В Алма-Ате состоялось открытие фотовыставки, посвященной 40-летию служения в священном сане митрополита Астанайского и Казахстанского Александра
День памяти равноапостольного великого князя Владимира – Крестителя Руси
Казахстан обрел новые святыни – частицу мощей великомученика Георгия Победоносца и список с чудотворного образа святого
Епископ Каскеленский Геннадий принял участие в заседании Совета по связям с религиозными объединениями
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр: «Молитвами сонма новомучеников и исповедников Церкви нашей Господь приклонил милость Свою к людям, живущим на Вятской земле». К двадцатипятилетию возрождения Великорецкого крестного хода

С 3 по 8 июня в Вятской митрополии проходит Великорецкий крестный ход с почитаемой иконой святителя Николая Чудотворца — один из крупнейших крестных ходов России. В этом году торжества на реке Великой по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возглавит митрополит Астанайский и Казахстанский Александр.


Крестный ход является древней и значимой частью жизни Церкви Христовой. Невозможно представить себе пасхального богослужения, престольного дня или празднования в честь чудотворных святынь без величественного шествия священнослужителей и верующих с иконами и хоругвями, под колокольный звон и пение молитв. Еще в ветхозаветные времена видим мы прообразы наших священных процессий: в исходе богоизбранного народа из Египта в Землю Обетованную, в перенесении Ковчега Завета в Иерусалим, в обхождении храмового жертвенника с ветвями пальм и верб в праздник Кущей, в восхождении паломников в дни, установленные Законом Моисеевым, в Святой Град.

В богослужебную жизнь Церкви крестные ходы прочно вошли в конце IV начале V века, и большая заслуга в этом принадлежит святителю Иоанну Златоусту.   В то время еретики-ариане, отрицавшие Единосущие Лиц Пресвятой Троицы, для привлечения народа устраивали на улице шествия с исполнением песнопений. В противовес им святитель Иоанн Златоуст стал устраивать процессии, но более величественные и содержательные. Церковный историк Сократ Схоластик свидетельствует: «исповедники Единосущия ночные свои песнопения совершали гораздо торжественнее, ибо Иоанн придумал сопровождать их ношением серебряных крестов при свете восковых свечей».

Благодаря трудам отцов и учителей Церкви крестный ход становится не только особым видом молитвы, но и торжественным многолюдным свидетельством перед язычниками и еретиками главных истин Православия, формой провозглашения и защиты истинной веры.

Можно проследить, как со временем крестным ходам стали придавать все более глубокий смысл. У святителя Симеона архиепископа Солунского ( XIV век), читаем: «подъемлем из храмов священные иконы, износим честные кресты и священнейшие мощи святых для того, чтобы освятить и людей и всё, что потребно им для жизни, - то есть дома, пути, воды, воздух и саму землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Всё это для того, чтобы обитаемый град и вся страна сделались причастными Божественной благодати, отвергнув от себя всё губительное и тлетворное».

В правилах о крестных ходах святитель Филарет, митрополит Московский так разъясняет их значение: «Святыня земная знаменует и призывает святыню небесную; присутствие креста Господня и святых икон и кропление освященною водою очищает воздух и землю от наших греховных нечистот, удаляет темные силы и приближает светлые». Через пение священных гимнов, каждение фимиама, окропление святой водой, осенение крестами и святынями происходит освящение и благословение всех стихий природы, возвращение миру первозданной чистоты.

 В определении Архиерейского Собора Русской Церкви (2008 год) сказано, что крестные ходы есть «видимое выражение веры и благочестия народа Божия».
Крестный ход – это еще и сугубая покаянная молитва. Упомянутый выше святитель Симеон пишет, что священные шествия за пределами храмов и монастырей бывают «в воспоминание нашего отпадения, что мы, отпавшие, находясь как бы вне Эдема, должны смиряться и помышлять, что не достойны святых мест - рая и неба, и подражать мытарю, по глубокому смирению своей греховности стоявшему вдали, и Адаму, изгнанному из рая».

