Митрополит Александр совершил малое освящение храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в селе Косагаш Туркестанской области
Состоялась встреча митрополита Александра с духовенством Уральской епархии
Подведены итоги Рождественского дистанционного конкурса
Митрополит Александр совершил молебен об избавлении Казахстана от распространения губительной инфекции. Вокруг Южной столицы на автомобиле были обнесены великие святыни Православия
Исполнение Литургии на музыку композитора П. И. Чайковского под сводами главного храма Алма-Аты – традиция хора Казахстанского Митрополичьего округа

16 ноября 2025 года, в неделю 23-я по Пятидесятнице, за Божественной Литургией в Вознесенском кафедральном соборе города Алма-Аты, которую совершил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, в исполнении митрополичьего хора прозвучали песнопения на музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

В текущем году общественностью отмечается особая дата – исполнилось 185 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского, одного из величайших композиторов мира, яркого представителя музыкального романтизма, выдающегося лирика и драматурга в музыке.

С 2010 года хор Казахстанского Митрополичьего округа под управлением Заслуженного деятеля искусств России, члена Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию церковного пения Олега Николаевича Овчинникова исполняет песнопения Литургии на музыку Чайковского. Звучание хоровой музыки Петра Ильича под сводами главных храмов Казахстана, в одно из ближайших воскресений к дню памяти великого композитора, стало доброй традицией в культурной жизни Казахстана.

Создание единого свода песнопений Божественной Литургии святителя Иоанна Златоуста в музыкальном изложении Петра Ильича Чайковского является первой смелой попыткой крупного светского композитора полностью написать авторскую музыку к православному богослужению. Автор признавался, что созданное им сочинение – попытка возвратить русской церковной музыке самобытность, насильно от нее отторгнутую. В этой музыке Чайковский стремился выразить прежде всего свое религиозное и эмоциональное восприятие ключевых моментов службы. Он писал: «Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога, чего прежде не умел. Я уже часто нахожу неизъяснимое наслаждение в том, что преклоняюсь пред неисповедимою, но несомненною для меня Премудростию Божиею. Я часто со слезами молюсь Ему и прошу Его дать мне смирение и любовь, прошу Его простить меня, вразумить меня, а главное, мне сладко говорить Ему: «Господи, да будет воля Твоя», - ибо я знаю, что воля Его святая». Ежегодно Литургия на музыку П. Чайковского исполнялась в церкви Большое Вознесение у Никитских ворот в Москве, та же традиция поддерживалась в Санкт-Петербурге, в соборе Александро-Невской Лавры, где отпевали композитора. «Литургия» Чайковского исполняется редко даже в концертном варианте. Знаменитый хор храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Ордынке (г. Москва) под управлением Н.В. Матвеева возродил старую традицию Синодального хора – ежегодное исполнение этого произведения П.И. Чайковского в день кончины великого композитора.


Будучи верующим человеком, Чайковский посещал и любил церковные службы. «Я очень часто бываю у обедни; литургия Иоанна Златоустого есть, по-моему, одно из величайших художественных произведений… о, всё это я ужасно люблю, это одно из величайших моих наслаждений!» — писал он своей доброй приятельнице Надежде Филаретовне фон Мекк в 1877 году.

В 1878—1887 годах Чайковский обратился к созданию церковных сочинений, написал полные циклы важнейших богослужений Православной Церкви — «Литургии святого Иоанна Златоуста» и «Всенощного бдения», отдельные хоры в сборнике «Девять духовных музыкальных сочинений» и пасхальный хор «Ангел вопияше».

Литургия задумывалась не как концертное произведение, а именно как часть церковной службы. Об этом свидетельствует и ее строение: она состоит из 15 небольших номеров.

«Литургия» была закончена в мае 1878 года, напечатана и выпущена в свет к 18 января 1879 года с и впервые исполнена в киевской университетской церкви в апреле 1879 года. При жизни композитора это было единственное исполнение во время церковной службы.

«...Хочу попытаться сделать что-нибудь для церковной музыки, — писал он. — В этом отношении у композитора огромное и еще едва тронутое поле деятельности. Я признаю некоторые достоинства за Бортнянским, Березовским и проч., но до какой степени их музыка мало гармонирует с византийским стилем архитектуры и икон, со всем строем православной службы!».

Чайковскому были в равной степени антипатичны и пышная торжественность концертного стиля, и та слишком открытая романсная чувствительность, элементы которых привносились некоторыми композиторами в их духовные сочинения. Основными чертами церковной музыки, по мнению Чайковского, должны быть простота, ясность, сдержанность выражения и в то же время душевная теплота, благоговейная искренность чувства.

Желая избегнуть элементов концертности, нарушающих строгую простоту богослужебного чина, композитор полностью отказывается от пения соло: все песнопения исполняются полным составом хора и некоторое тембровое разнообразие вносят только короткие переклички женской и мужской групп в возгласах «Господи, помилуй» и Херувимской.

Несмотря на подобное самоограничение, индивидуальный почерк Чайковского легко узнается в музыке «Литургии». По своему мелодико-интонационному строю она имеет мало общего с тем «византийским стилем», о котором писал композитор в цитированном письме, и носит личный лирический характер.

Среди лучших по музыке частей произведения можно назвать Херувимскую с ее элегически окрашенным сдержанно целомудренным лиризмом и красочными контрастами хоровых групп.

Есть и другие, иногда, может быть, непреднамеренные, интонационные переклички между разными частями «Литургии», что придает ей известную музыкальную цельность и законченность.

Литургия св. Иоанна Златоустого, непосредственно следует за крупными сочинениями Чайковского второй половины 1870-х — Четвертой симфонией и «Евгением Онегиным».

Композитор считал наиболее подходящим для православного богослужения возвращение к древним певческим традициям, использование мелодий старинных распевов. Понимая, что столь полная и резкая смена стиля не может совершиться быстро, Чайковский называл свое творчество «переходной ступенью». В «Литургии Св. Иоанна Златоуста» композитор не цитировал уставные распевы, однако интонационная перекличка с ними в отдельных песнопениях явно ощущается.

В 2015 году после Божественной литургии в храме Христа Спасителя, в которой прозвучала «Литургия» Чайковского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своём слове к собравшимся сказал: «Вдохновение — это способность принимать сигнал, который Бог посылает человеку, и Петр Ильич Чайковский был человеком, который воспринял этот дар».

Культура и Искусство