В Петропавловске состоялась презентация монографии «Судьбы православного духовенства Северного Казахстана»
В столице Казахстана состоялось открытие выставки «Семь тайн архимандрита Кирилла»
В предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы митрополит Александр совершил великопостное богослужение в Христорождественском соборе Алма-Аты
Вышел в свет третий номер журнала  «Богословский вестник Алма-Атинской духовной семинарии»

 

Духовное наследие. Митрополит Иосиф (Чернов)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Приближаются дни к святому Рождеству Христову и Церковь сегодня вспоминает Праотцев от Адама и от ближайших к Адаму святых до всемирного потопа, и после потопа до начала Пророков.

После рождества Христа Спасителя, особенно после Его проповеди, среди ученых того времени, верующих богословов и среди язычников, враждебно настроенных против христианства, было исполнено то пророчество, где говорилось о Христе Спасителе: «Род же Его кто исповесть». Поэтому Церковь Христова и вспоминает сегодня Праотцев, а в следующее воскресение святый Матфей точно объяснит по линии земной, по линии человечества – родословие от Авраама и до самого рождения Спасителя Христа.

А сегодня Церковь предваряет это событие святыми Праотцами. Сегодня Апостол Павел рекомендует держаться своей линии всем христианам, держаться той линии, которой держались Праотцы святые – праведности: без закона жили паче, нежели в за-коне. И святый Апостол Павел сегодня подтверждает и напоминает, чтобы люди держались тех возвышенных качеств, законов естественных духовных, которыми жили святые Праотцы. Закон благодати начертан на скрижали сердца, ибо всяк человек есть Божие создание. (Впоследствии сказали, что всяк человек или душа человеческая есть христианка.)

В сегодняшний день очень реально выступает жизнь святого праведного Иосифа, сына патриарха Иакова, которая является примером для всего человечества, как прежде, так особенно теперь.

Иосиф был самым меньшим и любимым сыном патриарха Иакова. И необыкновенные сны он видел: что в поле все снопы его снопу кланялись и что само солнце и луна ему кланялись. И очень не нравилось это отцу и матери, и особенно старшим братьям его. Отец всегда держал Иосифа при себе и одевал его в красивые ризы, паче нежели других своих сыновей. Иосиф возрастал в красоте и разуме. Библия святая говорит, что однажды отец послал его далеко в поле навестить братьев своих и отнести им гостинцы. А братья, когда увидели его издалека, решили его уничтожить, этого сновидца. Неужели мы и отец, и мать будут ему кланяться?! Неужели он господином будет над нами?! И решили убить его. Но один из более разумных и более богодухновенных братьев, Рувим, сказал: «Нет, мы не должны проливать крови брата своего, мы не должны руки возлагать на него, а мы его в ров опустим, и во рве он сам умрет от голода». И взяли веревки, и опустили его в ров. Он очень плакал, он умолял, как Библия нам говорит, братьев своих. Но братья оставались черствыми и холодными, жестоковыйными были его братья. А потом – идут, идут обозы в Египет – измаильтяне едут, купцы, которые покупали живой товар. Тогда братья решили: «Неужели смерь брата будет на нашей совести? Правду ты сказал, Рувим. Давайте вынем его изо рва и продадим этим купцам в Египет. А одежду его снимем, окрасим кровью козленка, которого мы заколем сегодня к трапезе и скажем отцу, что нашли ризу сына твоего любимого и нашего брата. Вероятно, его растерзали звери».

И продали они Иосифа измаильтянам, которые купили его за двадцать сребренников и повели в Египет, в главный город. Там они продали его царедворцу фараонову, начальнику царской охраны. И тот взял его в свой дом: белого, красивого, с красивым станом, с красивыми глазами, с умными мозгами, со спокойных взором, со спокойны-ми грациозными манерами. И он, как раб, исполнял всякие работы, которые ему приказывали. И заметил господин, что благодать Божия в руках этого молодого еврея. Заметила и его жена, что очень умен этот человек. И заметил господин, что человек этот честный, и поручил ему большое поручение. Он ему поручил все, ... кроме своей жены. Иосиф с благоговением исполнял все свои обязанности. И такое счастье сыпалось на хозяйство Потифара, и благодать, и мир, и покой, и радость были в сердце господина и всех окружающих слуг. Но сатана заполз в сердце госпожи и вложил ей искушение к этому слуге своему, рабу своему – еврею Иосифу, вложил ей страсть, запрещенную в союзе семейном, в союзе супружеском. И сердце ее разгоралось страстной любовью к Иосифу. И не раз она, воспламенясь, склоняла его на запрещенный грех, и не раз она его задерживала во внутренних покоях под предлогом дела и некоторых поручений. И в конце концов она решилась сделать то, что совсем запрещалось и политическим за-коном. Она потребовала от него остаться с ней в спальне. Иосиф ей сказал, что он Господа Бога Вседержителя чтит, почитает и боится нарушить волю Его. Он ей сказал, что почитает господина своего, что он верный раб и слуга всего того, что ему поручено. И, поклонившись ей, сказал: «Ты, госпожа моя, неприкосновенное лицо». Тогда она, как часто делают женщины, которых воля не исполнена, как женщина, которую, отдавшуюся, не взяли, схватила его физически, но он вырвался от нее. У нее остался в руках его верхний плащ. Тогда она закричала на весь дом, что вот этот еврей, которому муж все доверил, хотел над ней насилье учинить, и показывала плащ Иосифа. Когда явился к обеду Потифар, она сказала ему со слезами и истерикой: «Не ожидала такого поступка от молодого еврея, которого ты ввел в дом. Он хотел меня оскорбить». И очень возмутился господин, и заключил Иосифа в царскую тюрьму.

