Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Литургию Преждеосвященных Даров и чин освящения колива в Софийском соборе Алма-Аты (+ВИДЕО)
- 15.03.2019, 11:47
- Богослужения
15 марта 2019 года – пятница 1-й седмицы Великого поста, празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная».
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Литургию Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова в Софийском соборе Иверско-Серафимовского женского монастыря города Алма-Аты.
Главе Православной Церкви Казахстана сослужили: духовник Алма-Атинской епархии архимандрит Иоанн (Сазонов), игумен Феодосий (Белобородов), протоиерей Александр Иевлев, руководитель отдела Казахстанского Митрополичьего округа по связям с общественностью протоиерей Александр Суворов, иеромонах Силуан (Синегубов), иеромонах Арсений (Волошин), протоиерей Димитрий Сидоров, иерей Андрей Шкляр, председатель комиссии по миссионерскому служению Алма-Атинской епархии иерей Александр Триандофилов, руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), иеромонах Исаак (Истелюев), помощник Главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров; протодиакон Николай Гринкевич, руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий, диакон Димитрий Савченко, диакон Александр Сундетов, заместитель руководителя информационного отдела Митрополичьего округа диакон Кирилл Коноплев, диакон Виталий Быструшкин, иеродиакон Митрофан (Бурдяк), иеродиакон Никодим (Коновалов). На Литургии молились: настоятельница Иверско-Серафимовского монастыря игумения Любовь (Якушкина) с сестрами; секретарь Митрополичьего округа, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения О.Н. Овчинников; сотрудники Алма-Атинского епархиального управления; паломники обители и прихожане.
Пел хор Софийского собора под управлением О. Шульженко.
Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Суворов. По заамвонной молитве митрополит Александр с сослужащим духовенством совершил уставное молебное пение великомученику Феодору Тирону с чином освящением колива.
После окончании богослужения владыка митрополит поздравил всех молящихся в храме с завершением великопостных богослужений первой седмицы. Эти дни, по словам архипастыря, дают каждому православному христианину особую возможность прочувствовать силу молитвы сопряженной с постническим подвигом, задуматься о смысле жизни и искренне покаяться в своих грехах.
Коливом в традиции православной церкви называется простая постная пища, состоящая из вареной пшеницы или риса с добавлением меда, сухофруктов и орехов. Традиция освящения колива в пятницу первой седмицы Великого поста берет начало в IV веке. Римский император Юлиан Отступник, желая помешать христианам соблюдать пост, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой великомученик Феодор Тирон, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом – коливо (кутью или сочиво). Святой великомученик Феодор Тирон особым образом покровительствует христианам в дни поста, своим молитвенным предстательством оберегая верных от соблазнов и искушений. В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование в субботу первой недели Великого поста. В пятницу, в завершение Божественной Литургии Преждеосвященных даров читается канон молебный великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным, после чего коливо благословляется и раздается верующим. Выдающийся проповедник Русской Православной Церкви святитель Иннокентий Херсонский указывает на это чудо, совершенное великомучеником Феодором Тироном, как на яркое доказательство значимости и важности поста: «Если постом можно было бы пренебрегать, как вещью малозначительной, то им не занимались бы так на небе, и святой великомученик не оставил бы светлых обителей Отца Небесного только для того, чтобы указать земным братьям своим на средство избежать нарушения поста. Подобные явления святых в нашем мире происходят не иначе, как по причинам самым важным. Как же после этого некоторые осмеливаются думать и говорить, что все равно: поститься или не поститься?»