В Никольском соборе Южной столицы прошел детский богословский турнир «На пути в Вифлеем»
Глава Православной Церкви Казахстана совершил Литургию Преждеосвященных Даров с участием всех монашествующих Алма-Атинской епархии
В Великий вторник митрополит Александр совершил Литургию в домовом храме своей резиденции и вознес сугубые молитвы об избавлении Казахстана от моровой язвы
Главу Православной Церкви Казахстана с 30-летием архипастырского служения поздравил министр информации и общественного развития Республики Казахстан

 

Духовное наследие. Митрополит Иосиф (Чернов)

 

Церковь на земле служит дверью в Царство Небесное.

Во всякой Патриархии мира бьется сердце всей Церкви. Через разум и сердце Патриарха течет и обновляется жизнь Патриархата.

Епископ в Церкви и Церковь в епископе. Кто не с епископом, тот вне Церкви. Напрасно обольщают себя некоторые, думая священный союз с епископом заменить тайными союзами с некоторыми слабыми членами.

Если в древности глубокой почти не было разницы между иереями и архиепископами, то с 3-го века устанавливается градация даже среди епископов.

И миряне да не предписывают закон Церкви. Мир да не предписывает закон делу Божию.

В Церкви Христовой требуется авторитет, порядок, дисциплина! Архиерей поставляет священников, дает им чрезвычайные полномочия – совершение таинств.

Таинства совершает и самый скромный иерей. Какой царь, князь и повелитель может сие дать? Ибо сам сего не имеет и так же в этих таинствах нуждается, как и все человеки!

Человек не может человеку отпускать грехи – но Бог это таинство поручил человеку. Тому человеку – которого ввел в святилище и приблизил к Престолу!

Тому, чье сердце, разум, душу и руки освятил совершать страшные и дивные Таинства, и возложением рук его священных ставить служителей Алтаря, и прощать кающимся грехи!

Иисус Христос Бог наш, основывая Свою земную Церковь, не прислал действовать непосредственно Ангелов, а поручает апостолам – людям... Дает и власть, и права – обещая на небе записывать все акты таинств – положительные и отрицательные... т. е. прощение с разрешением и запрещение...

И Павел, и Петр, и Давид были сначала только люди! Люди со страхами, боязнью, ошибками – но они Христу поверили, [они Христа] усвоили, [обрели] веру, оставили вся на земле – получили сей дар с правом передавать [сей дар] на основе закона и преемственности...

Церковные таинства не сохранить в чистоте без веры.

Что значит верить в Бога? Верить в Господа Бога значит надо поверить в свою бессмертную душу, поверить во все, чему учит Бог через Свою на земле Церковь. 1958 г.

Не будьте теплохладными: если не верить – так не верить вообще, а если верить, так уж верить всему Священному Писанию без остатка, без исследования, каждому слову Христа!

В деле веры разум должен быть подчинен вере. Ибо – «идеже хощет Бог, побеждается естества чин! Творит бо елико хощет». Христос – тайна, непосильная разуму. Ибо таинство, Бог и вера соединены в «сия тайна».

Кто воистину верит в Бога, тот не может желать ничего, кроме Бога.

Если бы чувствовали и верили, что Бог промышляет о целых государствах и отдельно о каждом человеке! Так характерно у апостола Матфея говорится, «что и один волос без воли Бога не упадет»! Разум сомневается в истине Промысла Божия, невзирая на великое множество доказательств Писания, что «Бог управляет миром». Да, трудный для хладноверующего человека вопрос совмещения веры с разумом. Если бы не свобода человека – человека человеком нельзя было бы назвать!
Мы, люди, верим еще как-то «что ныне», а будущего не представляем и верится трудно!
Верьте же словам Христа Спасителя, который в наши уши нам говорит, Писание Нового Завета оставил, Апостолов послал в мир и они записали и уверяли и настолько это было истиною, что Апостолы за эту истину платились жизнью! Беда наша, что будущего не постигаем! У нас полна голова «ассоциации идей»… разумности и неразумности этих идей. Ясно, что мироправление Божие так же прекрасно совмещается с волею Божиею!