А благодать Божия была с Иосифом и в тюрьме. Ему начальник тюрьмы доверял всякие поручения. Он имел непосредственное прикосновение деловое ко всем заключенным. А заключены там были высокопоставленные особы: не уголовники, не воры. Царская, политическая тюрьма, вероятно была высшего порядка, раз там министры сидели. И благодать Божия была с Иосифом, и все его там любили. И в той тюрьме оказались два министра: один хлебодар, иначе начальник питания, а другой начальник виноделия – виночерпий. И хлебодар видел сон такой, будто бы он держал на голове своей корзину с разными яствами, и ворон клевал их. И этот сон повторился три раза. А виночерпий видел сон, что он нацедил вина в чану фараона и подал ему. Последнему Иосиф сказал: «Ты через три дня будешь опять подавать фараону чашу с вином – восстановлен будешь в своей должности». А хлебодару: «Ты через три дня будешь повешен». Так и совершилось.

Прошло два года, в течение которых министр виночерпия не вспоминал об Иосифе. Только когда фараон увидел сны необыкновенные: худых коров он увидел, худых и хороших, что предвещало страшный голод семь лет, тогда тот министр сказал: «Ах, да, там есть в тюрьме Иосиф, еврей, который прекрасно растолковал сон, который сбылся точно. Вели его привести сюда, он точно расскажет. Он единственный расскажет, ибо Бог его один, Бог его с ним». И призван Иосиф был. Его, конечно, выкупали, причесали, облачили в белый хитон, препоясали. И подведен был к фараону, и поклонился фараону в ноги, как полагается.

Иосиф стоял, как свеча пред иконой: высокий, красивый, грациозный, благоговейный. Тогда фараон объяснил ему свой сон. И Иосиф сказал: «Да живет душа твоя, владыка! Сон твой от Господа Бога. Будет семь лет необыкновенный урожай в твоей стране и семь лет страшный голод. Найди такого человека, который взял бы в свои руки все хозяйство во всем государственной масштабе. И те семь лет, в которые будет урожай, нужно собирать пшеницу особенно тщательно и лишнюю часть оставить в припасы, чтобы на другие страшные семь лет пропитание было в стране, да и чужие люди придут к тебе за пшеницей».

И понравились фараону эти слова, и поверил фараон этому объяснению своих снов Иосифом. И как бы сам Бог положил ему на сердце и в разум, и фараон сказал своим рабам и министрам: «Кого же мы найдем на это дело лучше, нежели этот снов толкователь Иосиф-еврей?» И все были согласны с ним, ибо благодать Божия вела к дальнейшим и дальнейшим Божиим действиям и промыслительному делу домостроительства. Иосиф сразу вошел в свою роль. Благодать Духа Святого в нем действовала и еврейский торговый и коммерческий мозг. И пошло все прекрасно. Он дал распоряжение по всем городам и селениям строить, как это называя по-нашему, элеваторы. Он приказал известный процент изымать, и известный процент покупать, и все продаваемое покупать. У него очень быстро накапливалась пшеница во всех закромах всего государства, и было ее все больше, и больше, и больше – до наступления страшного голода.

И когда подошли года страшного голода, то отец Иосифа Иаков, который давно его оплакал, как растерзанного зверем, – сказал сыновьям: «В Египте хлеб продают, возьмите, дети, мое серебро, овечек, бальзам и пойдите купите, и обменяйте». И собрались десять братьев, десять сыновей Иакова, навьючили на своих ослов и верблюдов подарки и пошли, и в Египте все предложили Иосифу. Все было промыслительно. Бог как бы за руку вел это дело. Иосиф отпустил братьев, только спросил об отце своем. Потом опять повторился приезд их с серебром и третий был приезд, который был обусловлен тем, чтобы и Вениамин, которого отец не отпускал, боясь, чтобы его не погубили как Иосифа, пришел сюда. Иосиф ребром поставил вопрос: «Не будет Вениамина – вы – соглядатаи, вы – шпионы!» И отец согласился отпустить Вениамина. Увидел Иосиф Вениамина и упал на его шею, и плакал, и целовал. И открылся Иосиф братьям своим, и они обедали вместе. И фараон разрешил ввиду страшного голода, продолжающегося и все усиливающегося, чтобы сам Иаков приехал со своими сыновьями. Семьдесят два человека приехали в Египет. И повелел фараон отвести им землю Гесем. Это лучшая земля – нечто вроде нашей Кубани. И сам Иосиф поехал навстречу отцу своему, и как бы упал жезл из рук у Иосифа, и он стал будто подымать его, чтобы сделать свой поклон отцу, ибо египтяне смотрели на евреев, как на меньших.