Для каждого верующего сердца крестный ход – это переживание непосредственного присутствия Бога, время теснейшего молитвенного общения с Пречистой Богородицей, ангельскими силами и святыми угодниками, образ единения Церкви Небесной, торжествующей и Церкви земной, воинствующей «против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12).

Вместе с православной верой на Русь из Византии пришли величественные литургические чины, и, конечно же, крестные ходы, которые стали одной из самых любимых богослужебных традиций нашего народа. Сама история Русской Православной Церкви началась крестным ходом на Днепр, где состоялось крещение киевлян. В летописных источниках, начиная от времен киевских князей и до периода правления московских царей, приведены сведения о многочисленных крестных ходах, связанных с обретением святых мощей, принесением на Русь чудотворных икон, яркими событиями гражданской истории или народными бедствиями. Традиция совершения всецерковных крестных ходов пережила свой расцвет в начале ХХ столетия. В 1903 году состоялся многотысячный крестный ход с участием Государя императора Николая II и членов императорской фамилии по случаю обретения честных мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца. В дореволюционной России насчитывалось более пятисот ежегодных, регулярно совершаемых крестных ходов, некоторые из которых были длительными и даже многомесячными, включавшими в себя обхождение окрестных сел и городов. Самые знаменитые из них – в Тихвинском Богородицком монастыре с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери, в городе Костроме и Костромской губернии с чудотворной Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы, монастырский ход Ниловой Столбенской пустыни, в Киеве - к месту крещения князем Владимиром своих сыновей, крестные ходы с Иверской иконой Божией Матери из Иверского Валдайского монастыря по городам и селам Тверской и Нижегородской губерний, крестный ход от Первопрестольной Москвы в Троице-Сергиеву Лавру к мощам преподобного Сергия Радонежского, игумена Земли Русской.

Среди известных крестных ходов, которые славились своей многолюдностью и пользовались народным почитанием и любовью по всей Русской Церкви, особым образом выделяется Великорецкий крестный ход – один из самых древних в нашем Отечестве.

Церковное предание бережно хранит память о явлении чудотворного образа святителя Николая, архиепископа Мирликийского, в Вятском крае на берегу реки Великой в 1383 году. Спустя два десятилетия жители Хлынова - столицы Вятского края – просили отпустить икону святителя Христова, прославившуюся многочисленными чудесами, в город, обещав при этом ежегодно приносить святыню на место явления. Так, более 600 лет назад была заложена традиция совершения Великорецкого крестного хода.

В 1555 году Великорецкий образ совершил свое первое путешествие в Москву, где его встречали царь Иван Васильевич Грозный и Митрополит Московский и всея Руси Макарий. Икона святителя Николая вновь посещает белокаменную столицу в 1614-1615 годах по просьбе царя Михаила Феодоровича Романова. Так, явленная в далеком Вятском крае святыня, получила большую известность и стала почитаться во всей России.

Первый Вятский архипастырь - епископ Александр, прибывший на новоучрежденную кафедру в 1668 году, издал указ о праздновании явления Великорецкой иконы 24 мая (по ст. стилю). С тех пор ежегодно тысячи паломников собирались на берегу реки Великой вознести молитвы угоднику Божию святителю Николаю. Они приплывали туда по рекам Вятке и Великой на плотах и специальных стругах, так как крестный ход вначале совершался водным путем.
Поскольку путь по воде был не для всех удобен и доступен, Преосвященный Лаврентий, епископ Вятский, в 1778 году благословил совершать его по суше. Благодаря этому количество участников значительно увеличилось. С конца XVIII по начало ХХ века из Вятки паломники шли пешком через старинные села: Филейское, Макарье, Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово, Медяны. В каждом населенном пункте совершались молебные пения с участием всех жителей села и окрестных деревень. По воспоминаниям старожилов паломников встречали с радостью и почтением, как подвижников, исполняющих значимое молитвенное делание.

