Подведены итоги интернет-карусели «Над Евангелием»
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил литию по новпреставленной маме заведующей канцелярией Казахстанского Митрополичьего округа
Митрополит Александр совершил воскресную Литургию в Успенской Почаевской лавре
В праздник Феодоровской иконы Божией Матери Глава Митрополичьего округа совершил Литургию в главном храме Южной столицы

 

Духовное наследие. Митрополит Иосиф (Чернов)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Опять Господь привел нас посетить храмы Божии в боголюбивом граде Караганде и разделить с вами молитву и Христову Чашу причащения, и напомнить вашему вниманию о тех обетах, которые вы давали устами своих богопоставленных крестных отцов и матерей и исповедали веру в Троицу Святую – Отца, Сына и Духа Святаго. Все то, что говорили ваши кумовья, они говорили от вашего имени. А что обещали тогда кумовья от вашего имени? Обещали, что вы будете в любви Христовой и преданности Ему исповедовать имя Пресвятой Троицы и с Богом быть всегда в мире. А так как в море житейском всякое бывает: бури, наветы, взаимоотношения, охлаждения и искушения, то Дух Святый, который обвеял вас в Святой купели, не оставит вас никогда в тяжелые минуты, во всяких обстоятельствах, и даже в тяжелые минуты вашего раздумия, и даже в тяжелые минуты вашего охлаждения.

Итак, апостол Матфей говорит на последней странице и на последних строках сего Божественного Евангелия, как Христос Спаситель по Воскресении Своем сказал Своим ученикам: «Идите в мир, проповедуйте людям то, что Я говорил, учите их всему тому, что Я благовестил. И когда будете учить веровать в Меня, и когда будете учить доверять Мне, Сыну Божиему во плоти, то и крестите во имя Отца и Сына и Святаго Духа. И кто будет крещен, тот будет спасен. А кто не будет крещен (святой Евангелист прямо и открыто говорит), будет осужден». Но это слова не Евангелиста, а Самого Христа Спасителя, которые и подают нам в своих божественных строках святые евангелисты.

Так вот, мы, священнослужители, поставленные на чреду своего служения от Господа Бога через земную Церковь, через земную, Богом поставленную иерархию во чреде своего послушания, обязаны пред Господом Богом время от времени во времена благоприятные благовестить вам эту истину, повторять вам эту истину, очень деликатно, без всякого принуждения: «Аще хощеши». Напомнить вам то, что было сказано у купели, что было вложено в уста ваших восприемников и напомнить все то, во что вы верили в детском возрасте, так как никто из старцев уж не может так правильно без рассуждений верить и принимать на веру, как принимают и верят дети своим отцам и матерям.

Посещая вниманием свою паству, имеем долг, имеем обязанность, имеем ответственность не умолчать пред вашим вниманием о том, что сейчас преподносится вашему боголюбивому вниманию и слуху о нашей вере, о нашей любви, о нашем христианстве, о нашем сыновстве к Господу Богу, о нашем сыновстве к Царице Небесной и о нашей любви к Церкви Христовой, которую Господь на земле построил, как на добрых камнях, на своих святых Апостолах и скрепил эти камни своею Божественной кровию на страшной Голгофе, на страшном римском кресте. Это мы исповедуем, это мы принимаем, это мы лобзаем и очень должны быть рады тому, что родились в Православной Церкви, крестились в православной купели пакибытия, что исповедали устами своих восприемников, и что приняли от своих верующих родителей. Все это говорит о том, что мы сохранили все это, как драгоценную жемчужину, в сердце своем.

С таким напоминанием посещают пастыри и архипастыри свою паству и проповедуют в храмах своему духовному стаду. Они всегда должны неленостно, неуклонно и с большою ответственностью перед Господом Богом не из-за страха, а только по любви и вере вам сии слова проповедовать и ваше внимание освещать словами теми, которые мы вашему вниманию преподносили с божественных строк священного Евангелия, и этим биением воздуха, доходящего через ваш слух до вашего сердца, вас обновлять, вас утешать, вас укреплять в надежде общей на все то, что обещал Господь Иисус Христос всем любящим Его.

