«Актуальные вопросы развития церковного пения в Казахстанском Митрополичьем округе». Доклад регента хора Казахстанского Митрополичьего округа, Заслуженного деятеля искусств России О.Н. Овчинникова на конференции регентов Православной Церкви Казахстана
В день памяти преподобного Иоанна Лествичника Глава Митрополичьего округа совершил Литургию в Никольском храме города Костаная
Митрополит Александр возглавил престольный праздник Богородице-Рождественского храма микрорайона Акжар
В Москве состоялась встреча митрополита Астанайского и Казахстанского Александра с губернатором Костромской области С.К. Ситниковым
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр: «Христову любовь и смирение стяжал святой правитель Руси». К 800-летию со дня рождения благоверного князя Александра Невского

В наступающем году Русская Православная Церковь и ряд Поместных Православных Церквей будет отмечать знаменательный юбилей – 800-летие со дня рождения великого святого и выдающегося исторического деятеля – благоверного великого князя Александра Невского. Предлагаем вниманию посетителей официального сайта Митрополичьего округа статью митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, посвященную благоверному правителю Руси.

«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16), – возвещает апостол Иоанн Богослов. Эту возвышенную священную истину подтверждают своей жизнью и являют человечеству святые угодники Божии, которые по слову Евангелия отверглись себя, взяли крест свой и последовали за Христом (см. Мф. 16:24). В 2021 году Русская Православная Церковь празднует особую дату – 800-летие со дня рождения благоверного великого князя Александра Невского. Христову любовь и смирение стяжал святой правитель Руси многими скорбями и великими подвигами, пребывая на всех путях своей жизни в поиске Царствия Божия и правды Его (Мф. 6:33).

«Яви тебя Христос, как некое божественное сокровище, – обращается православный народ к благоверному князю Александру в песнопениях, – нового чудотворца, преславного и богоприятного». Он является одним из любимых и почитаемых святых нашей Церкви, его имя хорошо известно миллионам людей, даже тем, кто далек от Православной веры. Вот, лишь небольшой пример. В течение 2008 года телеканал «Россия» проводил интернет-проект «Имя России». Все желающие могли на сайте программы проголосовать и выбрать «величайшего героя нашей истории». Имя святого Александра Невского представлял нынешний Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, тогда – митрополит Смоленский и Калининградский. В своих ярких запоминающихся выступлениях он актуализировал личность и подвиг великого князя. Люди разных национальностей и мировоззренческих взглядов, разного возраста и социального положения из 500 имен известных исторических личностей, порой весьма и весьма выдающихся, выбрали благоверного князя Александра Ярославовича – доблестного защитника родной земли и поборника Православия, мудрого правителя и исполненного христианских добродетелей человека. Анализируя результаты проекта и рассуждая о значении личности Александра Невского, будущий Святейший Патриарх Кирилл говорил, что мы следуем к заложенному в нас Божественному идеалу, «держась за край одежды святых угодников Божиих, ведущих нас через тернии жизни к небесному совершенству и укрепляющих наш дух своим примером. Обычному человеку самостоятельно совершать такое восхождение было бы, конечно, не по силам. Таким образом, святые и есть настоящие, абсолютные герои рода человеческого, воплощающие в себе его предназначение».

«Благочестиваго корене пречестная отрасль», – так именует Церковь Христова князя Александра. Его отец – великий князь Ярослав (в крещении – Феодор) Всеволодович по воспоминаниям современников был правитель «кроткий, милостивый и человеколюбивый». Мать Александра – княгиня Феодосия Мстиславна – прославилась благочестием и подвижничеством и еще при жизни своей почиталась праведницей. «Родители святым книгам научиша его», – говорится в летописных источниках. Наряду с книжным обучением большое внимание в воспитании Александра уделялось верховой езде, обучению ратной науке, развитию силы и ловкости. Очень рано отроку пришлось повзрослеть, покинуть родительский дом и вступить на тернистый, исполненный скорбей, путь служения народу. Из родного города Переславля-Залесского переезжает он по воле отца в Великий Новгород, который в то время переживал одно стихийное бедствие за другим: наводнение, голод, пожары, набеги соседних племен и братоубийственные побоища. После опустошительного пожара, случившегося во время голода в 1231 году, летописец написал: «Новгород уже кончился».

