Более 10 тысяч жителей Алма-Аты и области приняли участие в крещенских купаниях
В среду Светлой седмицы митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Литургию пасхальным чином в Никольском соборе Алма-Аты
 Глава Казахстанского Митрополичьего округа передал частицу мощей мученика Валентина Доростольского для храма ракетно-космической корпорации «Энергия»
В канун праздника Казанской иконы Пресвятой Богородицы митрополит Александр совершил всенощное бдение в Успенском соборе казахстанской столицы

 

О религиозном значении царской власти в русской истории

 

 

Ныне познах, яко спасе Господь Христа Своего, услышит его с небесе святого Своего (Пс. 19:7).

Этот облегченный молитвенный вздох царя и пророка Давида вырвался у него после избавления его от многочисленных опасностей, которым он подвергался от царя Саула. За время этих опасностей для Давида народ еврейский уверился, что он именно будет для него царем, угодным Богу, и выведет Израиля из всех опасностей и введет его в счастливую спокойную жизнь (2 Цар. 5:2).

Чувствуя себя спасенным от опасностей, богоизбранный царь еврейский и на все будущее время всю свою надежду возлагает на своего небесного Помощника и Покровителя, говоря: «Услышит его с небесе святаго Своего». По примеру Давида и мы, братие, порадуемся за нашего благочестивейшего государя, и укрепим наше упование на помощь Божию ему и его народу. Мы имеем основание сделать это еще в большей степени, чем Давид и еврейский народ. Последний познакомился со своим героем-царем за несколько лет его подвигов.

А мы имеем 300 лет знакомства с царствующим Домом Романовых, крепкого неразрывного союза нашего народа с целым рядом благочестивых царей и благоверных цариц – тружеников и героев на пользу своего отечества. Там Давид прославил своими трудами и подвигами маленькую Палестину, а у нас трудами царей Дома Романовых создалась из маленького Московского царства великая Российская Империя, защитница всех обидимых, главным образом, христиан Востока, опора мирового порядка и спокойствия, в которой укрылось и достигло процветания множество других народов. И не только внутри России торжество обновления союза русского царя с своим народом, но за пределами ее далеко слышится шум празднующих, клики веселящихся, молитвенные вздохи за царя и за Русь.

И этот уголок Персии участник в нашем торжестве. И здесь иноплеменники и иноверные учатся любить и уважать Россию в союзе с ее царем. Поможем же им в этом деле и скажем, что составляет для русского народа его благочестивейший государь. Этим размышлением мы возвысим и укрепим и свою любовь к ныне благополучно царствующему потомку державного Дома Романовых, благочестивейшему государю императору Николаю Александровичу и его августейшему семейству, укрепим в себе уверенность, что и его услышит Господь с небесе святого Своего. Если мы назовем русского царя вождем нашего христолюбивого воинства, то этим не изобразим его полного значения для нас, ибо он есть и хозяин Русской земли. Если усвоим ему только это последнее наименование, то опять не воздадим ему полной чести, ибо он есть и верховный представитель нашего народа пред лицем других народов. У него есть другие, более высокие имена, которые возвышают его ревность в служении своему народу, которые роднят его с ним, связуют их воедино союзом любви, которая крепче смерти. Он есть первый сын нашей Православной Церкви, поэтому и Помазанник Божий и поэтому же общий наш царь – батюшка, не столько господин и повелитель, сколько отец своих поданных.

Правильно объясняет эти имена нашего государя наша отечественная история. К ней мы и обратимся, чтобы научиться сильнее любить царя. Первый царь Дома Романовых был избран крепкими духом русскими людьми после долгих смут в нашем отечестве. Эти русские люди молиливь и постились пред избранием царя, и этим их подвигом объясняется то, что Господь Бог даровал России царя, свободного от всяких упреков в чем-либо худом, кроткого, милостивого и благочестивого, который сумел скоро успокоить наше отечество от смут. Научимся же и мы, братие, почитать царскую власть, как дар милости Божией, данный нашим предкам за их подвиги в посте и молитве. Но первые цари из Дома Романовых были не только избранниками благочестивых предков наших, но и питомцами Православной Церкви. Вспомним, что руководитель царя Михаила Федоровича был его отец по плоти, патриарх Филарет, а опорой и поддержкой царя Алексея Михайловича – знаменитый патриарх всея Руси Никон.

Эти два патриарха сумели внушить русскому народу высокий взгляд на царя и его власть, как помазанника Божия, и научили того почитать Православную веру, как самую крепкую связь между ними. С тех пор под покровом Православной Церкви, на основе Православной веры, утвердился дивный союз русского царя со своим народом. Русский народ, по словам одного русского ученого, в избрании царя так определил свое отношение к нему: «Царь-батюшка будет для нас все, и мы для него будем все». Но цари наши постоянно напоминали нашему народу, что они царствуют Божиею милостию, что вера народная есть и для них единственное самое дорогое наследие от предков, и потому, хотя впоследствии приняли на свое царсткое попечение исповедников других вер, однако только Православной вере предоставили господство, а другим верам почитание, если они не проповедуют чего-нибудь противного общественному порядку. Крепость и величие религиозного союза русского царя и русского народа особенно ясно высказывались в трудные времена жизни нашего отечества. Можно сказать, начало каждого столетия истории России под управлением царей Дома Романовых было временем испытания этой связи между царем и народом, и они всегда выходили победителями, потому что их связывала одна вера Православная. Вспомним борьбу императора Петра Великого со шведским королем Карлом XII. «Вы должны помышлять, – говорил наш государь своим воинам пред последним сражением со шведами, – что сражаетесь не за Петра, но за государство, Петру врученное, за отечество, за Православную нашу веру». И вера Православная связала царя с народом, и они победили дерзких пришельцев.

Временем посещения Божия был для России и 1812 г., когда она стала воевать с могущественным завоевателем Наполеоном. И опять наше отечество спасла Православная вера, объединившая воедино царя и народ. Обращение императора Александра 1-го в Москве, в виду многочисленных древних храмов с мощами св. угодников, к русскому народу преисполнило последний решимости победить или умереть за веру, царя и отечество. Дворянство дало ему ополчение, купечество дало миллионы денег, а крестьянство поддержало царя своею уверенностью в том, что враг от них уйдет ни с чем. Вспомним, как один старый крестьянин на Красной площади, залитой народом, в Москве утешал царя. «Государь! – говорил он. – Посмотри, сколько здесь нас. А сколько же нас будет во всей России! Не бойся, мы победим врага. Не в силе Бог, а в правде». Мы недавно пережили несчастную войну и внутренние смуты в России. Злорадствовали наши враги, скорбел наш православный народ, но духовная связь между царем и народом помогла им благополучно пережить это тяжелое лихолетье. Царь призвал народных представителей и приказал им обсуждать меры, полезные для удовлетворения нужд его верноподданных. И всегда нынешний наш благочестивейший государь, как и его державные предки, старается идти навстречу нуждам его верноподанных.

Ни одно народное бедствие, ни одна народная радость не обходится без участия царя и его семейства. И Россия опять сильна, опять грозна своим врагам. Да не оскудевает же в нашем русском народе крепкая православная вера – источник живой связи между ним и царем, источник горячей решимости русских людей всем жертвовать на пользу отечества, во славу царя.

Да молятся все русские люди за своего государя – помазанника Божия, чтобы и во все последующее время бессмертным был его царский род и был бы источником славы и благоденствия для нашего отечества.

Господи! Спаси царя и услыши ны, в оньже аще день призовем Тя. Аминь.

 

Лента новостей