Преображение Господне. Митрополит Александр совершил Литургию в храме Представительства Православной Церкви Казахстана в Москве
Состоялась встреча митрополита Астанайского и Казахстанского Александра с акимом Алма-Аты Б.К. Байбеком
В праздник Живоначальной Троицы митрополит Александр совершил Литургию в Вознесенском соборе Алма-Аты
Митрополит Александр освятил кресты строящегося храма в честь Собора Пресвятой Богородицы города Алма-Аты
Выступление митрополита Астанайского и Казахстанского Александра на конференции, посвященной открытию Года священномученика Пимена Верненского

Ваши Преосвященства! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Сегодня, торжественным собранием мы открываем Год, посвященный первому страдальцу за Христа на Казахстанской земле в XX столетии – святителю Пимену (Белоликову), епископу Верненскому и Семиреченскому.

Вслед за исторической и духовной катастрофой – Октябрьским революционным переворотом – 100-летие которой вспоминалось в прошлом году, и установлением на территории всей страны безбожной власти, начинается скорбная череда трагических событий: преследование иерархов и священнослужителей, мученичество за веру сотен тысяч человек, закрытие монастырей и уничтожение храмов.

Первоначально Туркестанская епархия разделила горькую судьбу всей Российской Церкви, но уже в 1925 году стало ясно, что бескрайним просторам Казахстана суждено сыграть в нашей истории особую роль. Именно тогда здесь получили власть два одиозных советских деятеля: Шая Голощекин – один из организаторов расстрела царской семьи в Екатеринбурге, а тогда первый секретарь ЦК Компартии Казахстана и его помощник Николай Ежов. Их бездумные проекты по приведению коренных жителей Великой степи к коммунистическому образу жизни привели к страшному голоду и высокой смертности. Одним из последствий массовой гибели коренного населения стала широкая кампания по переселению на территорию Республики людей из перенаселенной тогда России.

Александр Солженицын в книге «Архипелаг ГУЛАГ» писал с горькой иронией: «Охотно и много ссылали в Казахстан, и тут… ссыльные составили добрую половину Республики, так что с успехом её можно было теперь называть КаЗЭКстан». За три десятилетия в Республике оказались несколько миллионов человек. Большую часть переселенцев составляли христиане: крепкие крестьянские семейства; интеллигенция, сохранившая духовно-нравственные устои (вспомним хотя бы Льва Николаевича Гумилева, имя которого увековечено уже в эпоху независимости); поволжские немцы, в основном, лютеране; и, конечно, огромное количество представителей духовного сословия – иерархи, духовенство, монашествующие, активные миряне. Неслучайно приснопамятный Патриарх Алексий II очень точно и емко назвал Казахстанскую землю «антиминсом, распростертым под открытым небом».

Поэтому, вспоминая сегодня жизненный путь, труды и мученический подвиг святителя Пимена, мы в его лице отдаем долг памяти всем казахстанским страдальцам. В ближайшие годы нам предстоит, по возможности, вспомнить имя каждого из них.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл скажет: «То, что рука Божия совершает, не всегда бывает понятно сразу, но становится ясным по прошествии времени. И мы понимаем, что жертва наших мучеников была великой силой, могущей преобразовать всю жизнь нашего народа. Очевидно, что духовное возрождение не могло бы произойти, если бы не подвиг новомучеников, их жертва, их святые молитвы об Отечестве нашем, о народе нашем, о Церкви нашей».

Самое высокое и широколиственное древо своими корнями уходит глубоко в почву. Чем больше развивается жизнь православного Казахстана, тем в большей степени мы ощущаем духовную потребность обратиться к образу жизни просиявших здесь мучеников, испросить их молитвенной поддержки, приложить старания для того, чтобы повсеместно распространить их славу, приумножить святыни, связанные с их именами.

Казахстанские мученики на все века останутся небесными наставниками, руководителями и ангелами-хранителями христиан, чья жизнь и труды связаны с благословенной землей Казахстана. «Поминайте наставников ваших, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7), – дает нам заповедь святой апостол Павел.

В рамках своего выступления не стану пересказывать известное всем вам житие священномученика Пимена. Тем более, что в программе нашей конференции прозвучит доклад о жизни святителя, который подготовила Ольга Ивановна Ходаковская, специалист по церковной истории Казахстана и автор замечательной книги: «Там, где сияют горные вершины. Документальное исследование жизни и трудов Преосвященного Пимена, епископа Семиреченского и Верненского, священномученика». Хотел бы лишь остановиться на нескольких фактах из ранних лет жизни владыки, которые сформировали его личность и определили характер служения Богу и людям Преосвященного Пимена. Священномученик Пимен (в миру – Петр Захариевич Белоликов) принадлежал к благочестивому священническому роду. Он плоть от плоти представитель духовного сословия Севера Руси – Новгородской, а ныне Вологодской губернии. Можно сказать, что у него было две православных семьи: родная по плоти и иная, большая христианская семья – община. Под последней мы подразумеваем всех родственных по духу людей, с которыми Бог сводил его на жизненном пути.

