1968 год. В день святителя и чудотворца Николая
- Раздел: Духовное наследие
- Митрополит Иосиф
По имени твоему тако и житие твое…
«По имени твоему тако и житие твое…» Что это значит? Каждая вещь, каждый предмет имеет свое имя. Имя обозначает свойство и отличительную черту предмета. Так часами называют предмет, указывающий время, градусником – предмет, указывающий температуру. Каждый человек, в отличие от другого, тоже имеет свое имя.
Вот и празднуемый ныне святитель имеет имя Николай. Николай – слово греческое, оно означает «победитель». Но, скажите вы, мы никогда не слыхали, чтобы он был полководцем и побеждал супостатов, завоевывал города и вообще был военным. Да, но кроме обычной брани есть еще борьба. Борьба внутренняя, борьба человека с самим собою. Каждый знает, что у него есть и добрые желания, и слова, и дела, но есть и злые желания, преступные дела, нехорошие слова. Достаточно проследить один день и каждый заметит, что у него бывает и то, и другое. Плохое называется грехом, а хорошее – добродетелью. Человек сожалеет о плохом, нехорошем, но ... опять делает его. Эту борьбу со грехом святой апостол Павел описывает так: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. ... Итак я нахожу закон, что когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих».
У каждого из нас бывает борьба со грехом. Всякое повторение того или иного дела рождает привычку, повторяемая привычка (если это дело греховное) обращается в страсть. Страсть – это почти неизлечимая, хроническая болезнь души. Евангельский пример Иуды показывает, как страсть сребролюбия сделала его из апостола предателем. А литературные примеры Плюшкина у Гоголя, Скупого Рыцаря у Пушкина показывают, как страсть, захватив всего человека, его ум, сердце и волю, губит его. Господь сказал: «Всяк творяй грех, раб есть греха». Христос избавил нас от греха, указал путь, дал благодать в помощь, и всякий идущий за Ним побеждает грех.
Святитель Николай пошел по этому пути борьбы со грехом и, с Божией помощью, победил его. Вот почему в церковной службе и указано «по имени твоему и житие твое». Вот какой он победитель. Но он не только победил грех, он еще стяжал и добродетель. В тропаре св. Церковь его характеризует как «правило веры».
В период его архиерейства было еще гонение на христиан со стороны язычников. Гонение коснулось и Святителя, но он остался верен своей Христианской вере и был заключен в темницу. Когда при равноапостольном Константине была объявлена свобода христианского вероисповедания, тогда и Святитель Николай вернулся на свою кафедру. Но тут Церковь ожидало новое испытание. Из самой Церкви выступили некоторые с неправильным учением о Евангельской Троице, о Сыне Божием. Арий смутил всю Церковь своим неправославным учением, люди терялись, не знали кого слушать, где истина, чем доказать ее. Для утверждения истины созван был первый Вселенский собор, на котором был и Святитель Николай. Последний ревностно защищал и доказывал истину, и обличал лжеучение Ария. Результатом деяний первого Вселенского собора остался Символ Веры. Этот Символ Святая Церковь завещает каждому исполнять ежедневно: молясь правильно Богу и подтверждая слова молитвы своею жизнью.
«Образ кротости», – продолжает характеристику Святителя тропарь церковный. Мы часто друг друга обижаем. Если обе стороны будут поступать со злобой – вот и ссора, и вражда со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кротость, если не всегда прекращает злобу, то не дает ей распространяться. Злоба, столкнувшись с кротостью, не может покорить ее, как не могут свирепые волны моря перейти песок.
«Воздержание учителя». Если в кротости человек явился удерживающим злобу в других, то в воздержании является он удерживающим самого себя. Как часто человек сознает свой грех, свою страсть, но не может побороть себя. Воля, пораженная грехом, бессильна.
У Святителя Николая воля не была поражена грехом. Он не только сам воздерживался от зла, но и тем самым являлся для всех примером, что можно победить грех, что можно жить благочестиво, правдиво, свято. Это тропарь изобразил в словах «яви тя стаду твоему». Господь явил наглядный пример в лице Святителя Николая, каким должен быть христианин. И этот пример был при жизни Святителя для всех его современников, но он остается в силе и по смерти Святителя, и останется таким навсегда.
Что же мы, пришедшие в храм молитвенно почтить Святителя, возьмем для себя из его примера? В чем наше сходство и единение с Николаем, и в чем мы не схожи с ним?
Единение наше состоит в том, что мы все так же, как и Святитель, – христиане. Мы все принадлежим к Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Как и он в церкви молимся, принимаем таинства, исповедуем тот же Символ Веры. В этом наше единство со Святителем Николаем, а в чем разница?
Здесь каждый пусть сам просмотрит себя пред Богом и своею совестью и скажет: христианин ли он по жизни? Живет ли так, как требует Христос и Его Церковь? По жизни своей так ли мы сходны и едины со Святителем Николаем, как в принадлежности к Церкви? Святитель был христианином и по имени, и по жизни – таковы ли мы?
Расспросивши себя пред Богом и своею совестью, и почувствовавши свои немощи и недостатки, думаю, что каждый вознесет молитвенный вопль к Богу и Святителю: «Господи, Ты указал нам путь, дал благодатную помощь, дал образец христианской жизни в жизни Своего Угодника, а мы не подражаем ему и не стремимся к этому. Помоги же нам! Укрепи и спаси! А ты, Святитель Отче Николае, моли Бога о нас!» Аминь.