В Костроме издана книга о подвижнике благочестия ХХ века архиепископе Кассиане (Ярославском)
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр освятил ночной Литургией в Вознесенском соборе Алма-Аты наступление 2022 года
Аким Алма-Аты поздравил митрополита Александра и православных верующих с 25-летием возвращения Православной Церкви Вознесенского кафедрального собора
Состоялась встреча Главы Казахстанского Митрополичьего округа с руководством дипломатических миссий Евросоюза, Ватикана, Германии и Египта

 

Духовное наследие. Митрополит Иосиф (Чернов)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Вчера вечером вы приветствовали нас с прибытием в ваш духовно насыщенный, Богохранимый город и в этот храм, с намеками на древность, на обветшалость, но намоленный, как святая старинная икона. Икона святая, старинная, которую любят люди старой веры, перед которой веками тысячи верующих молились, радовались, плакали, просили, благодарили и колена преклоняли, и сердце свое. Так эти иконы старинные и называют наши богословы и духовно настроенные люди – икона намоленная.

Очень характерно было то, что когда батюшку отца Иоанна Кронштадтского хоронили в Петрограде в 1908 году, такой знаменитый благочестивый протоиерей Скипетров, которому митрополит Петроградский поручил сказать слово надгробное на Карповке, он назвал тогда о. Иоанна так характерно, что многие мыслящие люди, многие проповедники, богословы, собеседники вынесли его слово с этого храма, от гроба доброго батюшки. «Ты был, – сказал о. Скипетров, – как икона, намоленная русскими людьми». Так характерно. Он взял эту мысль из художественной литературы нашей русской: «Такой старый, как икона намоленная». Так и о. Скипетров сказал пред гробом великого пастыря земли Русской, молитвенника за землю Русскую. И сейчас молитва его не иссякает за мир на Руси, за стояние доброй Руси, за неиссякаемое благочестие, за исцеление душевных и телесных наших болезней.

Так и ваш храм отличается не изяществом архитектуры, не блестящей дорогой позолотой, не дорогой парчой. Он напоминает мне храм преподобного Сергия в Троице-Сергиевой Лавре.

Однажды, в то отдаленное от нас время, в Троицко-Сергиевой Лавре митрополит Московский Филарет служил в великом блеске. Парча была не искусственная, парча была златотканная, серебротканная. Люстры были дорогие, царями утвержденные в сводах Троице-Сергиевой Лавры, и все приборы Евхаристические, и все служебные предметы были серебряные с орлами – царский дар. А свечи в люстрах были по два с половиной фунта, по килограмму теперешнему. И митрополит Филарет, как это описывается в старинных записках земли Российской и Церкви Русской, слово говорил в день преподобного Сергия пятого июля. Так он, восхищенный этим блеском и красотой, сам сиял, как драгоценный камень в дорогой оправе, не отвергая всю эту красоту, эту эстетику во славу Божию, но все же он очень характерно сказал. Он сказал: «О, как я хотел бы сейчас вместо этих тяжелых риз, унизанных драгоценными камнями и жемчугом, облачиться в ризу преподобного Сергия из домотканного полотна, которая в ризнице хранится в киоте за стеклом. О, как я хотел бы сегодня вместо этих драгоценных сосудов из чистого золота, бриллиантами усыпанными – приношение царей и благодетелей, как бы я сегодня хотел совершить Литургию на том потире, из дерева выточенном, на котором служил преподобный Сергий и в который однажды, во время освящения Причастия, он сам и сослужащие ему увидали нисходящий благодатный огонь. О, как я хотел бы сейчас вместо этих люстр, сияющих, драгоценных, которые не отвергаются как приношение и красота, я хотел бы сейчас докончить божественную службу при треске свечей сосновых и еловых, при которых Сергий преподобный слу-жил. О, как я хотел бы сейчас только переступить тот порог, который однажды пере-ступила, а может быть и много раз, Сама Царица Небесная в келье преподобного Сергия, посещая его. Я хотел бы сейчас приблизиться к этому порогу и только облобызать его, и просить Царицу Небесную о помощи в управлении порученной мне епархией Московской и этой Лаврой, этой жемчужиной, этой драгоценностью Всероссийской, с гробом драгоценным, драгоценнее всех жемчужин и драгоценных камней – ракой пре-подобного Сергия».

Я вам это напоминаю, братья и сестры, как историческое событие, уже ушедшее и канувшее в седые времена времен.

Но и сейчас, когда я вхожу в ваш храм (и раньше, мы же бываем здесь с 1957 года), и совершаю в нем Богослужение, то вспоминаю Филаретовы слова и пожелания, и у меня в памяти проходит лента большая исторических русских церковных событий. И сегодня, в день храмового здесь праздника в честь Рождества Царицы Небесной, мы имеем те же мысли и те же чувства. Итак, как я и вчера говорил, мы удостоены быть у вас и утешать вас архиерейским богослужением.

На сегодняшний день очень много есть замечательных проповедей замечательных богословов, прославляющих Богоматерь. И мы, совершая служение в Ее храме в день Пречистого Ее Рождества, просим Царицу Небесную, чтобы Она приняла во внимание нашу любовь к ней. Чтобы Царица Небесная учла наше посещение храма, чтобы учла наш труд, чтобы учла все наши движения и недостатки сердца нашего – индифферентность, холодность, а может враждебность и покрыла бы нас своим омофором.

