На купола Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты установлены кресты
В Представительстве Казахстанского Митрополичьего округа почтили память исповедника веры архиепископа Кассиана (Ярославского)
С 10-летием служения в Казахстане Главу Митрополичьего округа поздравила Председатель Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко
День Усекновения честной главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

 

Произнесено в семинарской церкви

 

 

Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся (1Кор. 16:13).

В бедном жилище в Ефесе великий апостол языков диктовал писцу свое замечательное послание к Коринфянам. Много разрешил он в нем вопросов и недоумений, выдвинутых жизнью неокрепших в вере христиан и их положением среди враждебных иудеев и язычников. Уже утомился и апостол и писец, и рука последнего уже нащупала конец пергамента. Но Апостол еще не хочет успокоиться. Вопросы, им разрешенные, выдвинуты временною жизнью. А он хочет дать им единое на потребу наставление, которое было бы полезно во всех обстоятельствах жизни. И вот раздается вдохновенное прощальное наставление св. Павла: «Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся».

Да, нужна была бодрость, эта стража души для коринфян! Много гонений ожидало их со стороны язычников и иудеев; много искушений предстояло им со стороны плоти, мира и диавола. Зорко надлежало им сторожить свои души от этих противников их спасения, предстояло им ясно убедиться в своей человеческой немощи, в необходимости для них благодати Божией. И нам, братие, в переживаемые грозные дни небывалой по своим размерам и напряжению войны необходимо озаботиться о приобретении этой душевной бодрости. Да, она нужна нам будет, братие, и для мирного времени, когда происходит перестройка внутренней жизни общества и государства и когда обнаруживается нередко сильная борьба самолюбий, теперь сдерживаемых опасностью со стороны общего и страшного врага.

Итак, надо бодрствовать, сторожить свою душу от многочисленных опасностей. А как сохранить эту бодрость души? Для этого, прежде всего, необходимо удалить от себя все, что рассеивает ее. А рассеивают ее наша самонадеянность и наше отчаяние – эти две крайности, благодаря которым живая душа может удалиться от живого Бога. Человек самонадеянный похож на самонадеянного караульного. Думается ему, что опасностей нет, что они далеко, что у него достанет силы и умения их отразить. И в надежде на свои силы спит такой человек сном греховным, не думая о перемене своей жизни к лучшему. Настоящий его день есть копия вчерашнего, а завтрашний день тоже будет подобием последняго. Не любит такой человек думать о перемене жизни, боится он всякой мысли живой, как боится болезненный человек всякой струи холодного воздуха в теплой комнате. Праздники Господни он отмечает обильными яствами и питиями, долг исповеди и Св. Причащения исполняет как необходимую, но тяжелую обязанность; и по исполнении ее с облегчением хватается он за свои обыкновенные житейские дела. И вот приходит на него опасность в день, егоже не чает; и в час, в онже не весть: и прежнее благодушие переходит в отчаяние. Теряется тогда уверенность в своих силах, а вместе с этим и надежда на богатство, на связи с сильными мира сего.

К чему все это, когда сама душа вопиет против бесполезно проведенной им жизни?! Сознавая свою слабость, свою оставленность прежними друзьями, человек в отчаянии доходит до ропота на Бога, до озлобления на ближних, забывая о необходимости покаяния и возможности исправления с помощью Божией. Но только вера сохраняет бодрость человека. Поэтому апостол, приглашая нас бодрствовать, наставляет: «Стойте в вере». Значит, вера истинная есть не только щит, нас ограждающий, разженные стрелы лукавого угашающий, но и незыблемое основание, стоя на котором человек во веки не поколеблется. Пусть сатана насылает на него многоразличные ветры искушений, чтобы сдвинуть его с этого незыблемого основания. Пусть он подвигнет к нему красивые, но легкие камни разных лжеучений. Он не успевает ничего сделать против христианина, которому сладко оставаться на камени веры.

Это чудный камень, братие! Он ленивых побуждает, нерадивых исправляет, усердных веселит, страждующих утешает: всякому дает по его потребе. И все не тесно вмещаются на нем, наоборот, при большем числе находящихся на нем он делается шире, поместительнее. Блаженны на нем богатые и бедные, слабые и сильные, знатные и незнатные, ученые и неученые. И вам, братие, и находящимся в этом учебном заведении и отправляющимся на военную службу, необходимо помнить это. Вера вас поддержит во время опасностей, удержит от искушений, утешит в скорбях, охранит от ленности и упущений, возбудит вашу ревность, усилит радость о ваших успехах, ибо даст вам знать о том, что вы потрудились не только пред очима человековыма, но и Господа ради. Но апостол приглашает нас не только стоять в вере, а и утверждаться в ней. Этим он с одной стороны нас предостерегает от самомнения, а, с другой, побуждает к большему. Основание веры, на котором мы стоим, должно быть нашим всегдашним основанием, с которого ни одна сила не могла бы нас сдвинуть.

Поэтому нам необходимо умом и чувством углубляться в предметы веры, получая от них всегдашнее утешение и поддержку. Дерево плохо росло бы и оставалось бы бесплодным, если бы оно корнями не углублялось в родную почву. По словам опытных садовников, большую услугу оказывают им весенние ветры: они расшатывают их, давая возможность корням глубже заходить в мягкую почву. Так и мы даже во дни искушений и опасностей имеем возможность углубляться в учение веры, искать в ней сладостных утешений и поддержки. Нам и теперь и всегда нужна бодрость души, чтобы не умирать заживо.

Поэтому да стоим мы в вере нашей крепко, да утвердимся в ней навсегда. Если у нас сейчас достаточно сильная вера, не удовлетворимся этим, а воззовем к Подателю благ, подобно апосталам: «Умножь в нас веру» (Лк. 17:5). А кто чувствует слабость своей веры, как бы неверие, тот пусть молится о душе своей, как молил некогда Спасителя родитель за своего бесноватаго сына: «Верую, Господи, помози моему неверию» (Мк. 9:24). Аминь.