В храме в честь Владимирской иконы Божией Матери пройдет праздничное мероприятие для детей
Митрополит Александр возглавил вечерню с выносом святой Плащаницы и утреню с чином погребения Спасителя в Вознесенском соборе Южной столицы
Преставился ко Господу один из старейших прихожан Вознесенского собора Алма-Аты – ветеран Великой Отечественной войны Сергей Васильевич Перемитин
Определены победители Пасхальной интернет-карусели
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр: «Многонациональный и многоконфессиональный казахстанский народ – это одна большая семья». К 30-летию Независимости Республики Казахстан

«Пусть будет благословенен Казахстан – земля мира и согласия», – под этими прекрасными словами, запечатленными на деревянном панно, выставленном на смотровой площадке монумента «Байтерек», поставили свои подписи в сентябре 2003 года участники I Съезда лидеров мировых и традиционных религий.

Каждый, кто живет и трудится в Казахстане или хотя бы раз побывал здесь, может засвидетельствовать, что Великая степь – действительно, благословенная земля мира и добрососедства, согласия и братолюбия. Единство многонационального и многоконфессионального народа Казахстана стало фундаментом для созидания суверенной Республики и ее главным достоянием, сокровищем, завещанным поколениями предков.  

Текущий год ознаменован для Казахстана особой датой – 30-летием государственной Независимости. Наша страна уверенно переходит еще один важный исторический рубеж. Все дальше от нас великий день – 16 декабря 1991 года – когда Республика Казахстан впервые заявила мировому сообществу о своем суверенитете. Но с каждым годом с большей ясностью проявляется эпохальная значимость выбора, сделанного тогда народом – волеизъявления жить в свободной, независимой стране, в согласии и мире друг с другом.  

Независимость заключает в себе потенциал и возможности для развития. Даже рассматривая это понятие на примере человека, очевидно, что только если личность независима – она может развиваться, планировать свою деятельность, предпринимать те или иные усилия для достижения результатов, которые были ранее определены, нести ответственность перед Богом, самим собой, обществом и историей. Все это в полной мере относится и к независимости страны. Именно суверенитет предоставляет широкий спектр возможностей и открывает горизонты развития. «Годы равные векам, эпоха равная столетиям», – такими словами Первый Президент Казахстана – Елбасы Нурсултан Абишевич Назарбаев обозначил время, истекшее с момента провозглашения независимости Республики. Под мудрым руководством Лидера нации народ Казахстана прошел исторически значимый путь политического и социально-экономического развития; молодое государство значительно укрепило свои позиции на международной арене.  Немало ярких событий, определяющих судьбу страны, свершилось за прошедшие три десятилетия, в их числе – учреждение в марте 1995 года Ассамблеи народа Казахстана, всенародное принятие 30 августа 1995 года Конституции страны, провозглашение в 1998 году Астаны столицей Республики. Дальновидные, серьезно продуманные, взвешенные решения государственного руководства во главе с Нурсултаном Абишевичем, на долгие годы определили успешное развитие и последовательную модернизацию страны в сферах политики, экономики, в областях науки и культуры.

Наша страна является светским государством, но традиционные религии, и в первую очередь Ислам ханафитского мазхаба и Православное христианство, в жизни общества занимают особое положение, что отмечено в преамбуле конституционного Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» и, в ставших хрестоматийными, словах Н.А. Назарбаева, именующих мирный Ислам и Православие «двумя столпами» и «двумя духовными крыльями» Казахстана. Многие десятилетия Православная Церковь активно участвует в межрелигиозном диалоге, и важнейшим направлением в этой работе остается диалог с Исламом. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посещая с Первосвятительским визитом в 2012 году нашу страну, сказал: «В Казахстане Православная Церковь живет бок о бок и взаимодействует с большой Исламской общиной. Мудрая политика государственных властей направлена на то, чтобы две традиционные религии Казахстана, история которых уходит в далекое прошлое, не только могли достойно осуществлять свое служение, но и взаимодействовать на благо народа Казахстана. И дай Бог, чтобы эти добрые братские отношения никогда не пресеклись, чтобы никакие злые люди, злые силы не спровоцировали межнациональные и межрелигиозные конфликты — потому что обустраивать жизнь, делать ее лучше люди могут только тогда, когда они трудятся солидарно и когда между ними мир».