И поселились в Гесеме братья Иосифа с отцом своим Иаковом. И там они прекрасно жили. И было у Иосифа два сына – Ефрем и Манассия. И когда патриарх Иаков умирал, он Иосифа пригласил к себе: он хотел благословить его детей и Иосифа самого. И прибыл Иосиф в Гесем с двумя сыновьями – Ефремом и Манассией, и стал подводить к одру умирающего отца, уже слепого, который сидел на одре. Там уже традиция была, чтобы патриарх возложил руки: на старшего – правую, на младшего – левую. Но патриарх так сделал... [Владыка руками изобразил крест.] Тогда Иосиф: «Что ты, что ты отец! Не так – это младший, это старший!» А патриарх говорит: «3наю, знаю, что я делаю во образ креста Христова». И отсюда пошло архиерейское благословение обеими руками в Новом Завете.

Патриарх Иаков пророчествовал будущее Иосифа и колена его, пророчествовал всем остальным сыновьям. И Иосиф тоже, умирая, завещал евреям, своим братьям, которые очень размножались, что «...когда Спаситель Господь чрез сотни лет посетит вас и выведет из Египта в землю, обещанную Аврааму, Исааку и Иакову, отцу нашему, чтобы не забыли перевезти в Палестину и кости отца», что и совершилось во время исхода, на что и дал распоряжение в свое время Моисей. Вот такая история праведнаго Иосифа, который в сегодняшний день так особенно реально выступает своей жизнью, своим этим Боговедением, так как за руку его Сам Господь Бог вел. И необычайный был его дивный характер, и необычайные его были способности, и необычайная красота, и необычайная воздержанность, честность при исполнении долга. Он честно выполнил долг во дворе своего господина Потифара. Он удержал себя от искушения и преодолел все свои инстинкты половые, зная, что это нельзя! И он честно в тюрьме выполнял возложенные на него послушания, всегда молясь и страдая, не зная, что зав-тра будет. И он честно выполнил задание, порученное фараоном: спасти страну от голода, спасти свою фамилию, размножить за сотни лет Израиль во Египте. И предусматривал чудесное избавление евреев от египтян, и чудесный исход под предводительством великого уполномоченного и секретаря Господа Бога и дееписателя – Моисея.

Вот таковая тема сегодняшнего праздника святых Праотцев. Вот каковой пример уготовили людям Праотцы, не знавшие закона начертанного, но выполнявшие закон совести, живя по совести, по-человечески.

А мы часто, имея благодатный закон, не только благодатный закон Синайский, но благодатный закон Христов, так страшно нарушаем этот закон, так страшно позволяем своим инстинктам бушевать и плясать по нашей совести.

Сегодня праведный Иосиф благословляет, утверждает и рекомендует святость семейных взаимоотношений, и сегодня Иосиф праведный показывает благодатный и страшный пример: третьему лицу никогда не вклиниваться в семейный союз, где полагается два.

Он сегодня является примером красоты духовной, примером смирения, примером веры в Господа Бога, примером семейной жизни, примером того, как нужно исполнять возложенный долг, примером человека, которого не напрасно так прекрасно Моисей описал в первой книге Библии – Бытии.

Иосиф сегодня дает пример и поучение, и благословение небесное всем государственным деятелям, которые пекутся о хлебе насущном в государстве своем.

Так помолимся сегодня святым Праотцам, которые очень прекрасно выполняли закон, не написанный на бумаге, но начертанный в совести каждого человека – на сердце его, помолимся им, чтобы они помолились о нас Господу Богу,

Попросим же праведного Иосифа, чтобы он молился Господу Богу об укреплении семейных уз, за удержание страстей людей в молодых годах, да и в самой старости, и чтобы он благословил в каждой стране и в нашем государстве всех тех, которые думают о том, о чем молятся верующие: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь».

Как при Иосифе питался и не оскудевал Египет в хлебе, так за его молитвы и за молитвы святых Праотцев да не оскудеет никогда пшеница, вино и елей в стране нашей благодатной, русской.

Поверим всему тому и не забудем, что еще до закона, написанного в Библии, уже при рождении древних патриархов, а также и каждого младенца, рождающегося вчера, сегодня и завтра, какой-то благодатной и невещественной рукой начертывается на скрижали сердца закон веры, закон совести, закон исполнения долга. Аминь.

Лента новостей