Глава Казахстанского Митрополичьего округа ознакомился с новосозданными росписями и иконостасом Крестовоздвиженского храма Алма-Аты
Глава Православной Церкви Казахстана посетил строящийся Богородице-Рождественский кафедральный собор Талдыкоргана и провел рабочее совещание
В праздник Богоявления архиепископ Елевферий совершил Литургию и чин великого освящения воды в Никольском кафедральном соборе Чимкента
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр встретился с послом России в Казахстане А.Н. Бородавкиным
Ираклий (Матях) (1863 - 1937) – схимонах, преподобноисповедник

Память 10 июня (28 мая по ст. ст.), в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и новомучеников и исповедников Казахстанских и Алма-Атинских.

В миру Матях Сергей, родился в 1863 году в Черниговской губернии в семье казака.

Как сам старец впоследствии рассказывал, в монастырь его отдали еще совсем ребенком, и родителей своих он не помнил. Когда пришло время, послушник принял иноческий постриг с именем Иосиф.

Поступил в Свято-Троицкую обитель на северном берегу озера Иссык-Куль.

25 марта 1905 года был пострижен в мантию с именем Ириней.

Исполнял послушание звонаря и помощника эконома.

В 1914 году вышел из монастыря и некоторое время нёс послушание в городе Верном (ныне Алма-Ата, Казахстан) на архиерейской даче, после чего вернулся в монастырь.

Во время киргизского восстания в 1916 году участники бунта напали на Иссык-Кульский Троицкий монастырь. Часть братии, заранее уплыли на лодках на близлежащий остров, некоторые же, включая Иринея, осталась в обители.

11 августа бунтовщики ограбили монастырь и зверски убили всех насельников, каких нашли. В живых остался лишь Ириней, благодаря тому, что спрятался под тёсом колокольни. Спустя некоторое время принял великую схиму с именем Ираклий. Впоследствии всю свою жизнь он горячо молился за своих собратьев-мучеников, и каялся в том, что не пошёл с ними на эту Голгофу.

После разгрома Иссык-Кульской обители оказался в Аксайском ущелье в скиту в урочище Кызыл-Жар, неподалеку от Верного. Там вместе со своими сподвижниками иеромонахами Серафимом, Феогностом, Пахомием и Анатолием нёс он свой молитвенный труд.

В начале августа 1921 года все пятеро насельников Аксайского скита пошли в город в Никольский храм на праздник великомученика Пантелеимона Целителя. После праздника Ираклий и Пахомий остались, а трое вернулись в горный скит, где ночью отцы Серафим и Феогност были убиты, а Анатолию удалось бежать. После этого события, оставшиеся в живых три подвижника уже не вернулись в горы.

Схимонах Ираклий перебрался в станицу Талгар, где стал жить в семье церковного старосты Дмитриева.

Часто надолго уходил в горы молиться. Около 1928 года ушёл на побережье Иссык-Куля, построив там в горах келию, в которой прожил некоторое время в полном уединении. Семью же Дмитриевых почти сразу после ухода преподобного арестовали и отправили в ссылку на Аральское море.

В начале зимы 1928 года житель села Сазоновка (ныне Ананьево, Кыргыхстан) Мирон Николаевич Дубинин ехал в горах верхом на лошади. Услышав стон, он поехал на звуки и обнаружил келию, а в ней старца Ираклия в обветшавшей разорванной монашеской одежде. Стонал старец оттого, что у него сильно болела рука. Мирон, видя его в таком бедственном положении, с трудом уговорил поехать в село. После выздоровления преподобный сказал, что жить в доме у них он не может. Тогда Мирон помог старцу устроить келию в саду, в сарае, служившем кухней.

Живя у Дубининых, продолжил свои аскетические подвиги. Ежедневно читал полунощницу, утреню, часы, обедницу, вечерню и повечерие. Спал мало и урывками, в постель не ложился, но почти всё время проводил в молитве стоя. Изнемогая, сидя на лавке, засыпал ненадолго, и затем снова вставал на молитву.

Молва о том, что в Сазоновке живёт старец-схимник, быстро разнеслась по округе. К старцу стали приходить люди, просить совета и молитв. Всё, что приносили ему, он отдавал супруге Мирона. Из келии выходил редко. Ходил в местный храм и в храм соседнего села Семёновки. Противостоял обновленчеству.

В 1929 году в Сазоновке началась кампания по раскулачиванию и большевики стали доискиваться о том, кто такой старец Ираклий. Мирон Дубинин вначале назвал его своим дядей. Когда власти выяснили, что это не так, Мирон Николаевич проводил старца к своему двоюродному брату Андрею Дубинину, а сам вскоре был арестован и посажен в тюрьму, откуда уже не вернулся.

Старца забрала к себе семья Бочарниковых. Эта семья жили очень бедно, в ветхой однокомнатной избе с печью, на которой они и спали.

Вскоре волна раскулачивания коснулась и этой бедной семьи - за то, что они тоже не пожелали вступать в колхоз. Главу семейства связали, увели, но к вечеру отпустили. Из дома же забрали все, что можно было унести, оставив лишь голые доски.

Когда преподобный увидел, что Бочарниковым и спать не на чем, он принес из келии своей две дерюжки, укрыл детей и сказал: "Ну вот, ребятушки, ложитесь, спите, а мы посидим. А завтра - что Бог пошлёт, помогут люди". И до утра он просидел с ними, укрепляя их молитвами и рассказами из житий святых, об их терпении, незлобии и кротости. И правда, наутро пришли родственники Бочарниковых и другие односельчане и принесли им всего понемногу.

Старцу Ираклию Господом было открыто, что он умрет на Вознесение Господне. И к этому сроку он просил сшить ему схимническое облачение, сам расшил его крестами, и объяснил, как его хоронить.

В июне 1937 года тяжело заболел. До последней минуты старец был в сознании, в момент смерти окликнул Сергия Феодотовича, сложил руки крестообразно на груди, сделал последний вздох и закрыл глаза. Случилось это в день Вознесения Господня 10 июня 1937 года.

11 августа 1993 года схимонах Ираклий был прославлен в лике местночтимых святых Алма-Атинской епархии, а в августе 2000 года Юбилейный Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви внёс его имя в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

13 сентября 2004 года мощи преподобного Ираклия были обретены на православном кладбище села Ананьево. При обретении мощей преподобного Ираклия был найден деревянный крест размером 30х16 см и хорошо сохранившиеся остатки черной ткани с изображением схимнического креста. На следующий день святые мощи перенесли в бишкекский Воскресенский кафедральный собор. Поначалу святыню положили в алтарной части и выносили для всеобщего поклонения в храм два раза в год: 10 июня (в день преставления преподобного) и 13 сентября (в день обретения мощей).

27-28 октября 2008 года мощи были изнесены из алтаря и положены для постоянного пребывания в специально устроенную для этой цели раку с сенью, расположенную в южной части храма.

 

Лента новостей