В праздник Рождества Пресвятой Богородицы Глава Казахстанского Митрополичьего округа совершил Литургию в Казанском соборе Алма-Аты
В день памяти первомученика архидиакона Стефана митрополит Александр совершил Литургию в храме Христа Спасителя города Алма-Аты
Духовно-культурный центр Митрополичьего округа в казахстанской столице посетила делегация Католической Церкви во главе с кардиналом Франческо Коккопальмерио
Успенский собор и духовно-культурный центр Митрополичьего округа в Астане посетил директор Службы внешней разведки Российской Федерации С.Е. Нарышкин
Иверско-Серафимовский женский монастырь
  • 050002, город Алма-Ата, ул. Латифа Хамиди, 30
  • (+7 727) 397-41-05

 

Историческая справка

 

Бывший в прошлом казачьим, Софийский собор (освященный в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии) является старейшим храмом города Верного (Алма-Аты). Он был построен по проекту архитектора Брусенцова в 1895 году на месте более раннего собора, воздвигнутого в 1871 году и разрушенного землетрясением 1887 года. Этот разрушенный приход, в свою очередь, возник на месте молитвенного дома, построенного в 1855 году. Эта дата граничит с годом основания города Верного, что позволяет говорить о Софийском соборе как первом храме в столице Семиречья.

12 июля 1907 года сестры Мария и Христина Николенковы, мещанки Верного, обратились к местному городскому голове с ходатайством следующего содержания: «Имея искреннее желание посвятить себя на служение Господу Богу, мы желали бы учредить в гордое Верном женскую монашескую общину, оборудование которой мы принимаем на себя; посему, обращаяся к Вашему Высокоблагородию с настоящим заявлением имеем честь покорнейше просить Вас выделить небольшой участок городской земли, безразлично где, на котором мы могли бы основать женскую общину». Прошение сестре поддержали депутат городской думы от духовного ведомства протоиерей Михаил Колобов, депутат – член городской управы Петр Бреусов, член Туркестанской духовной консистории протоиерей Сергий Апполов, новый секретарь Туркестанской духовной консистории Иван Ракитин.

Примерно в это же время из ташкентского Николаевского монастыря прибыла в город для сбора податей на обитель уроженка Верного монахиня Паисия вместе с сестрами Дарьей Орловой и Агриппиной Копытовой, которые активно включились в хлопоты об учреждении в городе Верном монашеской общины.

Испросив у владыки Димитрия права проживания в Верном в течение года, монахиня Паисия поселилась со своими сестрами в маленькой келье, пожертвованной ташкентскому монастырю для подворья. В этой келье сестры читали акафисты, жития святых и собирали к себе на благочестивые беседы сочувствующих им жен и девиц.

Собрания эти с течением времени увеличивались, и дошли до того количества, что маленькая келья уже не всегда могла вместить всех делающих.

Уединенное житие обитателей кельи, их благочестивая жизнь, лишенная мирской суеты и брани, напоминавшая собой тихие обители, невольно пробуждала в сознании многочисленных посетительниц, возгоревших желанием жить целомудренной жизнью, мысль расширить эту келью настолько, чтобы она могла вместить в свои стены всех, ищущих иноческого жития.

Когда число девиц, желающих посвятить себя монастырской жизни, возросло до такого числа, при котором легко могла существовать отдельная монастырская община, монахиня Паисия, посоветовавшись с сестрами, отправилась к владыке Димитрию с с просьбой открыть женский монастырь.

12 октября того же года состоялось заседание Духовной консистории, на котором заслушав доклады протоиереев Михаила Колобова, Сергия Апполова, Димитрия Поливкина, было принято предложение Преосвященного Димитрия (Абашидзе) и записано «Заслушав изложенное предложение Его Преосвященства об устройстве в городе Верном женского монастыря с наименованием его Иверско-Серафимоским и об уполномочии законоучителя Верненской мужской гимназии, члена консистории протоиерея Михаила Колобова на предмет ходатайства пред местными властями относительно отвода земли и угодий для означенного выше монастырь».

Монастырь был учрежден указом Святейшего Правительствующего Синода от 20 декабря 1908 года. Основой монастыря стала женская община при Всехсвятской церкви близ Верненского кладбища на Ташкентской аллее. Настоятельницей обители стала приехавшая из Ставропольского Иоанно-Мариинского монастыря опытная монахиня Нектария. Монахиня Магдалина Халина вспоминала: «Я была келейницей у игумении Нектарии. Это была дивная раба Божия. Прожив много лет в Ставропольском монастыре, она стяжала глубокое смирение, светлый разум, живую веру и, став игуменией Верненского монастыря, видела все, каждую мелочь, вникала во все дела, к сестрам же относилась ка к дочерям, зная нужды и усмотрение каждой».

