках, преподобных и др. праведниках. Святые – наши проводники в землю обетованную. Они даны нам в подражание – каждому дается от лика Святых покровитель – надо им подражать – они украсили Св. Церковь – Невесту Христову: апостолы – благовестием Евангелия, мученики – кровью, препободные – потом и слезами – и сейчас со Женихом-Христом. И всех, подражающим их жизни они устроят в дому Отца Небеснаго. Будучи искушены страданиями – могут и нам помочь, так как Царство Божие дается усилиями и скорбями.
ИЮЛЬ
25. Воскресение. Кратко о Св. Николае ввиду предстоящего освящения его образа. Слово о. Иоанна Певунова. Мое: разъяснение о т. н. "Святом ключе", поскольку он не освящен – то обыкновенный ключ.
После часов освящал образ Св. Николая, что находится на [неразборчиво] храма (Алтарной части). После Литургии устанавливали на место.
СЕНТЯБРЬ
19. Воскресение. Международный день мира. В пятницу к нам прибыл владыка Варсонофий Семипалатинский. Всенощную он один служил. Литургию оба служили. После Литургии отслужили молебен о даровании мира всему миру. Пред молебном о. Анатолий прочел обращение Патриарха. Пред многолетием мое обращение (доклад); после этого слово Вл. Варсонофия; вечер – акафист Матери Божией Скоропослушнице. Слово Вл. Варсонофия.
25. День преп. Сергия Радонежского. Канун: Всенощная. Литии не было. Вместо кафизмы о. Архим. Исаакий прочел составленное Патриархом Алексием житие преп. Сергия. Акафист ему. Конец завершил о. Арх. Исаакий. Литургию совершали мы оба (я и о. Арх. Исаакий) без диакона – я в иерейской фелони; без митры, без панагии; с крестом, в коем находится частица св. мощей преп. Сергия, с непокрытой головой. Молебен с духовенством в покровении главы клобуком, кратко о преп. Сергии – "печальник" – о чем он печалился? О нас: о вере нашей; о любви к ближним, о смирении, нищелюбии. Случай посещения крестьянином его обители. Пожелание ему подражать. Чувство умиления, слезы радости, полно было сердце. Верующие плакали некоторые, видя Епископа в скромном одеянии иерея подражанием смирению преп. Сергию. Слава Богу за Его милость!