В духовно-культурном центре Митрополичьего округа имени митрополита Иосифа (Чернова) состоялась премьера спектакля, посвященного Царственным страстотерпцам
Глава Православной Церкви Казахстана удостоен награды министерства иностранных дел Российской Федерации
Глава Православной Церкви Казахстана поклонился святыням города на Неве
В Алма-Ате при духовно-культурном центре Казахстанского Митрополичьего округа состоялось заседание открытого исторического общества
Александр (Щукин) (1891 - 1937) – архиепископ Семипалатинский, священномученик

Память 30 октября (17 октября по ст. ст.), в Соборах новомучеников и исповедников Казахстанских, Соловецких и Российских святых.

 

Александр (Щукин) (1891 - 1937) Родился 13 марта 1891 года в Риге в семье священника Иоанна и супруги его Елисаветы. Дед его - Василий Щукин - служил диаконом в Риге, отец окончил Московскую Духовную Академию, был рукоположен во священника и преподавал Закон Божий в Рижской семинарии, епархиальном училище и гимназиях; кроме того, на него была возложена обязанность преподавания латинского и греческого языков.

В семье было семеро детей. Дочь их вспоминала, что отец любил детей, но не баловал их и не потакал их слабостям, опасаясь, что иначе из них вырастут плохие христиане. Но и не понуждал их насильно к исполнению молитвенных правил, хотя сам все свободное время отдавал молитве. Также и жена его Елисавета, если выдавалось свободное время, спешила в храм.

Александр не был от природы угрюмого нрава, но сердце его с детских лет было расположено подражать древним подвижникам. Его первой и постоянной мечтой было стать священником. Он ощущал это как свое призвание и во всей своей жизни не изменил ему. В 1915 году Александр окончил Московскую духовную академию. К этому времени с началом военных действий в 1914 году отец Иоанн переехал с семьей в Нижний Новгород, куда по окончании академии приехал Александр и поступил преподавателем в Нижегородскую духовную семинарию.

Наступил 1917 год, приближалось время гонений. Александр попросил отца благословить его принять сан священника, не вступая в брак, чтобы впоследствии принять монашеский постриг. Отец Иоанн благословил, и Александр был рукоположен в сан священника к Вознесенскому храму в городе Лыскове, где служил в то время его отец.

30 августа 1923 года, временно управляющий Hовгородской епархией епископ Балахнинский Филипп (Гумилевский) направил Святейшему Патриарху Тихону рапорт, в котором сообщал, что епископ Макарий (Знаменский) уклонился в обновленчество и не может оставаться на кафедре в Макарьеве. Даже в случае раскаяния, его пребывание в Макарьеве явится для верующих соблазном. Общий голос духовенства и мирян двух уездных городов Лыскова и Васильсурска согласно указывает на священника Александра Щукина как на кандидата во епископы. С этим избранием согласен и он, временно управляющий Нижегородской епархией, и просит Патриарха утвердить представленного кандидата епископом Макарьевским с совершением хиротонии в Нижнем Новгороде.

После получения благословения Патриарха в Благовещенском храме, 23 сентября 1923 года священник Александр Щукин принял монашеский постриг с именем Александр в честь преподобного Александра Свирского. На следующий день состоялось его наречение во епископа Макарьевского, викария Нижегородской епархии, а на другой день в храме святителя Алексия, митрополита Московского, состоялась хиротония, в которой участвовали епископы Балахнинский Филипп (Гумилевский) и Лукояновский Поликарп (Тихонов).

Владыка Александр с большой любовью и попечением относился к своим родителям, которым он был благодарен за то, что они пробудили в нем дух благочестия, любви к Церкви и православному богослужению.

В 1918 году власти арестовали отца Иоанна и полгода продержали в тюрьме, после чего он долго и тяжело болел. В то время, когда сын отправился в Нижний Новгород для совершения над ним епископской хиротонии, отец Иоанн тяжело заболел воспалением легких, и, зная, что умирает, смиренно ожидал возвращения сына, чтобы тот напутствовал его. Владыка Александр приехал в Лысково накануне смерти отца. Он долго беседовал с ним, а затем напутствовал Святыми Тайнами. Первой архиерейской службой была заупокойная всенощная по новопреставленному отцу.

Владыка Александр был прекрасным проповедником и добрым наставником. Сам более всего почитавший монашеское житие, он в этом же духе наставлял и своих духовных чад. Некоторых он посылал в Дивеево, а затем, если они высказывали расположение к иноческой жизни, давал на то свое благословение. Служил он в Макарьевском монастыре. Часто ездил помолиться в монастырь Старые Мары, где была чтимая икона Богородицы      "Троеручица". В Макарьеве, где жил епископ Александр, он организовал преподавание Закона Божия детям и сам преподавал, что требовало в то время большого мужества, так как власти враждебно относились к христианской проповеди. Преподавание продолжалось в течение года, а затем все же было запрещено властями.

В сентябре 1927 года на шестьдесят втором году жизни тяжело заболела мать святителя. Владыка ухаживал за ней и присутствовал при ее кончине. Перед смертью она сказала:

"У меня открылись глаза, и я ясно вижу небо. Как там светло".

В 1929 году, в день Архистратига Божия Михаила, епископ Александр был арестован и отправлен в Нижегородскую тюрьму, где в то время было собрано почти все нижегородское духовенство.

