За воскресной Литургией в Вознесенском соборе Алма-Аты прозвучали песнопения на музыку великого русского композитора П.И. Чайковского
- 14.11.2022, 11:46
- Служение архиереев
13 ноября 2022 года, в неделю 22-ю по Пятидесятнице, по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра викарий Астанайской епархии епископ Талдыкорганский Клавдиан совершил Литургию в Вознесенском кафедральном соборе города Алма-Аты.
Его Преосвященству сослужили: духовник Алма-Атинской епархии архимандрит Иоанн (Сазонов), протоиерей Димитрий Сидоров, протодиакон Николай Гринкевич, диакон Андрей Плетень, диакон Александр Пивень.
Песнопения Литургии исполняли хор Казахстанского Митрополичьего округа под управлением Заслуженного деятеля искусств России, члена Патриаршего совета по развитию церковного пения О.Н. Овчинникова и хор собора под управлением Н. Зубревич.
Была совершена молитва о восстановлении мира, чтомая во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В этот воскресный день песнопения Божественной Литургии в исполнении митрополичьего хора прозвучали на музыку великого русского композитора П.И. Чайковского. 6 ноября – годовщина со дня его кончины. Звучание хоровой музыки Петра Ильича Чайковского под сводами главных храмов Алма-Аты, в одно из ближайших воскресений к дню памяти этого великого русского композитора, стало доброй традицией Митрополичьего округа.
На заупокойной ектении сугубо поминалось имя приснопамятного раба Божия Петра Чайковского – выдающегося композитора, чье творчество стало значимым вкладом в мировую музыкальную культуру, и его родителей – Илии и Александры.
По отпусте Литургии епископ Клавдиан произнес проповедь на тему воскресного евангельского чтения.
Вниманию священнослужителей и верующих была представлена уникальная фоторабота – портрет великого композитора с дарственной надписью П.И. Чайковского. Фотография хранится в личном фонде протодиакона Николая Гринкевича, клирики Вознесенского кафедрального собора Южной столицы.
Создание единого свода песнопений Божественной Литургии святителя Иоанна Златоуста в музыкальном изложении Петра Ильича Чайковского является первой смелой попыткой крупного светского композитора полностью написать авторскую музыку к православному богослужению. Автор признавался, что созданное им сочинение – попытка возвратить русской церковной музыке самобытность, насильно от нее отторгнутую. В этой музыке Чайковский стремился выразить прежде всего свое религиозное и эмоциональное восприятие ключевых моментов службы. Он писал: «Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога, чего прежде не умел. Я уже часто нахожу неизъяснимое наслаждение в том, что преклоняюсь пред неисповедимою, но несомненною для меня Премудростию Божиею. Я часто со слезами молюсь Ему и прошу Его дать мне смирение и любовь, прошу Его простить меня, вразумить меня, а главное, мне сладко говорить Ему: «Господи, да будет воля Твоя», - ибо я знаю, что воля Его святая».
Ежегодно Литургия на музыку П. Чайковского исполнялась в церкви Большое Вознесение у Никитских ворот в Москве, та же традиция поддерживалась в Санкт-Петербурге, в соборе Александро-Невской Лавры, где отпевали композитора. «Литургия» Чайковского исполняется редко даже в концертном варианте. Знаменитый хор храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Ордынке (г. Москва) под управлением Н.В. Матвеева возродил старую традицию Синодального хора – ежегодное исполнение этого произведения П.И. Чайковского в день кончины великого композитора.