Снисхождение Сына Божия безмерно по отношению к роду человеческому, и снисхождение Христа Спасителя выше снисхождения ваших земных родителей. Вот такой замечательный, трогательный и высокий пример: Христос Спаситель, воплотившийся Бог во плоти Адама, т.е. во плоти человеческой, под видом как бы обыкновенного благочестивого человека повышенного уровня, проповедовал на лукавой земле истину неба. И Христос Спаситель, как Бог, знал человеческую душу, знал человеческое сердце, человеческий характер, человеческие увертки, знал человеческие злобу, хитрость и лукавство. Знал, что Его будут поносить, что будут в Него камнями метать и даже будут желать столкнуть с высокой горы, как это было в одном городе. Но Он Божественной благодатью «прошед идяше», как говорит святой Апостол на прекраснейшем, малопонятном, но очень приемлемом нашим сердцем и сознанием славянском языке. (Один богослов сказал, что это прекрасный славянский язык, на котором человек беседует с Богом.)

Мы, посещая приходы, посещая города, приносим вашему вниманию все то, что нам поручено в нашем благодатном послушании вам говорить, вам проповедовать и вам, очень в деликатных формах напомнить ваши христианские обязанности, чтобы мы не были осуждены, как рабы неключимые, и чтобы на страшном суде вы бы не сказали, что мы все время молчали. Так святые все четыре Евангелиста, пошедшие в мир проповедовать Евангелие, поставляя архиереев и священников, им заповедали проповедовать все то, чему учил Христос.

Но я возвращусь к той мысли, которую и начал. Итак, Христос Спаситель, будучи по плоти совершенным человеком, которого оскорбляли, и совершенным Богом, в которого многие не веровали даже близкие (даже Иосифа Обручника сыновья не очень-то верили некоторое время), Христос Спаситель пред своими страданиями даровал человечеству две такие необыкновенные возможности: спастись и получить то обетованное царство, которое уготовано было до сотворения мира сего для каждой той души, которая на нашей планете родится. Всемогущий Бог знал, что творил и знает, что творит, и т.к. люди Иисуса Христа в лице Сына Человеческого всегда поносили и оскорбляли, и не признавали, и бесноватым называли, то Он, Божественный Отец наш, Благодетель наш, однажды сказал так: «Будет прощено человеку, который хулил Меня в лице Сына Человеческого». Кто в Иисусе Христе не видел Сына Божия, кто соблазнял-ся о Нем, кто поносил Его, если будет каяться – будет ему прощено. Какая радость, какое обетование! Но дальше Христос Спаситель говорит: «А кто похулит Духа Святаго, действие Духа Святого – тому не простится никогда».

И спросили однажды Апостолов люди благочестивые, что это значит: в лицо Иисуса Христа ругали и поносили, и камнями в Него метали, и это простится при покаянии. А Духа Святаго неведомого (Дух бестелесный), если кто не признал, тому никогда не простится. И ответили Апостолы так, что в лице Сына Божия могли люди соблазняться, ибо Он принял плоть Адама согрешившего, чтобы Адама спасти и всех людей, адамовичей, спасти. Но хула на Святого Духа есть хула на таинства благодатные: таинство Священства, таинство Соборования, таинство Причащения. Если в этой области человек будет поносить, будет хулить, то Бог, по земным нашим порядкам, не обещает прощения грехов. А дальше идет двоеточие в том месте Евангелия, где говорится, что «Малых сих не соблазняйте», т.е. понимающих образ спасения, запросто живущих. Если малая вера зародилась в их сердце, как зернышко малое горчичное, то дай Бог, чтобы и это сохранилось! Оно должно возрасти со временем в большое дерево. А если сих малых кто соблазняет, с пути благодатного отклоняет, такие люди называются соблазнителями. Иисус Христос – источник любви, источник прощения, источник радости, Ходатай Небесного Царствия, давший Апостолам ключи от этого Царствия Небесного, через двери которого, по планам Божественной Троицы, мы все должны пройти в рай. И здесь же Он говорит, что всех соблазнителей, растленных грехом, в рай не приимут, и лучше бы их камнем мельничным в пучине водной потопить. Но, скажите вы, любовь Божественная такая сильная, что значит для нее соблазн? И Святитель Иоанн Златоуст говорит так: если человек сам по себе согрешил, он может покаяться, поплакать и Господь простит. Если человек так согрешил и начинается у него в душе пожар, а после пожара начинается ад, тогда человек в Храм Божий идет на интимную беседу к священнику и, побеседовав, на исповеди получает утешение, получает епитимию, если нужно это наказание отеческое, и грехов прощение, и благодатное обновление.