На допросе у следователя епископ Александр отвечал:

"Проповеди я говорю каждое воскресенье на темы Священного Писания... и иногда в защиту религиозных истин, оспариваемых современниками. Произнесение проповедей и выступление в защиту истины вызывалось стремлением найти истину в вопросах, соприкасающихся с религией, в которых я предоставлял доказательства учения право славно-христианского по этим вопросам... Иногда выступал в проповеди против безбожия. "

Ответы епископа вызывали, по-видимому, недоумение у следователя, и на следующий день после допроса Владыка написал пояснение: "Вопросами, оспариваемыми современниками, я назвал в своих показаниях вопросы христианской апологетики, а именно: о конечности мира, происхождение человека через творение его Богом, об исторической действительности христианства, о бессмертии души. А вопросами, соприкасающимися с религией, я назвал научные теории, касающиеся перечисленных выше истин религии. Целью, с которой я говорил такие проповеди, было найти истину в научных теориях и доказать пасомым правильность православно-христианского вероучения в этих вопросах. Вопросов политической, общественной и социальной жизни я в своих проповедях не касаюсь".

В тюрьме Владыке обещали свободу, если он перестанет говорить проповеди.

Он не согласился.

"Я поставлен проповедовать, и не могу отказаться", - сказал епископ.

Следователи били его и пугали, на все святитель отвечал спокойно и кротко:

"Тело мое в вашей власти, и вы можете делать с ним, что хотите, но душу свою я вам не отдам".

Он был помещен в камеру к священникам. Истинный молитвенник и подвижник, он и здесь подолгу молился, понуждая к истовой и неленостной молитве и насельников камеры, многие из которых, попав в тесные обстоятельства тюрьмы ГПУ, начали уже унывать.

После ареста епископа его сестра Елизавета ездила в Москву к прокурору Вышинскому - хлопотать о брате, чтобы его или освободили, или отправили в ссылку за свой счет, так как у него больное сердце.

"Вы не по адресу обратились, - отвечал Вышинский, - вам нужно обратиться в Красный Крест". Что касается заключения, то владыка Александр арестован за проповеди и будет отправлен на три года в Соловки. 11 января 1929 года следствие было закончено. Епископа обвинили в том, что он "как идейный противник Советской власти, путем произнесения проповедей с антисоветским уклоном, прививал свои контрреволюционные убеждения населению и в единоличных беседах вел откровенную антисоветскую пропаганду на темы "о бесчинстве коммунистов-безбожников... " Имея преданных ему монахов и монахинь давал им указания, как бороться с безбожниками рассылал их по селам и деревням как миссионеров, не останавливаясь перед открытой борьбой с культурными учреждениями государства. (Имеются в виду его блистательные выступления на диспутах против невежественных безбожных лекторов).

"...Руководствуясь положением об органах ОГПУ в части административных высылок и заключения в концлагерь, утвержденного ВЦИКом от 28/111-24 года и объявленного в приказе ОГПУ за № 172 от 2/IV-24 года... дело... передать в Особое Совещание для вынесения приговора во внесудебном порядке".

26 апреля 1929 года Особое Совещание приговорило епископа к трем годам заключения в концлагерь, которое он должен был отбывать в соответствии с приказом по ОГПУ относительно места содержания духовенства - на Соловках.

В Соловецком лагере епископ работал сначала сторожем, а затем бухгалтером.

Когда закончился срок заключения, власти не пустили его в Нижегородскую епархию, и митрополит Сергий 31 декабря 1931 года назначил его епископом Болховским, викарием Орловской епархии. 27 июля 1932 года епископ Александр получил назначение на Орловскую кафедру. 3 января 1934 года митрополит Сергий возвел его в сан архиепископа.

Церковь в то время подвергалась беспощадным гонениям, православных арестовывали и расстреливали. Посещать храмы становилось опасным. Страх быть арестованным все больше и больше охватывал людей. Церкви пустели. И Владыка стал безбоязненно проповедовать. Слушая его вдохновенные проповеди, видя его подвижническую жизнь нестяжателя и молитвенника, люди переставали бояться и возвращались в Церковь, и храмы в Орле снова стали наполняться народом. Власти, видя возрождение религиозной жизни в городе, стали применять меры к изгнанию любимого народом архипастыря. В 1936 году многие епархиальные архиереи лишились регистрации и были вынуждены покидать свои епархии. По-видимому, лишен был регистрации и архиепископ Александр.

Владыка уехал в Нижегородскую область и поселился в селе Семеновском. В сентябре 1936 года митрополит Сергий назначил архиепископа Александра на Семипалатинскую кафедру. Получив назначение, он сразу отправился в Семипалатинск.

Повсюду шли аресты. Сестра Елизавета писала ему в Семипалатинск: "Уйди на покой, приезжай ко мне в Лысково, пересидишь".

"Как бы я вас ни любил, - отвечал Владыка, - но я не для того взял посох, чтобы его оставить".

В августе 1937 года архиепископ Александр был арестован. Он в последний раз благословил своих духовных детей, свидетелей ареста. Следствие в те годы было пыточное, и многие ради избавления от страданий давали любые показания. Владыка держался мужественно, не соглашаясь и не подписывая ни одного из навязываемых ему обвинений. Его обвиняли в шпионаже и в контрреволюционной агитации - архиепископ решительно все отвергал. Спрашивали о знакомых, он отказался их назвать.

28 октября 1937 года тройка УНКВД по Восточно-Казахстанской области приговорила Владыку к расстрелу. Архиепископ Александр был расстрелян через два дня, 30 октября 1937 года. Погребен он был в общей могиле, и место погребения остается до сего дня неизвестным.

Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года.

Лента новостей