В 15-летнем возрасте Александр становится самостоятельным правителем в вольном «Господине Великом Новгороде». Описывая жизнь юного князя, святитель Димитрий Ростовский обращает внимание на трудности, с которыми Александру пришлось столкнуться. С одной стороны, приходилось следовать наставлениям отца и заботиться о возвышении в городе княжеской власти, с другой – считаться со свободолюбивыми новгородцами. Решение политических проблем и преодоление экономических трудностей отягощались переменчивым и гордым нравом жителей вольного города. Но юному правителю удавалось находить общий язык со своенравными горожанами. По словам летописца князь Александр отличался качествами библейских праведников: «Мудрость же и остроумие дадеся ему от Бога, яко Соломону… Бе же ростом велик зело, красота же лица его, яко Прекраснаго Иосифа, сила же его бе, яко часть от силы Самсоновы». Те же древние письменные памятники сравнивают смелость Александра с храбростью римского императора Веспасиана, а его голос со звуком трубы.  

В 1239 году князь Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава Васильковича – Параскеву. С этого момента в его жизни появляется великая святыня Православия – чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы. Древние предания включают этот образ Царицы Небесной в число икон, созданных апостолом и евангелистом Лукой. Как священный дар приносится она из Византии на Русь, где ее историю можно проследить начиная с XII века. Образ Божией Матери принадлежал детям великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо – великим князьям Юрию, а затем Ярославу. Великий князь Ярослав, правивший в Киеве, Новгороде и Владимире, носил в крещении имя Феодор – в честь великомученика Феодора Стратилата. Во имя этого святого в городе Костроме на великой русской реке Волге был воздвигнут кафедральный собор, а в городе Городце на Нижегородской земле создана монашеская обитель. Именно в Городецком монастыре и пребывала чудотворная икона Царицы Небесной. Этим самым образом Богоматери Ярослав Всеволодович и благословил на брак своего сына – князя Александра. По повелению благоверного правителя в память об этом событии на тыльной стороне иконы изографы написали образ небесной покровительницы его супруги – великомученицы Параскевы Пятницы. Феодоровская икона – благословение отца – стала личной святыней князя Александра Ярославовича. Перед ликом Богоматери он молился, принимая важные политические решения, отстаивая дипломатические интересы Руси, спасая Отечество от разорения иноплеменниками. Перед Феодоровской иконой он, завершая свой земной путь, принял монашеский постриг с именем Алексий в Городецком монастыре.

В жизни князя Александра одно за другим стремительно сменялись события. В 1240 году, будучи Новгородским князем, он одерживает блистательную победу над шведами в устье реки Невы. Полководцу-победителю не было еще и 20 лет – возраст современного студента. К битве с неприятелем святой Александр готовился горячей молитвой в главном новгородском соборе – храме Святой Софии – Премудрости Божией. По словам древнего жития князь «разгорелся сердцем, вниде в церковь святыя Софии, поде на колену перед олтарем, нача молиться со слезами… и восприим Псаломную песнь рече: суди, Господи, обидящим мя, возбрани борющимся со мною, приими оружие и щит, стань в помощь мне. Скончав молитву, встав, поклонися архиепископу, архиепископ Спиридон же благослови же его и отпусти».

Именно тогда прозвучали знаменитые слова благоверного князя: «Не в силе Бог, а в правде!» Для правильного восприятия этих слов необходимо понимать, что значение слова «правда» в древнерусском языке отличалось от современного. Историк языка Б.А. Успенский пишет: «Правда осмысляется как Божественное начало». Вот какие значения упоминаются в числе основных для слова «правда» в Словаре русского языка XI-XVII веков: справедливость как свойство праведника; праведность, благочестие; праведные деяния; исполнение Божественных заповедей. «Бог с теми, кто благочестив, кто праведен, кто хранит Его закон и исполняет заповеди», – возвещает святой князь Александр новгородцам, а через столетия и нам свидетельствует об этой духовной истине.

В честь своей первой победы на реке Неве князь Александр получил наименование – Невский. Не по месту рождения или правления, а в память Богом дарованной победы назвал православный народ своего защитника. И сам князь, и современники воспринимали случившееся, как чудо Свыше.

Спустя два года новые победы одержал князь Александр Невский, освободив от захватчиков – рыцарей Ливонского ордена – окрестности Новгорода и разгромив их войско на Чудском озере. Не только доблесть, но смирение и великодушие проявил он, придя на помощь несправедливо изгнавшим его из своих земель новгородцам. В этом поступке проявляются прежде всего не политическая дальновидность святого Александра и, тем более, не желание увенчать себя военными победами, а следование возвышенным христианским идеалам. «Не будь побежден злом, – учит апостол Павел, – но побеждай зло добром» (Рим. 12:21). Будучи князем, главой народа, смысл своей власти, своих богатых дарований и талантов святой Александр видел лишь в прославлении Бога и в жертвенном служении людям. Основанием всех его побед, будь то на ратном поле или в дипломатических переговорах, являлись верность заповеданной Спасителем любви и следование евангельским заповедям.

