«Свидетель истории». Воспоминания о преподобном Севастиане Карагандинском
Успенский кафедральный собор Астаны посетила делегация Армянской Апостольской Церкви
День Победы почтили в Петропавловско-Булаевской епархии
В праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы митрополит Александр совершил молебен об избавлении Казахстана от моровой язвы перед Богородичными святынями

 

Речь Начальника Урмийской Православной Миссии

 

 

Ваше Святейшество, Богомудрые Святители.

Представляя себе цель настоящаго торжественнаго собрания, его близкое отношение к моему недостоинству, я испытываю невольный страх и смущение. Ибо ясны для меня и величие и трудность дела, к которому предназначают меня Ваше избрание и благословение и Высочайшее соизволение Крестоноснаго Императора, паче же всего, – воля Божия, все устрояющая ко спасению человеческих душ. Вместе с сим сознаю я и свое недостоинство, недостаточность своих сил для указаннаго великаго дела. Ведь быть епископом – доброе дело по слову Божественнаго Апостола (1 Тим. 3:1). А добрыя дела, как свидетельтсвует опыт христианской жизни, «трудом стяжаваются и болезнию исправляются». Если это справедливо в отношении к жизни отдельной христианской личности, то тем более справедливо в отношении к жизни и деятельности православнаго епископа. Он спасается, спасая других, неся на себе все их духовные бремена, скорбя их скорбями, радуясь их радостями. В особенности настоящее время и условия, при которых будет проходить предстоящее мне служение, дают видеть великие трудности последнего.

И для всякой законной власти ныне не легко при частом столкновении ее с усиливающеюся тайною беззакония. Столкновение это чаще всего происходит на почве идей и понятий. В умах наиболее восприимчивых и деятельных представителей нашего образованного общества теперь продолжается то, что довольно давно названо переоценкой ценностей. Они то вышучивают, то своеобразно-поверхностно истолковывают серьезные и высокие по своему смыслу понятия как патриотизм, свобода, гуманность, воздержание, трезвость, честность, законность. Плоды такой идейно-воспитывающей деятельности сказываются временами и бывают вредны уже в том отношении, что люди не в силах оказываются защищать добро и противостоять злу, утрачивают идеальные стремления душ своих и теряют добрую связь с другими. Происходит больший или меньший развал общественной жизни. Если трудна при таких условиях упорядочивающая и сдерживающая работа властей предержащих, то еще труднее бывает здесь положение епископов Православной Церкви. Желание блага и спасения всем верующим делает их настойчивыми проповедниками вечных истин христианской веры и жизни на всяком месте владычествия Господня. Но не всем угодна эта святая ревность, многих она отталкивает от ограды церковной, давая им повод обвинять доброго предстоятеля Церкви в фанатизме, в узости и отсталости взглядов и убеждений. Увлеченные поверхностным пониманием христианских истин, они не успевают замечать как сильно и действенно слово православнаго епископа, как оно и возвышает людей к небу и связывает их узами братства и любви взаимной и располагает их серьезно относиться к земной жизни. Они видят в епископе только противника своему своеволию и, как неприятель желал бы уничтожить офицеров вражеского воинства и для этого направляет на них всю свою разрушительную силу, так и противники Церкви, желая ее подчинить себе, не хотят щадить епископов.

Но у епископов Русской Православной Церкви есть еще не малое число и горячих приверженцев из простого, но верующаго народа. Тесным, но многолюдным кольцом он окружает своих предстоятелей церковных и своею горячею верою и благочестивою жизнью представляет красноречивое оправдание их деятельности. Мне же в моей будущей деятельности епископской придется иметь дело с населением чужой страны, потерпевшим недавно великие бедствия от войны, утомленным и рассеяным этими бедствиями. Эта страна - Урмия, христианская многострадальная страна. Ее христиане – сирийцы, бывшие несториане, теперь нуждающиеся в перевоспитании на началах Православия. «Се третицею гряду к ним, да при устех двою, или триех свидетелей станет всяк глагол (2 Кор. 13:1). Есть что-то особенное, что связывает меня с этой далекой страной и ее многострадальным населением. Здесь я и должен подробнее изобразить условия, способствовавшие установлению крепкой связи между мною и ими. В этой моей исповеди не все для меня будет приятно и лестно. Но настоящий момент требует полной искренности, святители Божии!