После октябрьского переворота 1917 года началась страшная эпоха гонений советской власти на Святое Православие. По мысли священномученика Иринея Лионского «диавол – обезьяна Бога». Вместо христианства, с его спасительными богослужениями, безбожники создали и стали насаждать в стране свою псевдорелигию, с пародией на таинства и обряды. Чтобы подменить в сознании русского народа идею крестного хода, большевики организовывали праздничные демонстрации, в которых кумачевые флаги заменяли хоругви, портреты вождей коммунизма - иконы, а скандирование лозунгов и крики «ура!» - соборную молитву.

В Вятке в первые годы советской власти, несмотря на гонения, тысячи богомольцев продолжали совершать паломничество на Великую реку. Но в 30-х годах лишь отважные исповедники веры осмеливались совершать индивидуальные паломничества. В 1959 году в разгар хрущевских гонений было опубликовано официальное запрещение паломничества на реку Великую, по маршруту установлены милицейские кордоны, в задачи которых входило разыскивать паломников и вывозить на машинах как можно дальше от святого места.

Господь говорит: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои… Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:8,9). Молитвами сонма новомучеников и исповедников Церкви нашей Господь преклонил милость Свою к людям, живущим на Вятской земле.
С середины 80-х годов ХХ столетия ледяные оковы насильственного атеизма стали постепенно ослабевать, верующих перестали открыто преследовать и гнать, к их законным требованиям начали постепенно прислушиваться. Огромный интерес к церковной жизни пробудился в обществе в год празднования 1000-летия Крещения Руси.

В это время в Кировской епархии, как тогда именовалась Вятская митрополия,  совершал свое церковное делание приснопамятный архиепископ Хрисанф (в последствии – первый митрополит Вятского края). Архипастырь старался всеми доступными средствами смягчать удары представителей власти по Православию. Это касалось уполномоченных, руководителей районного звена и высшего руководства Кировской области. Владыка хотел, чтобы любая возможность была использована для блага и для пользы Церкви.

У нас, молодых священнослужителей Кировской епархии, вдохновляемых примером архиепископа Хрисанфа и укрепляемых его благословениями и молитвами, появилось желание и решимость вернуть нашему краю насильственно отторгнутую традицию паломничества на реку Великую, к месту явления  дорогой сердцу каждого православного вятича святыне.

В 1989 году владыка Хрисанф обратился к властям с просьбой о разрешении крестного хода и проведения богослужения на реке Великой. В результате непростых и очень напряженных переговоров крестный ход разрешили, но только в усеченном виде.

Священнослужители и верующие совершили его от села Чудиново до села Великорецкого – места явления чудотворного образа святителя Николая. Когда-то жители близлежащих сел и паломники из Вятки именно через это село стекались в Великорецкое, поэтому церковным руководством и был определен такой маршрут. В храме села Чудиново в дореволюционное время находился древний почитаемый образ - Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, к которой также стекалось большое количество верующих.

Перед тем как продолжить рассказать о самом крестном ходе, хотелось бы упомянуть еще об одном немаловажном событии. За несколько дней до начала Великорецких праздников архиепископ Хрисанф, вместе со мной – исполнявшим тогда послушание секретаря Кировского епархиального управления, были приглашены в Областной исполнительный комитет. Председатель Кировского областного совета народных депутатов Десятников Василий Алексеевич подчеркнуто вежливо, с улыбкой на лице встретил нас, предложил чай, а затем, в течение двух часов всячески разубеждал, просил и уговаривал ни в коем случае не возрождать традиции совершения Великорецкого крестного хода. Он говорил, что провести все это лучше через какое-то время и, что Кировская епархия не должна первой в стране выходить на крестный ход, поскольку еще ни в одном городе Советского Союза таких церковных мероприятий не было. Владыка Хрисанф проявил твердость, сказав, что им принято окончательное решение, которое изменять он не намерен, так как несколько тысяч человек просят о  возрождении Великорецкого паломничества и вновь принятый закон разрешает проводить под открытым небом митинги и другие общественные мероприятия, в том числе и крестные ходы. Власти Кировской области капитулировали перед настойчивостью архиепископа Хрисанфа и решительным желанием духовенства и сонма верующих. Обращение о разрешении крестного хода подписали несколько тысяч человек. Сбывались слова Спасителя: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф.7:7-8).