Существует незыблемый закон бытия – дух творит себе формы, и внутреннее духовное состояние человека, общества или народа определяет состояние всей окружающей атмосферы, путь развития или напротив угасания в самых разных сферах существования. Успехи Казахстана на международной политической арене, достижения в области экономики, науки и культуры за три десятилетия независимости, были достигнуты благодаря опоре на прочный фундамент духовно-нравственных ценностей, в числе которых многовековые традиции братолюбия, добрососедства и взаимопомощи. В нашей стране сформировался феномен, который получил название «казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия», который стал известен во всем мире. Визитной карточкой благословенной земли Казахстана стало проведение Съезда лидеров мировых и традиционных религий в столице страны. За минувшие годы этот представительный форум приобрел статус крупнейшей и авторитетной площадки для встреч высших религиозных, государственных и общественных деятелей, обмена мнениями, поиска совместных ответов на актуальные проблемы современности. Съезд способствует развитию межрелигиозного диалога и соработничества, укреплению согласия и взаимопонимания среди людей. Традиционные религии обладают немалым миротворческим потенциалом. К большому несчастью, экстремисты и террористы злоупотребляют чувствами верующих и, используя ложные, псевдорелигиозные лозунги, совершают преступные злодеяния. Проливая невинную кровь, они преследуют цель расколоть общество, настроить друг против друга людей разных вероисповеданий. В ответ на такие попытки люди доброй воли призваны вновь и вновь твердо свидетельствовать о совместном неприятии экстремизма и приверженности братскому миротворческому диалогу.

С провозглашения независимости началась эпоха духовного возрождения Казахстана. Миллионы людей вновь обрели возможность открыто возносить молитвы Богу, воспитывать в вере своих детей и внуков, восстанавливать порушенные святыни и созидать новые храмы. Распоряжением главы государства Н.А. Назарбаева православным христианам был возвращен уникальный памятник архитектуры, духовная и историческая жемчужина Семиречья – Вознесенский кафедральный собор в городе Алматы, в котором в 2018-2020 годах по его личному указанию была осуществлена полномасштабная реставрация. Наш Президент, многоуважаемый Касым-Жомарт Кемелевич Токаев, справедливо назвал осуществленный грандиозный проект вторым рождением общеказахстанской святыни. В рамках реализации спецпроекта «сакральная география», являющегося одним из направлений президентской программы «Рухани Жаңғыру», Вознесенский собор Алмты и храм Христа Спасителя – «Золотая церковь» в городе Уральске были включены в список ста общенациональных сакральных объектов Республики. При поддержке Нурсултана Абишевича воздвигнут самый большой храм в Центральной Азии – величественный Успенский кафедральный собор в столице страны, также построены духовно-культурные и административные центры Казахстанского Митрополичьего округа в Нур-Султане и Алматы. С большой душевной теплотой встречали Первого Президента Н.А. Назарбаева многочисленные православные верующие в главных храмах Республики в дни великих церковных торжеств – праздники Святой Пасхи и Рождества Христова. Каждое слово Лидера нации находило отклик в сердцах прихожан.

Обретение государственной независимости дало возможность Православной Церкви не только развивать образовательное, социально-благотворительное, молодежное и духовно-просветительское служение, но и восстанавливать историческую справедливость, прославлять и увековечивать подвиг страдальцев за правду Божию. Вся древняя казахстанская земля в годину огненного искушения стала местом подвигов, исповедничества, мужественных страданий и мученической кончины огромного числа верующих разного звания и возраста. Имена казахстанских мучеников увековечиваются в новопостроенных храмах, об их подвиге рассказывают книги и брошюры, снято несколько содержательных документальных фильмов. Мощи священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского, и старца Севастиана Карагандинского с каждым годом привлекают все больше паломников из зарубежных стран. Особым шагом в деле увековечения памяти пострадавших за веру стало создание в Нур-Султане, в стенах духовно-культурного центра Православной Церкви Казахстана имени равноапостольных Кирилла и Мефодия, музея новомучеников и исповедников Казахстанских. После посещения экспозиции Н.А. Назарбаев оставил памятную запись в книге почетных гостей: «Уроки истории только тогда имеют ценность, когда они осмыслены и осознаны современными поколениями. Пусть мир, единомыслие и братолюбие всегда царят в нашем общем доме – на благословенной земле Казахстана».