Святый Апостол Лука самый ближайший был к Божией Матери. Он больше всего наблюдал за жизнью Царицы Небесной и написал в Евангелии больше других Евангелистов о жизни Пресвятой Девы Марии. И о случаях из жизни Господа Иисуса Христа, когда Дева Мария относилась ко Христу как мать, и Он к ней относился как сын. Так святой апостол Лука написал о Деве Марии то, что в сегодняшний день мы читали, как положено на все Богородичные праздники. Как Иисус Христос идет в Вифанию и по пути решил зайти с учениками и со Своей Матерью Пречистой, которая часто Его сопровождала, в дом своего друга Лазаря. Лазарь был человек неженатый, как нам говорят экзегеты древности и предания, и Лазаревы сестры были барышни: Марфа и Мария. И Мария, любившая слушать проповедь Господа Иисуса, сразу села у ног Его. А Божественный Учитель, которого все назначение Совета Святыя Троицы было благовестить в мире мир, в мире радость и в мире спасение, и благодатное обновление человека, Человека с большой буквы, после языческого человека с малой буквы, стал Божественные глаголы Свои вещать. Его учение в открытые окна и двери слушали люди, сопровождающие Христа. Лишь только Марфа, как добрая хозяйка и как прекрасно знавшая, что каждый человек и Божественный Учитель, воспринявший плоть и кровь, кроме греха земного человека, тоже, несомненно, трапезы вкусить хотел. И Марфа очень беспокоилась, чтобы угостить дорогих гостей, чтобы угостить драгоценного Учителя и Господа и Друга их семьи. Марфа очень беспокоилась, суетилась, приготавливая блюда, составила быстро в разуме своем меню: поскорее и вкусно приготовить. Это естественный закон всех хозяев и добродушных, которые любят гостей принимать во имя Бога. А Мария слушает вечные глаголы Божественного Христа. Марфа же в кухонном одеянии все занималась трапезой и хлопотала. И не выдержало сердце ее женское, и вошла она в горницу, где Господь Иисус беседу проводил. И, ставши близко у порога, как нам говорят историки и экзегеты, довольно возвышенным голосом сказала, обратясь ко Христу: «Господи, разве мы не равны пред Тобою, две сестры? Прикажи Марии, чтобы она сейчас встала и помогла накрыть стол и угостить вас. Ведь недавно Ты сказал в молитве, которой научил учеников, и мы эту молитву уже знаем, и в этой молитве говорится в одном месте: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Правда, мы и то уже слышали из уст Твоих Божественных, что не одним хлебом насущным будет жив человек, но все же, все же...» Она женщина была, она хозяйка была, она любила тоже Господа Христа. А Христос Спаситель с таким легким отческим и любвеобильным упреком оборотился к ней, оставляя этот упрек на все время человеку на земле: «Марфа, Марфа, ты молвиши и заботишься о многом, а Мария избрала благую часть, которая уже никогда не отымется от нея». И когда Христос Спаситель после трапезы оставлял дом Лазаря, то из большой толпы вышла женщина-старушка и воскликнула, услышавши проповедь Христа чрез открытую дверь: «О блаженное и счастливое то было чрево, которое носило Тебя под сердцем, и та грудь, т.е. те сосцы, которые Ты сосал, питался, как человек, по законам человеческим, которые Ты сам создал и сотворил». И Христос Спаситель ее тоже осторожно похвалил. Но сказал опять для всех нас и сейчас вы это слышите чрез наше слово: «А самые счастливые, а самые блаженные те, которые слушают Слово Божие и хранят его в сосуде сердца своего».

И такое дивное, и бессмертное, и воспитывающее это Евангелие, о котором нужно думать, разбирать, и на славянском, и на русском языке читать, или опытных людей спросить толкование. И, несомненно, в наших святых храмах, во всем мире подсолнечном, где есть православные храмы, в сегодняшний день совершается торжество в честь Рождества Царицы Небесной. И здесь, в вашем храме, и во всем мире все служащие несомненно беседуют с богомольцами на тему, которая соприкасается непосредственно с Пресвятой Богородицей, как сказано и нами сейчас пред вашим благочестивым вниманием.

Так Царица Небесная в мир пришла, как утренняя звездочка, возвещавшая: вот-вот будет восход солнца. Рождение Царицы Небесной – как настоящая утренняя звезда. Так и в Писании это воспринимается Священном, Она предшествовала вечному Солнцу, пришедшему в мир – Иисусу Христу, вечному Теплу, вечному Свету и вечной Жизни. Как без солнца жизни на планете не могло бы быть, так и без воплощения Сына Божия все бы замерзло на разуме, и сердце было бы замкнуто на большой замок, и не могло бы быть красоты и лучезарности, и тепла христианства.

Матерь Божия знала с раннего возраста, знала еще тогда, когда воспитывалась в храме, знала весь принцип благовещания от Гавриила. И с тем пошла похвалиться тетке своей Елизавете, супруге благороднейшего первосвященника Захарии. И на основании пророчеств, на основании личных чувств и веры Она открыто сказала о себе в том доме: «С этого момента весь человеческий род будет Меня ублажать как Матерь грядущего в мир Спасителя Христа».

Помолимся же к Царице Небесной, чтобы Она управила пути наши в жизни земной, которая есть поприще и путь, грядущий в Царствие Небесное, где, по словам Иисуса Христа, апостол Петр, хотя аллегорически, стоит с золотыми ключами, и будет Петр открывать тем, кто признал величайшего Первосвященника, Творца мира и человека, кто принял Царицу Небесную, как честнейшую Херувим и славнейшую без вся-кого сравнения Серафимов, кто благоговейно уважал Церковь, и уважая духовенство, и не забывая того, что духовенство из того же теста, что и все вы, но с большими правами и с ключами в кармане. Это аллегория, она очень реальна и всем понятна.

Да будет же мир в ваших сердцах, братья и сестры!

Желаем вам молитвенно здоровья!

Желаем Караганде цвести и быть такой гордой и богатой, как она сегодня! Аминь.

Лента новостей