Архипастырь преподал мне благословение на руководство всеми мероприятиями, связанными с подготовкой и проведением богослужений возрождающегося Великорецкого торжества.

Незамедлительно была организована рабочая группа, в задачу которой входило благоустройство пути от Чудинова до Великорецкого. По старой сельской дороге, ведущей через леса и поля, были сооружены мостки через речки и ручьи, расчищены упавшие деревья, закопаны ямы, для удобства переправы отремонтирован паром через реку Великую. Этими непростыми работами руководил заведующий хозяйством Серафимовского кафедрального собора Георгий Михайлович Кацемонов. Предварительно мы прошли с ним по утвержденному маршруту возрождаемого крестного хода от Чудиново до Великой реки. Расстояние это составляет почти 10 километров. С особым усердием по подготовке священного события подвизались: протоиерей Василий Галич – ключарь Серафимовского кафедрального собора; инокиня Любовь (Клабукова); сотрудник Серафимовского храма Константин Коснырев – бригадир рабочей группы; Калиса Васильевна Овчинникова – главный бухгалтер Кировского епархиального управления; Виктор Сергеевич Щелчков – староста Серафимовского собора; супруги Прокопий Иванович и Нина Прокопьевна Клепиковы; Лидия Ананьевна Тартышева – казначей Серафимовского храма; Логвинов Андрей Николаевич – ныне протоиерей, служащий в Иоанно-Богословской церкви города Костромы; Вера Яковлевна Ложкина, на сегодняшний день настоятельница Успенской Тетеринской женской пустыни в Костромской епархии. За фотофиксацию ответственным был назначен фотограф Олег Арбузов.
Олег Николаевич Овчинников, в настоящее время секретарь Казахстанского Митрополичьего Округа, Заслуженный деятель искусств России, подготовил хор из Троицкой церкви в Макарье, который своим проникновенным и молитвенным пением украсил Литургию на реке Великой.

Наконец настал долгожданный момент. Нескончаемым потоком двигались автобусы с паломниками из Серафимовского кафедрального собора города Кирова в Чудиново. Участниками вновь возрожденного празднования стали более пяти тысяч человек.

Главной святыней возрожденного Великорецкого крестного хода стал точный список, «мера в меру», с явленного чудотворного образа святителя Николая, архиепископа Мирликийского, созданный в XVII веке. Этот список с Великорецкой иконы издревле почитается верующими как цельбоносный и чудотворный. В годы советской власти он пребывал в единственном храме города Кирова – Свято-Серафимовском кафедральном соборе. Сама же явленная икона Мирликийского святителя бесследно исчезла в 20-х годах прошлого столетия из Троицкого кафедрального собора Вятки, где находилась для молитвенного поклонения в левом приделе. Троицкий собор, от которого некогда начинался Великорецкий крестный ход, был уничтожен в 1935 году.

В древние времена в Великорецком крестном ходе вместе с явленным образом святителя Николая несли несколько чтимых святынь – Тихвинский образ Пресвятой Богородицы, икону Архистратига Божия Михаила и иконы вятских чудотворцев преподобного Трифона и блаженного Прокопия. Мы восстановили эту традицию и в возрожденном крестном ходе так же пронесли Тихвинскую икону Царицы Небесной, образ Архистратига Михаила и иконы вятских святых.
Накануне крестного хода в Троицком храме села Чудинова сонмом духовенства, при огромном стечении народа была совершена Божественная Литургия. Возглавлять праздничную службу владыка Хрисанф благословил мне. Среди сослужащего духовенства были - протоиерей Геннадий Сухарев, протоиерей Алексий Сухих из города Вятские Поляны, протоиерей Василий Галич, священник Николай Торопов из города Халтурина (ныне – город Орлов), священники Даниил Брынчак и Александр Обухов, совершающие на сегодняшний день свое служение в Костромской епархии; протодиакон Михаил Спельник – ныне Заслуженный артист России, руководитель отдела культуры Казахстанского Митрополичьего Округа; протодиакона Георгий Бахаревский и Петр Бутюгов, диакон Владимир Марков, и многие другие священнослужители Кировской епархии.