Совсем недавно, в рамках празднования 30-летия независимости Казахстана, в городе Шымкенте, в печально известной «Лисьей балке», на месте страдальческой кончины тысяч невинных людей был установлен и освящен памятник новомученикам казахстанским. Лисья балка – место священное для последователей всех традиционных конфессий Казахстана, поскольку здесь приняли смерть от рук палачей люди, принадлежащие к разным религиям. Наряду с православными священнослужителями и мирянами в общих могилах Лисьего оврага погребены репрессированные духовные руководители и последователи ислама, католицизма, лютеранства, иудаизма, буддизма.

Можно вспомнить, как на заре суверенитета Республики некоторые ученые и эксперты, анализируя опыт Казахстана, нередко отмечали опасность «самостоятельного» развития религиозной составляющей в жизни страны. Но история всех прошедших лет успешно доказала несостоятельность этих размышлений. Именно свобода и открытость в религиозной сфере, а также конструктивный диалог между государством и традиционными конфессиями, стали для Казахстана одними из центральных факторов предупреждения социально-политических конфликтов и построения современного гражданского общества. Сейчас в Казахстане продолжается процесс совершенствования нового, во многом уникального конфессионального пространства, которое может стать примером многим странам, живущим в условиях непрекращающегося национального или религиозного противостояния.

 Сегодня в Казахстане традиционные религии, и в первую очередь Ислам ханафитского мазхаба и Православие, являются не только значимым фактором межнационального согласия и социальной стабильности, но и одним из источников сохранения и укрепления культуры, общественной морали и непреходящих нравственных идеалов.  Церковь непрестанно свидетельствует о том, как важно для каждого человека творить дела милосердия, помогать ближним. С искренней радостью мы воспринимаем стремление людей участвовать в благотворительности и образовательных программах, в поддержке науки и культуры. Эти труды не только меняют общество, делают мир вокруг нас добрее и светлее, но и преображают людей. От усилий человека – каждого на своем месте – зависит то, каким будет мир вокруг нас, каким будет его семья, город и страна, в которых он живет.
За прошедшие три десятилетия периода независимости нашей страны Православная Церковь Казахстана внесла весомый вклад в утверждение духа братства и взаимоуважения между представителями различных религиозных традиций республики. Верные последователи Православия неизменно являют пример трудолюбия и соблюдения гражданских законов, искреннего патриотизма и уважения к истории Отечества. Православные христиане с открытой душой и добрым сердцем расположены к обсуждению любых насущных вопросов, поиску решений, которые могут способствовать дальнейшему развитию и процветанию страны. Последователи второй по численности конфессии Казахстана, не выставляя напоказ своих религиозных убеждений, скромно и усердно трудятся в органах государственной власти, занимают высокое положение в крупных компаниях, их много в среднем и малом бизнесе, во врачебных и социальных учреждениях, на заводах и в сельскохозяйственном производстве. В одном из своих выступлений Президент Казахстана Касым-Жомарт Кемелевич Токаев сказал такие слова: «Сегодня каждый казахстанец, независимо от его этнической принадлежности чувствует себя частью единой большой семьи. Единство в многообразии – вот суть нашей политики». Действительно, многонациональный и многоконфессиональный казахстанский народ – это одна большая семья, сплоченная, закаленная годами испытаний в прошлом столетии и познавшая радость свершений в XXI веке. Если мы будем сохранять вековые нравственные устои, дорожить исторической памятью, соблюдать верность непреходящим духовным идеалам, трудиться на пользу Отечества и ближнего, то наш народ и нашу страну – благословенный Казахстан – несомненно, ожидают новые достижения и большие успехи.

Статьи митрополита Александра