«Для власти нет ничего столь необходимого, как смиренномудрие», – рассуждает святитель Иоанн Златоуст. Юного князя, прославившегося в народе победами над неприятелями, не одолела гордыня, не уязвило тщеславие. Благоверный Александр воспринимал происходящее как Божественный Промысл, а себя смиренно видел лишь орудием в руках Создателя, осознавал служителем Царя царствующих и Господа Господствующих. «Никто не может быть так способным к принятию власти, как душа любомудрая и умеющая сострадать», – продолжает свои размышления о власти человеческой святитель Иоанн Златоуст. Бог возвышает Александра Невского, даруя ему жребий Великокняжеского правления, и, вместе с тем, возлагая на молодого правителя тяжелейший крест. «Русь с конца 1242 года вступала в самую мрачную эпоху своей истории – систематического подавления, унижения и ограбления», – пишет известный историк профессор А.Г. Кузьмин. Полчища кочевников из далеких монгольских степей обрушились на русские земли. В 1238 году пал Владимир, в 1240 году – Киев. Свидетель тех событий, епископ Владимирский Серапион, так описывает случившуюся трагедию: «Разрушены Божии церкви, осквернены священные сосуды, попрана святыня; святители сделались добычею меча; тела преподобных иноков брошены в пищу птицам; кровь отцов и братьев наших, аки вода многа, напоила землю. Исчезла крепость наших князей, военачальников; храбрые наши бежали, исполненные страха; а еще более братьев и чад наших отведено в плен. Поля наши поросли травою, и величие наше смирилось; красота наша погибла, богатство наше досталось в удел другим, труды наши достались неверным. Земля наша стала достоянием иноплеменников, мы сделались предметом поношения для соседей наших, посмешищем для врагов наших». Говоря языком Священного Писания, князю Александру Невскому вместе со скипетром правления вручался свиток, который «исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: «плач, и стон, и горе»» (Иез. 2:10).

«Не спал кормчий этот, – писал о святом Александре видный церковный деятель XVIII столетия архиепископ Феофан (Прокопович), – и в таком волнении корабль цел сохранил. В мирное время управлять народом великим ума великого требует, а в таковом бедствии невредимым отечество сохранить требует и труда великого, мудрых советов, прозорливых дел, неусыпных попечений, неутомимых подвигов». Князь Александр, усмиривший неприятелей с Запада, мог бы обратить свое оружие против завоевателей с Востока, если бы хоть небольшая надежда была на реальную победу. Но такой надежды не было, и как мудрый правитель, он принимает решение покорностью и самоуничижением пред монгольским ханом спасти Отечество от новых опустошительных набегов. Вся дальнейшая жизнь великого победителя шведов, немцев и литовцев стала постоянным мученичеством за Православие и народ. Свое доброе имя, мирское благополучие и княжеское достоинство он приносил в жертву во имя спасения страны и людей от дальнейшего порабощения и уничтожения. Четыре раза ездил князь в Орду и смиренно просил монгольских ханов о том, чтобы они не облагали Русь еще более тяжелой данью, чтобы не происходило новых опустошительных набегов на города и веси, уже истощенные завоеваниями и поборами. Действия князя Александра вызывали нарекания и обвинения со стороны своего народа, находились те, кто считал его предателем. Даже со стороны сродников звучали упреки в трусости, измене или корыстолюбии. Но не для сохранения своей власти предпринимал сложные путешествия в Орду мудрый правитель, а по словам летописцев «избавы ради христианския», подвизаясь «за благочестие и за вся своя люди».  Спустя много веков Святейший Патриарх Тихон скажет о своем служении: «Пусть имя мое погибнет для истории, лишь бы Церковь была жива». Эти слова можно назвать принципом жизни святого благоверного князя Александра Невского.

Известный русский и американский историк-евразиец Г.В. Вернадский видит суть трудов и подвигов благоверного князя в сохранении Православия на Руси: «Спасение Православной веры было основным камнем политической системы Александра. Православие для него не на словах, а на деле было — «столп и утверждение истины». Раз основа была неколебимая и прочная — Александр уже не боялся искать любых исторических союзников, чтобы эту основу утвердить. Глубоким и гениальным наследственным историческим чутьем Александр понял, что в его историческую эпоху основная опасность для Православия и своеобразия русской культуры грозит с Запада, а не с Востока, от латинства, а не от монгольства. Монгольство несло рабство телу, но не душе. Латинство грозило исказить самое душу». Георгий Вернадский сравнивает в одной из своих статей князя Александра Невского с князем Даниилом Галицким, у которого в тот же самый исторический период было больше возможностей для политического утверждения Галицко-Волынской земли. Не желая смириться перед монгольским ханом, он обратился за помощью к Римскому Папе и даже получил от него королевскую корону. Но в итоге, «Даниил разменялся на повседневные политические мелочи и упустил из рук главные нити исторических событий. Он выиграл несколько отдельных сражений, но проиграл самое главное — Православную Россию. Результатом его политики были долгие века латинского рабства юго-западной Руси».