После завершения Литургии, воздвигнув киот с чтимым списком Великорецкой иконы святителя Николая, подняв запрестольные кресты и хоругви, взяв на руки иконы, паломники с молитвой на устах тронулись в направлении села Великорецкого. Но даже здесь противники крестного хода не оставляли попыток сорвать священное торжество. Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Кировской области Шалагинов Аркадий Алексеевич и его заместитель Шабалин Валерий Георгиевич пытались уговорить священнослужителей и верующих не идти крестным ходом, а ограничиться лишь молитвой в селе Чудиново. Их слова не были восприняты, и, поскольку ранее на проведение крестного хода было получено официальное разрешение Кировского Облисполкома, он состоялся.

Как только огромный, растянувшийся на большое расстояние крестный ход, преодолев поля и лесные дороги, приблизился к месту явления чудотворной иконы, прошел быстрый теплый дождь, освеживший паломников после их труда. Над селом Великорецким в это мгновение, как знамение Божией милости, воссияла радуга. У каждого путника сердце трепетало, чувствовался какой-то особый духовный подъем, энтузиазм. Певчих из Троицкой церкви в Макарье  своими голосами с воодушевлением поддерживали любители церковного пения -протодиакон Георгий Бахаревский и его сын Александр (ныне – священник в Царево-Константиновском храме города Вятки), знаток церковного устава - монахиня Дарья (Балезина) (сегодня – схимонахиня в Иверско-Серафимовском монастыре Алма-Аты), монахиня Серафима (Гордеева); Фуфачева Антонина Георгиевна (внучатая племянница прославленного в лике святых иеросхимонаха Стефана (Куртеева)), Александра Козулина и Лидия Афанасьевна Голышева.
Внутренние ощущения были такими, словно мы празднуем Светлое Христово Воскресение. Это настроение раскрывалось в пении пасхальных ирмосов, торпарей и стихир; над лесами и лугами громогласно раздавался гимн победы жизни над смертью, тысячи людей «едиными устами и единым сердцем» возглашали «Христос воскресе! – Воистину воскресе!». Забывались житейские скорби и невзгоды, отступали физические немощи и недуги, наши души наполнялись Небесным утешением. Многотысячный сонм паломников стал одной большой христианской семьей. Об этом в последующие годы неоднократно вспоминали люди, ставшие участниками торжественного шествия.

Вспоминается и такой случай. Над крестным ходом в небе пролетал дежурный вертолет. Пилоты заметили, что на них обращают внимание, и на приветствия участников шествия на земле они ответили приветствием в воздухе, покачав корпусом машины.

Радушный прием церковному ходу оказали жители села Великорецкого – приютили путников, угостили ужином, напоили чаем, разместили на ночлег.
Практически всю ночь, накануне празднования явления чудотворной иконы святителя Николая, мы провели в молитвах и духовных беседах; люди исповедовались, читали правило ко святому Причащению, пели акафисты.

Созданный в XVIII-XIX веках величественный храмовый комплекс села Великорецкого – «Великорецкий град», в состав которого входят Преображенская и Никольская церкви и Ильинская колокольня, находился в плачевном состоянии, на куполах не было крестов, вместо окон – зияющие дыры, в помещениях и на территории – груды мусора. Верующим не позволили привести храмы в порядок, а поэтому главный молебен с акафистом был совершен перед вратами «Великорецкого града».