31 декабря 1908 года владыка Димитрий после литургии торжественно обнародовал указ об открытии Иверско-Серафимовской женской монастырской общины.

Первые постриги были совершены епископом Димитрием 24 мая 1909 года. Тогда он постриг в мантию послушниц Дарию, Агриппину и Христину.

В скором времени из Москвы в Верный была доставлена копия чудотворной Иверской иконы Божией Матери. Святыня была передана общине Московским Донским монастырем.

К началу лета 1909 года число насельниц монастыря достигло 80 человек. В 1910 году по ходатайству епископа Димитрия (Абашидзе) община была преобразована в монастырь. Более 100 насельниц несли свой подвиг здесь под управлением монахини Нектарии.

Сестер окормляли преподобномученики иеромонахи Серафим и Анатолий, а также иеромонахи Иов, Виталий, Николай и Харитон.

В 1911 году в особом помещении монастыря была открыта церковно-приходская. В ней обучались 25 мальчиков и 22 девочки.

В декабре 1910 года когда Верный был разрушен землетрясением, был поврежден и Софийский собор, но страшнее стихийных катаклизмов оказались социальные потрясения.

Назначенный на кафедру епископ Иннокентий (Пустынский) поставил на должность игумении 25-летнюю послушницу Таисию Бакревич вопреки решению Святейшенго Синода (тот поставил казначея монастыря Агнию после того как владыка Иннокентий убрал с должности игумению Нектарию). В монастыре началось большое смущение. 1 июля 1913 года матушка Нектария была вынуждена покинуть Верный и выехала в Европейскую Россию, в Серафимо-Понетаевский монастырь. Сестры хватались за подол ее рясы, бежали следом, плакали.

Начиная с 1912 года и до закрытия монастыря из его ворот начинались грандиозные крестные ходы, в которых участвовали от двух до трех тысяч человек. Крестный ход шел в станицу Софийскую (ныне город Талгар), в храм великомученицы Параскевы Пятницы для торжественного богослужения и молебна у одноименной чудотворной иконы.

После революции 1917 года  история Софийского собора, равно как и множества других церквей, оборвалась.

С сентября 1918 года монастырь существовал на положении коммуны, испытывая разного рода лишения и бесчинства со стороны безбожной власти. Таким образом, монастырь просуществовал до весны 1921 года. И в середине 1920-х годов он был захвачен обновленцами. В 1929 году сестринский корпус разобрали и перевезли на новое место (угол улиц Гоголя – 8 марта), где он находится и поныне.

15 марта 1921 года Верненский горсовет вынес решение отдать кладбище, отобрав из ведения монастыря, занять помещение из 10 комнат, где находилась игумения, для общественного народного дела, а игумению Евфросинию удалить и предать суду согласно записи в журнале съезда духовенства» от 7 июля 1917 года.

Одной из первых жертв большевиков в монастыре стала инокиня Евдокия – 28 сентября 1918 года ее расстреляли. Другие монахини разъехались кто куда, а кто не успел – также были расстреляны. Последней из насельниц, доживших до наших дней, была монахиня Магдалина (Феоктиста Савельевна Халина). Прожив подвижническую изнь, она мирно почила о Господе 24 января 1993 года на 106-м году жизни.

Часть монахинь разбрелась по селам и станицам, часть небольшой общиной вместе с оставшимися в Верном мужчинами-монахами расселилась на Садовых участках. Общину возглавлял престарелый архимандрит, предположительно Петр – казначей-эконом Туркестанского архиерейского дома, а с 1908 по 1914 год – настоятель Свято-Троицкого Иссык-Кульского монастыря. После его смерти в 1922 году преемником стал игумен (с 1924 года архимандрит) Вадим.

Часть сестер после закрытия монастыря стала ходить в Никольскую церковь. Потом они переселились туда, пели на клиросе, пекли просфоры, продавали свечи. И вновь зажили почти по монастырскому уставу.

В феврале 1936 года Никольская церковь была закрыта, монахинь выселили.


Современное положение

 

Иверско-Серафимовский женский монастырьНеоднократно среди прихожан и духовенства местных храмов Алма-Аты поднимался вопрос о судьбе некогда существовавшей женской обители. Одним из подвижников этого благородного дела стал священник Валерий Черненко. В конце 90-х годов ХХ века вместе с несколькими прихожанами он взялся за расчистку остатков фундамента Софийского храма и справился с этой работой.

В ноябре 2003 года митрополит Астанайский  и Алма-Атинский Мефодий (немцов) (ныне – митрополит Пермский и Кунгурский) направил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II рапорт с просьбой благословить возрождение монашеской обители и монашеской жизни. Вскоре благословение Патриарха и Священного Синода было получено.