Князь Александр Невский поборол искушение, отказался от блистательной перспективы стать признанным западными государствами правителем Руси, приняв корону из рук папских легатов. Смирившись, потеряв в глазах аристократии княжеское величие, он сохранил неповрежденной и чистой душу народа.
Великий князь Александр Невский – святой правитель Руси, храбрый поборник Православия и защитник Отечества, праведник и молитвенник, смиренно принял перед преставлением ко Господу монашеский постриг с именем Алексий. Мощи святого ныне почивают в Санкт-Петербурге в Свято-Троицком соборе Александр-Невской лавры. Имя Александра Невского включено в Соборы Карельских, Ростово-Ярославских, Владимирских, Тульских, Нижегородских, Новгородских, Санкт-Петербургских и Эстонских святых.

Казахстан по праву может именовать благоверного князя Александра своим заступником и небесным покровителем. По историческим свидетельствам, он совершил путешествие в столицу Монгольской империи – Каракорум. Путь святого князя в ставку великого хана пролегал по пустынным районам Каспия и Аральского моря, северным отрогам Тянь-Шаня и берегам озера Балхаш, по предгорьям Заилийского Алатау, где ныне стоит Южная столица страны Алма-Ата. Сопровождала его в нелегких подвигах великая святыня – чудотворный Феодоровский образ Пресвятой Богородицы. Эта древняя икона Царицы Небесной, точные списки с которой ныне украшают главные храмы Республики – Успенский кафедральный собор в Нур-Султане и Вознесенский кафедральный собор в Алма-Ате, в XIII столетии впервые освятила территорию нашей страны.

К славной юбилейной дате – 800-летию со дня рождения благоверного великого князя Александра Невского в Жетысуйском районе города Алма-Аты, вблизи действующей Параскевинской церкви, построен храм, посвященный его имени.
Проект строительства Александро-Невского храма получил благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и 10 ноября 2015 года состоялся чин освящения закладного камня в его основание. Два года шли подготовительные работы; к возведению стен приступили в сентябре 2017 года. Проект здания церкви был выполнен компанией ТОО ГорПроектСтрой; генеральным подрядчиком выступила строительно-монтажная фирма Art Stroy System. Александро-Невский храм спроектирован по каркасной схеме, с несущими железобетонными колоннами и монолитными стенами. При возведении использованы новейшие технологии, обеспечивающие безопасность в случае угрозы землетрясения. Храм вместимостью пятьсот человек увенчан пятью куполами, символизирующими Господа и четырех апостолов-евангелистов. На прилегающей к церкви территории планируется создание мемориального парка, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Тенистый сквер будет напоминать горожанам и гостям Алма-Аты о героическом подвиге казахстанцев – детей Великой Степи, отдавших свои жизни во имя приближения Великой Победы, погибших на фронтах и потрудившихся в тылу. На территории храма расположен старинный источник, который почитается алма-атинцами как целебный. Над источником будет создана часовня, а рядом устроены купели для погружения в целительные воды.

Новопостроенную церковь украсят росписи, выполненные мастерами-изографами из города Палех (Россия, Ивановская область) под руководством известного иконописца – члена Союза художников России В.К. Курилова. Артель талантливых иконописцев ранее расписала Успенский кафедральный собор в Нур-Султане, обновленный в результате полномасштабной реставрации Вознесенский кафедральный собор Алма-Аты, Иоанно-Богословский собор в городе Рудном, Софийский собор, Матронинскую церковь и Серафимовскую часовню Иверско-Серафимовского монастыря Южной столицы, Владимирский храм Алма-Аты и ряд иных храмов Казахстана.

Прошли годы, десятилетия и столетия, но память о святом благоверном князе не исчезает и никогда не исчезнет в нашем народе. Еще один храм в его честь украсил Алма-Ату, стал еще одним свидетельством на благословенной земле Казахстана о жизни и подвигах святого Александра Невского. Здесь мы будем молиться о единстве и мире нашей страны и благостоянии Русской Православной Церкви и вдохновляться примером жертвенной любви и евангельского смирения, явленных нам благоверным князем Александром.

Статьи митрополита Александра