Ранним утром, в предрассветной прохладе, по покрытой росой дороге паломники прошли из села Великорецкого к месту явления чудотворного лика Мирликийского святителя. Здесь, под открытым небом, все было уготовано для совершения Божественной Литургии, приведена в порядок поляна, расчищен святой источник, который когда-то пытались уничтожить, из города Вятки были привезены престол, жертвенник, подсвечники и вся необходимая утварь. Чтимый образ святителя Николая был установлен на особом постаменте, на возвышенном месте и украшен гирляндами из живых цветов.

Перед началом службы на берегу реки Великой наступила необычайная тишина, трепет объял сердца верующих. Среди всеобщего молчания раздался мелодичный, благозвучный колокольный звон. Из города Кирова была привезена переносная звонница и установлена на месте совершения богослужения. Звонарь Александр Максимов создал своим мастерством особую торжественную атмосферу.

Началась Литургия. Мне сослужило порядка 30 священников, прибывших из самых разных мест Вятской земли. Берега реки Великой радостно оглашались умилительным пением хора из Троицкой церкви в Макарье, под управлением  Олега Овчинникова. Люди стояли на коленях, склонив свои головы, у многих на глазах блестели слезы, все с великим благоговением внимали этой первой после многих лет запрета Божественной Литургии. Молитва наполнила наши сердца особым трепетом, очень глубоким, духовно мощным чувством. Вместе с богомольцами ликовала и природа, освящаемая благодатным светом Евхаристии. Ощущение пасхальной радости продолжало изливаться в ликующих возгласах «Христос воскресе!». Присутствующие на этой службе говорили, что ощущения были такие, как будто «ангелы с неба спустились и вместе с паломниками участвовали в торжестве».

Среди молящихся были и те, кто помнили ежегодный многотысячный Великорецкий крестный ход до запретов на его проведение Советской властью, немало было и тех, кто в годы атеистического режима тайно ходил на Великую реку, претерпевая скорби и гонения, поношения и издевательства. В их числе -Елизавета Алексеевна Юрасова, Вера Александровна Кушова, Таисия Дмитриевна Пленкина, Зинаида и Николай Рогозины, Надежда Алексеевна Новоселова, Александра Павловна Пленкина, Клавдия Мельникова, Екатерина Носкова, Вера Александровна Рогозина из города Слободского, Борис Сюткин из села Волкова, Мария Николаевна из города Кирова, моя мама – Анастасия Михайловна Навагина и многие-многие другие. Некоторые из них живы, но большинство уже преставилось ко Господу. Вечная и благодарная память им и всем подвижникам веры и благочестия, кто сохранил в своих сердцах любовь и преданность Церкви Христовой и передал родную православную веру следующим поколениям.
Меня самого Господь неоднократно сподоблял в годы административных преследований пройти с молитвой святителю Николаю по этому древнему благодатному пути.

Около трех тысяч человек приступило в тот день к Таинству Святого Причащения.
Даже руководители областной власти, среди которых была секретарь Облисполкома Смердова Галина Николаевна, присутствовали на богослужении.
Древний благочестивый обычай наших предков был возрожден. На следующий год крестный ход повторился, собрав еще большее количество паломников. С 1992 года он совершается своим историческим путем от главного собора города Вятки, и теперь ежегодно 6 июня на месте явления чудотворного образа святителя Николая собираются тысячи паломников со всей России и стран ближнего и дальнего Зарубежья. Великорецкие торжества стали одним из ярких событий в духовной жизни нашей Церкви. В 2000 году Великорецкий крестный ход получил статус всероссийского.

По милости Божией, по молитвам новомучеников ХХ века пришло время, когда народ смог свободно проявить свою религиозную веру, возродить Великорецкий крестный ход и достойно прославить дивного во святых святителя и чудотворца Николая, «источника чудес и верных заступника великаго».

Статьи митрополита Александра