Спаситель, придя в мир, примирил всю природу, но оставил ей необходимую свободу…

Он страдал, не пугал и не грозил Своим врагам (со креста). Ты, страждущий, если хочешь суда Божия со врагом твоим, возложи печаль на Бога, а если хочешь сам бороться, Бог иногда в таких случаях оставляет и на поединок.

Милость Божия обычно бывает неразлучна с испытанием.

В тяжелые минуты жизни, будь то физическая опасность или искушение, будь то страх или отчаяние, или угрозы и доносы, кричи: «Господи, спаси, погибаю! Господи, боюсь!» И жди.  

Без пролития крови не бывает прощения и тогда, и ныне.

Покаяние истинное: келейное, как подготовка, и финал – присутствие иерархии.

Всем и везде рекомендуется молитва!
Общение с Богом непосредственно – молитва и Причастие!
Так я сегодня трепетал и переживал, когда читал Златоуста и особенно бесцеремонного Илию Минятия, которые описывают страдания и ныне за род человеческий в преломлении Евхаристического Агнца за Божественной Литургией, не будучи на кресте в Гефсимании.
Христос Спаситель часто говорил «что есть истина» народу, а Пилату не ответил. В тот момент у Пилата ситуация была о Иисусе... А о Себе Христос уже давно сказал!

Сам Бог во плоти под покровом таинств обитает с человеками. Храм Божий.

Человек – высшее земное существо, Богом сотворенное по образу Самого Бога и по Его подобию. Т. е. по образу Самого Бога и по Его подобию!

Душа – часть божественного естества.

Человек имеет три жизни: утроба, земля и за гробом.

Эффективно доказано историей и наблюдаем то, что самая драгоценность все же не золото, деньги и богатство, а человек, его достоинство, его честь, его душевная красота: душевная красота на фоне веры или вера на фоне душевной красоты.

Господь ждет от человека вообще искренности.

Почему так случается, что человек, созданный Богом, не верит в Него? Владимир Соловьев красиво ответил: есть два неверия – честное и нечестное. Бесчестные не хотят бытия Бога и бегают Его.

Потерять веру в Бога – значит потерять звание человека.

Избави мя, Господи, от расчеловечения, так как и при моем крещении очеловечил, Господи.

Жизнь без Христа – случайный сон.

Крестное знамение на челе, чреве и плечах – для того, чтобы Господь в Троице был и в мыслях, и в чувствах, и во всех делах наших – Альфой и Омегой.

Вера, молитва и милостыня должны опираться на высшую благодать.

Господь Бог еще не то, каким мы Его представляем по видениям пророков, по вочеловечению Сына Божия (Сына Человеческого). Но род же Его кто изменит?

На мой взгляд, это небрежность, если мы, утвердившись в вере, не стараемся понять того, во что мы верим.
Чем выше у человека интеллект, чем шире его эрудиция, чем глубже познания, тем ощутимее и ближе он видит присутствие Божие во всей окружающей нас жизни от малого до великого, и везде он видит Бога.

То, что было создано Александром Македонским, погибло, а Павлово дело живет.

Св. Авва Григорий часто говаривал своим послушникам: «От всякого человека, получившего крещение, Бог требует трех условий:
1) Правой веры от души.
2) Истины от языка.
3) Целомудрия от тела».

Икономия и акривия. Эти две вещи в обиходе церковной экономики «за и против» По закону – акривия, по христианской морали – икономия. То и другое не следует отвергать. Когда что лучше и полезнее. Знать акривию и помнить икономию.

Патриарх Сергий однажды ответил одному ученому человеку на его вопрос: «Что же вы молитесь за коммунистов?» Тогда первый год, первое лето войны было, и Сергий служил панихиду в церкви Иоанна воина в Москве – панихиду по воинам, жизнь свою на поле брани положившим. А его один профессор старенький спросил: «Что же вы молитесь, они же безбожники?» А Сергий ответил так: «Трудно сказать в момент приближения к смерти, как быстро может человек обновиться и переродиться в силу слов «Кто призовет имя Господне, тот спасется».

 

Лента новостей