Решением Синода Иверско-Серафимовский монастырь предполагалось организовать на территории Софийского собора.

21 марта 2004 года митрополитом Мефодием за богослужением был оглашен указ Синода, а 19 мая того же года был освящен фундамент и совершена закладка первого камня восстанавливаемого Софийского собора.

С 30 марта 2005 года настоятельницей обители является игуменья Любовь (Якушкина).

21 ноября 2005 года, в день празднования Собора Архистратига Михаила, митрополит Мефодий совершил чин освящения надгробного креста над могилами первых святителей Туркестанских:  архиепископа Софонии и епископа Никона.

25 апреля 2006 года были освящены отлитые для монастыря колокола. Их общий вес более трех тонн. Самый крупный весит 1600 кг.

30 сентября 2007 года митрополит Мефодий совершил чин освящения возрожденного собора.

Иконостас и убранство собора изготовлены и установлены в декабре 2010 года. К концу 2010 года завершено строительство не только собора, но и всего монастырского комплекса, в который вошли: храм блаженной Матроны Московской (2005 год), водосвятная часовня (2008 год), общежительный келейный корпус на 70 мест (2009 год), игуменский корпус (2010 год), часовня преподобного Серафима Саровского (2011 год), гаражный блок с мастерскими на втором этаже (2012 год).

30 сентября 2011 года – в день небесных покровительниц Алма-Аты в Софийский собор был доставлен ковчег с великой святыней – цельбоносными мощами святых славных и всехвальных и добропобедных мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. Святые мощи по ходатайству митрополита Астанайского и Казахстанского Александра были переданы в дар православным жителям Алматы из Константино-Еленинского женского монастыря под Санкт-Петербургом, настоятельницей обители игуменией Иларионой (Феоктистовой) и ктитором обители Константином Вениаминовичем Голощаповым. Ковчег для хранения святыни изготовлен по благословению митрополита Александра в художественной мастерской им. Александра Невского в г. Москве известным ювелиром А.И. Анискиным.

29 сентября 2015 года Глава Казахстанского Митрополичьего округа митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил чин освящения новосозданных росписей Софийского собора Иверско-Серафимовского женского монастыря.

Фрески были выполнены специально к престольному празднику храма – дню памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии – небесных покровительниц Семиречья.

Софийский собор расписывала артель изографов из города Палех (Россия, Ивановская область) под руководством члена Союза художников России В.К. Курилова.

Работы над росписью Софийского собора продолжались в течение пяти месяцев. Площадь расписанных стен и сводов собора составила более 2000 квадратных метров.

Фрески, выполненные по эскизам В.К. Курилова, покрывают стены сплошным живописным ковром и гармонируют с иконостасом собора. Фигуры Христа, Божией Матери, апостолов и святых написаны в лучших традициях палехских мастеров. В живописной отделке в изобилии присутствуют красные оттенки – символ мученичества, так как храм посвящен святым страдалицам за Христа, и золото – символ сияния Небесной славы и вечности. Среди ликов угодников Божиих представлены новомученики и исповедники, просиявшие в Казахстане.


Сведения о церковных постройках небогослужебного назначения

 

При монастыре существует воскресная школа для детей, охватывающая две возрастные группы числом около 50 человек. Еженедельно проводятся богословские беседы, собирающие такое же количество слушателей.

 


Святыни храма:

 

  • икона с частицей многоцелебных мощей блаженной Матроны,
  • образ святого великомученика и целителя Пантелеимона афонского письма,
  • икона святых мучеников Гурия, Самона и Авива, принадлежавшая священноисповеднику митрополиту Николаю (Могилевскому),
  • в алтаре находится ковчежец с частицами мощей великих угодников Божиих: преподобных Феодора Санаксарского, Александры, Марфы и Елены Дивеевских; святителей Феофана Затворника, Мелетия и Гавриила Рязанских, Агафангела Ярославского; праведного воина Феодора Ушакова; благоверных князей Олега Рязанского, Феодора Смоленского, Давида и Константина Ярославских; блаженной Любови Рязанской; священномученика Василия Жаркентского.
  • часть рясы святого праведного Иоанна Кронштадтского,
  • частица мощей святой мученицы Агафии Панормской
  • икона с частицей мощей святителя Луки Крымского,
  • икона с частицей мощей праведного старца Симеона Богоприимца,
  • икона с частицей мощей великомученика Пантелеимона,
  • икона с частицей мощей схиархиепископа Антония (Абашидзе),
  • икона с частицей мощей преподонбого Севастиана Карагандинского.

 

Настоятельница: игумения Любовь (Якушкина Мария Васильевна). В соборе несут послушание два священника и два диакона.

Престольный праздник: 15 января, 2 мая, 30 сентября, 26 октября.

 

 

 

 


Лента новостей