В день памяти великомученицы Варвары митрополит Александр совершил Литургию в Никольском соборе Южной столицы
Вознесение Господне. Глава Казахстанского Митрополичьего округа совершил Литургию в Софийском соборе Южной столицы
День памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских
Митрополит Александр совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Адриано-Наталиевском храме поселка Отеген батыр

 

Для чего нам необходим теперь всероссийский патриарх?

 

 

Вы уже слышали, православные, что мы за церковным богослужением возносим имя святейшего Тихона, митрополита Московскаго всея России Патриарха. Теперь на мне лежит долг познакомить Вас со значением того события, которое называется кратко восстановлением Патриаршества в России.

Патриаршество в Русской Церкви установлено при царе Московском Феодоре Иоановиче в 1589 году. Россия тогда значительно возросла, усилилась после освобождения от ига татар. Государственная власть ее заботилась об укреплении своего влияния на политически освобожденный русский народ. Но здесь она встречала препятствие в том, что этот народ не имел у себя собственного духовного главы – патриарха. Правда, митрополиты московские уже не обращались за посвящением к патриарху Константинопольскому, а поставлялись собором русских епископов. Но русские все же помнили эту зависимость своей церковной власти от греческого патриарха и при существовании последнего им мало было видеть главой своей Церкви только митрополита. Да и при возрастании могущества царей московских первому святителю Русской Церкви необходим был патриарший сан, чтобы иметь более влиятельный голос в защиту Православия, как пред царями, так и пред народом.

Всероссийские Патриархи прежнего времени были людьми строго православными, русскими по своим взглядам, нравам и обычаям, и всегда стойко защищали и веру народную и интересы народные. Сами цари Московские почитали этих первосвятителей, называли их «отцами» и даже с некоторыми из них разделяли свою власть и управление народом. Самым замечательным лицом среди этих древних патриархов России, интересным и поучительным и для настоящего лихого времени был священномученик Ермоген. Благословенна память его, как защитника нашего православнаго Отечества в годы смут, бывших три века тому назад! Он до смерти пожертвовал собою за успокоение России. Когда некоторые малодушные русские люди избрали на престол Царства Московскаго польского королевича Владислава – католика по вере, то патриарх Ермоген твердо заявил: «Владиславу не царствовать, если не крестится он в нашу веру!» За такое противоречие враги посадили его в тюрьму. Между тем, в это время шли верные сыны России из Нижнего Новгорода освобождать Москву от поляков. Опять русские изменники требовали от патриарха запретить нижегородскому ополчению двигаться на Москву. Но св. Ермоген опять твердо заявил: «Защитникам Отечества мое благословение, а изменников постигнет проклятие Божие». За это его уморили голодом.

Но патриаршеству Русской Православной Церкви был положен конец в 1700 г. Императором Петром Великим. Последний, подозревая в церковной власти противника своим преобразованиям, вместо патриарха учредил Св. Синод, т.е. постоянный собор из епископов и важнейших священников и вручил им управление Русской Церковью. Так обстояло дело до нынешнего года. Государственная царская власть присвоила себе право назначать членов Синода и оказывала на них много давления в решении даже чисто церковных дел. Народ стоял вдали от церковнаго управления; и в заведывании самыми дорогими для человека церковными делами не участвовал. Теперь обстоятельства изменились с переменою в России государственной власти. Избранники народа: епископы, священники и миряне – общим согласием восстановили патриаршество. Слава Духу Святому, вложившему в них мысль совершить это великое и благое дело!

Патриарх необходим для нашей Православной Церкви особенно в настоящее тревожное время. Всякое войско для успешной борьбы с врагом нуждается в главном руководителе, как бы в верховном главнокомандующем. И наша Церковь уже вступила на путь мирной борьбы за свои права и за спасение своих чад при новом гражданском строе России. Новое правительство уже проявило некоторые попытки уменьшить, ослабить влияние Церкви на русский народ. Оно, например, отняло у ней церковные школы и хотело, но безуспешно, удалить Закон Божий из школьнаго обучения. Эти действия нового правительства России – мало обдуманные и незаконные, ибо все важнейшее в жизни русскаго народа, в том числе и воспитание детей, должно окончательно установить Учредительное Собрание. Кроме того, Церковь всегда и у всех народов была воспитательницей и руководительницей не только взрослых, но и детей, и не только в храмах, или молитвенных домах, но и в школах и семьях. Наконец, это лишение Церкви права воспитывать детей в школах есть явно насильственное дело, проведенное без согласия служителей Церкви, при посредстве людей с нерусскими фамилиями и с нерусским неправославным духом. Но это только начало борьбы Церкви Православной за свои права и за свою свободу. Эта борьба может скоро разгореться с большей силой. Вот в этой-то борьбе и необходим нашей Церкви представитель, который бы оповещал всех православных чад ее об угрожающих опасностях, призывал бы к единству и согласию в деле защиты церковных истин и порядков; и заявлял бы государственной власти о несогласии православных христиан на те мероприятия, которые явно клонились бы к унижению Церкви или ее ослаблению. Патриарх наш будет представителем православного населения России при государственной власти ее. – Он же будет и средоточением, вокруг которого могли бы собраться все русские православной веры и для воспитания народа в этой вере. Как русский православный человек, святейший патриарх Всероссийский будет стараться охранять в русском народе все, что у него есть самое дорогое и священное, главное в характере его. Такою деятельностью прославили себя, как православные, так и неправославные патриархи тех народов, которые давно живут под властью других, а своей самостоятельной власти не имеют. Если грек православный остается православным греком, то потому, что греческий патриарх настойчиво охраняет под своим руководством и школы, и храмы, и монастыри, и библиотеки. В них всякий грек научается ценить и беречь все свое родное: и язык, и веру, и обычаи. То же следует сказать и об армянах, и о сирийцах, и о коптах. И для них патриархи суть Ангелы-хранители их народных особенностей, их народного духа. С голосом этих патриархов считается и их светское мусульманское правительство. Но, если так хорошо устроились под управлением своих духовных предводителей эти маленькие народы, то можно надеятся, что духовный руководитель 80 миллионнаго русского православного народа будет иметь больше влияния в глазах правительства России. Только мы должны возможно согласнее заявлять ему о своих нуждах и поддерживать его власть усердным исполнением его распоряжений.

Наконец, кроме своего политическаго и народнаго значения всероссийский патриарх будет иметь в глазах русского народа высокое религиозно-нравственное значение. Ведь за него будет молиться вся верующая Россия, а не одна только епархия. Ему же с высоты его патриаршего престола должна быть видна вся жизнь нашего Православнаго Отечества. Его сердце будет то радоваться и веселиться, то скорбеть и тужить при знании того, как живет русский православный народ. Широкое любвеобильное сердце должно быть у нашего патриарха. Велика и сильна будет его молитва пред Невидимым Главою Церкви, Господом нашим Иисусом Христом. Недаром усвояется ему титул «Святейший», он будет хранителем святости русскаго народа.

О Господи! Обнови жизнь нашу под руководством святейшего Тихона, Патриарха Всероссийскаго. Умудри и наставь его проходить успешно его великое Тебе служение. Аминь.

Епископ Пимен

Слово было произнесено на литургии в Кафедральном соборе г. Верного 3 декабря 1917 года. Речью епископ Пимен прокомментировал полученное сообщение об избрании Поместным собором Всероссийского Патриарха. Опубликована в журнале «Туркестанские Епархиальные Ведомости», №24, 1917 г.