Я возрастал с детства при исключительно счастливых для духовной жизни условиях. Дома искреннее благочестие отца, нелицемерная набожность матери были первыми посадками моей религиозности. Книжное обучение мое шло в местностях, которыми справедливо гордится русский православный народ. Низшее образование я получил под покровом обители святого Кирилла Белозерскаго Чудотворца; среднее – в обители преподобнаго Антония Римлянина в Великом Новгороде, в семинарии, воспитавшей великого светильника русской православной Церкви, святителя Тихона Воронежскаго, наконец, высшее богословское образование мною получено в славной своею духовностью Киевской академии, воспитавшей таких великих святителей, как Дмитрий Ростовский, Иннокентий Иркутский, Феодосий Черниговский, Иоанн Тобольский. Я чувствовал себя счастливым, опытно постигая, чем воистину должна славиться наша Святая Русь. Поэтому, когда для меня возник вопрос о том, как устроить свою жизнь после школы, то пережитые в духовных школах впечатления и воспоминания властно потербовали от меня жизни иноческой. К ней приобщил меня недавно почивший в Бозе первосвятитель Киевский, поддержавший с любовию мое юношеское стремление к жизни духовной. Он же, как бывший миссионер и много научившийся из миссионерской деятельности, весьма сочувственно приветствовал мое назначение миссионером в далекую Урмию.

Дальше начинаются тяжелые для меня испытания. Жизнь в чужой стране, среди иноверного и разноязычного населения была всегда тревожна, временами же и опасна. Сперва там везде чуялись беды, поэтому часто меня посещала тоска по спокойной жизни в России, боязнь как за свою жизнь, так и за свою честь и успех своего дела. Понемногу однако это миновало и уступило место молодому задору и самоуверенности в борьбе с врагами России и Православия. Указанное настроение явилось вскоре же, как только обнаружились мои успехи в изучении местных языков, края, народонаселения и миссионерскаго дела западных христиан. Религиознаго и благочестивого в этом горделивом настроении было мало. Поэтому-то оно и повредило моей деятельности в Персии, ибо удалило меня оттуда. О, как бы хотел я забыть эти ошибки самоуверенности и преувеличенной самооценки! Но хорошо, что я не могу забыть этого! Да послужит пережитое мне спасительным уроком на будущее.

Хороший урок благочестивого делания я получил в Перми, куда я был направлен высшею церковною властью. Здесь под руководством ревностнейшаго архипастыря, достойного преемника святителя Стефана, в непосредственной близости к простому верующему народу я многому научился. И стало мне стыдно за свою прежнюю самооценку, ибо я понял ее преувеличенность. Жаль мне стало и оставленных мною христиан Персии. Пермский народ с его святителем напомнил мне своим благочестием о том, что русский православный миссионер, где бы он ни был, в каких бы трудных обстоятельствах ни находился, может иметь за себя многочисленных молитвенников. Напомнили они мне и мою духовную связь со святыми местами России и мои юношеские святые переживания. А из Персии в это время шли скорбные вести. «Народ, наш умер», – писал мне один удрученный горем священник…

Теперь я посылаюсь вами, святители Божии, поработать для воскрешения многострадальнаго сирийскаго народа, причем готовитесь меня облечь властью и полномочиями епископства. Приемлю сие, но не с горделивым сознанием своих достоинств, а, напротив, с сознанием своего бессилия, своих ошибок в моем прошлом. Прошу себе на помощь и ваших святительских молитв о моей немощи, неопытности, да явлюсь и я усердным, но смиренным деятелем на ниве Христовой в стране чужой. Вместе с сим уповаю на молитвы святых земли русской и святого народа сирийскаго, да дерзновенно возвещу своим пасомым против усиливающейся тайны беззакония тайну благочестия. Аминь.

Речь была произнесена 5 августа 1916 года в здании Святейшего Синода при наречении во епископа Салмасского вслед за выступлением возглавлявшего чин наречения митрополита Владимира (священномученика).

Опубликована в «Прибавлениях к Церковным Ведомостям», № 33, издаваемых при Святейшем Правительствующем Синоде 13 августа, 1916 года.