19 октября 1969 год. Слово о воскресении мертвых
- Раздел: Духовное наследие
- Митрополит Иосиф
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Святый Апостол Лука сегодня благовествует во всей вселенной тот случай, когда Господь Иисус Христос у ворот города Наина воскресил юношу – сына старой бедной вдовы. Христос Спаситель благоволил войти в этот город с проповедью Евангелия, и у самых ворот встречает Он процессию с покойником. И не так велика была процессия, но велик был вопль и плач матери-вдовы, потерявшей сына, и стенание сочувствующих ей сердец. И Господь Иисус Христос умилосердился об этом трагическом случае с матерью и велел остановиться процессии и, взяв за руку покойника, сказал: «Я тебе говорю встань». И покойник ожил, из ада возвратилась в тело душа, сердце забилось, мозг заработал, кровь стала пульсировать, как сейчас говорит наука нам, и ... юноша сел на носилках. (Гроба же как тогда, так и сейчас нет на Востоке). И Господь отдал его матери. И та мать, которая с горькими слезами провожала покойника, не имея ничего большего, теми же слезами стала благодарить Господа Бога Иисуса Христа за воскрешение сына и возвращение ей того, кто был всей ее надеждой. (Она надеялась, что сын, возмужав, возобновит семью, возобновит фамилию, и мать тайно молилась, чтобы удачная невестка в доме была. Потому что в древности глубокой говорилось – неудачная невестка, что ложка соли или перцу в бочке с медом, все портит.)
Итак, мать получила сына воскрешенного, и жизнь воскресла в сознании матери, жизнь воскресла в юноше, и жизнь воскресла в семье.
Так вот, сегодняшнее воскрешение юноши и возвращение его осчастливленной матери является для всех нас уроком и напоминанием о том, что человек сотворен с бессмертной душой, по образу Божию и по подобию Его, потому что человека создавала вся Троица. Когда заканчивалось творение мира в шестой день, то Троица Святая: Отец, Сын и Дух Святый совещались между собой: «Сотворим человека по образу нашему и по подобию». И образ картинный, фигурный и внутреннее подобие – богоподобие.
Это было в Предвечном совете Святыя Троицы. Вот тут-то страшная и пошла интрига. Когда Денница услыхал такое решение, что уже на созданной планете земной «...сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» и даже фигурному образу нашему! А Бог же был тогда: Дух Отец, как и ныне, Дух тогда был Сын, до воплощения на земле от Девы Марии, и Дух Святый таким же был тогда Духом, каким остается и сейчас – Духом Святым. Да как же по образу и по подобию? Знал Господь Бог, что сказал, и многие узнали, и знают, и нам говорят, что Бог воплощенный, Сын Божий воплощенный на земле в Сына Человеческого, это как отражение Бога и боготворение человека чрез Сына Божия. А Сын Божий воплотился в человеческое естество чудесно, как говорят сейчас ученые.
Итак, человек был устроен тогда, когда Денница был первейшим Архангелом херувимом, чрез него, первейшего, слава Божия исходила. Он был распоряжаемый от Святыя Троицы и посылаемый. И когда он услыхал (на это толкование есть очень древнее, греческое), что будет сотворен человек по образу Божию и по подобию, то очень возмутился и стал скорбеть и страдать. Он был дух. Он сразу понял, что человек будет с телом, со всеми теми доспехами, достоинствами, нравами и возможностями: размножением и бессмертием души; жизнь малая в утробе, жизнь земная каждому от Бога отрезана, потом жизнь вечная, и вечная жизнь будет с телом. Бог дал человеку жизнь, чтобы быть с телом, а после смерти – «чаю воскресения мертвых», потом Архангелова труба и воскресение мертвых. И потом обновление такое, как бы переработка тела человеческого, в котором не будет уже после «чаю воскресения мертвых» ничего материального.
Так вот, о «чаю воскресения мертвых» Павел Апостол, который был на третьем небе и многое узнал такого, чего даже сказать не мог, но все же сказал, что мертвые восстанут, живые изменятся, и все будут подняты в воздухе в невесомость, которая известна науке, и в этой невесомости будет такой акт суда Божьего над миром.
И когда был сотворен Адам, так возмутился первейший херувим и особенно возмутился тогда, когда увидал Еву, эту хрупкую натуру, бледнорозовым лепестком покрытую, созданную из Адамова ребра, он тогда именно взбесился. Так отцы святые говорят это с глубокой осторожностью.
Сам своей фантазией я не мог всего этого выдумать, помня ответственность пред небом, пред днем «чаю воскресения мертвых». Так я читал в книгах святых отцов, где истина заключена, которую мы исповедуем, которую не рискуя говорим, ибо она есть истина.
Так вот, когда Денница увидал прекрасную чету – творение Божественныя Троицы, он сделал то, что сделал. Он возмутил третью часть Ангелов, которые несогласны были, что какое-то новое существо появилось – Адам и Ева, любимые Богом жемчужинки, которые будут пользоваться всем психофизиологическим счастьем на земле. Вы понимаете, в чем тут дело. А он – дух, которого прекрасно изобразил Лермонтов в «Демоне», которого прекрасно изобразил Достоевский в «Братьях Карамазовых». И для Господа Бога это не было новостью. Для Господа Бога это не было неожиданностью, ибо у Бога были такие планы, о которых Он нам всегда говорит: «Мои дела не-постижимы, не волнуйтесь, а только молитесь и просите». И Господь чрез многих Пророков говорит, чтобы мы помнили о планах Божиих. И у Бога такие планы оказались, которые нам уже известны: создался мир грешный и прелюбодейный, и все как будто бы уже тонуло в греховной крови и в греховных моментах, но в планах Божиих было и второе заседание на небеси, и воплощение Сына Божия в этот мир прелюбодейный и грешный, и Голгофа и искупление.
Так вот, у Бога такие планы были, чтобы было так, как есть. И появились отрицающие Бога, и как будто ломающие идею Бога, но в планах Божиих положено то, чтобы и в этом теле, в этом футляре была бы бессмертная душа.
Вот эта высокая философия нашей веры, братья, вот какая красота, вот какая радость! А мы иногда делаемся совершенно никуда не годными, не ценим, не понимаем этого, а Христос ожидает нашего обращения, и Павел давно сказал, что будет общее воскресение. И святые отцы в Никеи в триста двадцать пятом году, 19 июля, в неделю сказали: «Чаю воскресения мертвых». И мир принял это «чаю воскресения мертвых», и человеческий разум принял, и человеческое сердце приняло, и, несомненно, мы с вами приняли «чаю воскресения мертвых». Вот событие сегодняшнего воскресения – воскрешение юноши и объяснение всего этого нам апостолом Лукою, и объяснение нам Иоанном Златоустом, которое мы посмели предложить вам, чтобы сегодняшний день освятить такой истиной и нашим сердцем, и нашим словом.
Поверим мотивам нашей Православной религии и не ошибемся! Аминь.