А тот, который другого соблазнил, трудно ему покаяться, и соблазнивший никогда не кается в своих соблазнах. Поэтому вот у Господа Иисуса Христа и приговор страшный – лучше бы ему удалиться на пребывание до страшного Суда в пучины морские с камнем. Как страшно! Поэтому и вывод такой делает святой Иоанн Златоуст: будем стараться в своем житейском земном общежитии быть человеколюбивыми, быть снисходительными, быть терпеливыми, быть доброжелательными. И эти чувства, которые дорого достаются человеку, есть подвиг христианства! Иметь их – есть долг любви Христовой, иметь их – подвиг крещеных людей, наследников вечного Царства Небесного.

С такими мыслями, с такими чувствами, с такими настроениями все Святители всего мира и наше недостоинство, все священнослужители, Богом поставленные, всегда напоминают своей пастве о мире с Богом, о примирении с Богом, о мире с людьми, о мире с Церковью и о мире со своими чувствами. Ибо в человеке всегда два чувства живут: чувство разума и чувство сердца. Чувство сердца – сожигает, чувство разума – морозит. Если предаться чувству разума, то разум заморозит чувство сердца. А если предаться чувству сердца, горению его беспредельности, то оно растопит необходимый градус разума и сожжет весь разум, и сожжет всего человека. А поэтому к чувству сердца, которое всегда мы просим у Бога: «Сердце чисто созижди во мне Боже и дух прав обнови во утробе моей», – требуется еще и добавление разума духовного. Как и спросил Господь у Соломона: «Ты что хочешь?» Он сказал: «Разума желаю, Господи». Будет разум здравый, будет и сердце в порядке. Будет сердце в порядке, будет разум здравый – значит будет мудрость. А где мудрость – там не должно быть ошибок.

Я третий раз повторяю вашему боголюбивому вниманию, что с этими чувствами, с этой мыслью, с этим Апостольским посланием добра, мира, истинной человечности, преданности, мы в этот город прибыли и преподносим все это вашему вниманию, как лучшее словесное напоминание предстоятелей алтаря Божиего, с пожеланием вам всем, в этом богохранимом храме присутствующим, мира с Богом, мира с людьми, здравия, домашнего благополучия, церковного мира, радости духовной. И тогда, поживши здесь свой отрезок жизни, мы смело, как дети, Отцу Небесному посмотрим в глаза. И мы все, служители и проповедники, поставленные на эту опасную и ответственную возвышенность, должны вам говорить и проповедовать, чтобы потом Христу-Спасителю сказать: «Да! Мы все дни – говорили, проповедовали; а так как они приняли, то Ты ведь Сердцеведец, Господи, ниспослал им открытое сердце, о котором и они, и Церковь молились: о даровании нам чистого сердца и обновления благодатного во всем нашем организме, и разума в нашем интеллекте».

Так устроена наша религия, так проповедали святые Апостолы, так и нам поручили – предстоятелям у Престола Божия и служителям Его таинств. Так мы с любовью, с верою, с искренностью желаем вам всего того, чему учил нас Христос Спаситель, что Он заповедал проповедовать Апостолам и что мы сейчас от части малой, малой крупицой преподносим вашему вниманию. Аминь.

 

Лента новостей