Святитель Пимен с большой душевной теплотой отзывался о своих ранних годах: «Я возрастал с детства в исключительно счастливых для духовной жизни условиях. Дома искреннее благочестие отца, нелицемерная набожность матери были первыми посадками моей религиозности». Отец святителя Пимена, Захария Белоликов, был уважаемым приходским священником, настоятелем храма в честь святителя Василия Великого села Васильевского близ Череповца, ныне кафедрального города самостоятельной епархии Вологодской митрополии. Из архивных материалов мы знаем, что именно его стараниями в 1876 году на приходе к основному храму был пристроен придел в честь преподобного Кирилла Белозерского. Думается, что выбор духовного покровителя был неслучайным: ведь супруга отца Захарии, матушка Мария Ивановна, происходила из другой старинной священнической семьи – рода Орнатских. Эту знаменитую фамилию первым получил церковный деятель и историк начала XIX века, епископ Пензенский Амвросий, всегда считавший святого Кирилла своим покровителем и, проживавший на покое в Кирилло-Белозерском монастыре. Любовь к преподобному Кириллу, покровителю Вологодского края, станет отличительной чертой семей Орнатских и Белоликовых.

Думается, что одним из значимых событий Года святого священномученика Пимена, может стать поездка представителей духовенства Казахстанского Митрополичьего округа, студентов Алма-Атинской семинарии и телестудии «Семиречье» в село Васильевское, где находится полуразрушенный храм и рядом с ним могилы многочисленных родных святителя Пимена.

Святитель Пимен станет одним из первых мучеников Русской Церкви в XX веке и первомучеником земли Казахстанской. А вскоре после подвига Верненского святителя большое число его родственников, наставников и близких друзей пройдет вслед за ним крестным путем страданий. В октябре 1918 года в Петербурге будет расстрелян вместе с двумя сыновьями настоятель Казанского собора на Невском проспекте протоиерей Философ Орнатский. В 1937 году расстреляли трех родных братьев владыки Пимена, в том числе профессора Московской богословской академии, видного историка старообрядчества, Василия Захариевича Белоликова. Наставник святителя Пимена по обучению в Новгородской духовной семинарии митрополит Арсений (Стадницкий) после долгих лет изгнания умрет в Ташкентской больнице на руках у своего духовного сына, епископа Луки (Войно-Ясенецкого) в 1936 году. Архиепископ Пермский Андроник (Никольский), в чьей епархии архимандрит Пимен руководил духовной семинарией в 1914-1916 годах, был казнен еще раньше – его живым закопали в могиле в июне 1918 года. Сокурсники владыки Пимена по обучению в Киевской духовной академии митрополит Анатолий (Грисюк) и архиепископ Иоанн (Поммер) также станут мучениками.

Почивший в декабре 2017 года замечательный вологодский ученый, автор фундаментального исследования «Православная Церковь на Севере России» Александр Васильевич Камкин, так напишет о пастырях второй половины XIX столетия: «У них исчезла та степень зависимости пастыря от сельского мира, которая порой так унижала священника и беспокоила церковное сознание. Приходское духовенство все более ощущало себя полномочным и достойным служителем Церкви, оно все увереннее вставало на позиции пастырства и учительства». Отрадно, что в последнее время появляется все больше объективных научных работ, которые позволяют нам составить верное представление о жизни, быте, служении и духовно-нравственном облике священства в предреволюционную эпоху. И по мере того, как такие исследования появляются, в нашем сознании исчезает карикатурный образ духовенства, навязанный либеральной публицистикой XIX века. Чего только стоят растиражированные уже в советское время «Очерки бурсы» Николая Помяловского – психически больного человека, спившегося в 28-летнем возрасте. В этих очерках картина жизни духовных школ преподается заведомо искаженной. Если все так плохо было в нашей Церкви в XIX веке, то откуда появились тысячи мучеников, страданиями и кровью засвидетельствовавшие в XX столетии верность Христу?

На примере судеб многих священнических родов мы видим, что эпоху огненных испытаний Русская Православная Церковь, за отдельными трагическими исключениями, встретила единой сплоченной семьей. Благодаря этому единству ей удалось выстоять и победить, несмотря на все ухищрения богоборческой власти, пытавшейся сломить ее сопротивление как внешним насилием, так и, провоцируя внутренние нестроения и расколы. Нам, современным пастырям, еще расти и расти до уровня тех наших предшественников, к числу которых относится и семья святителя Пимена.

Воспитание, полученное в семье ревностных христиан, позволило Петру Захариевичу с юных лет закалить в себе смелый и по-настоящему бойцовский характер. В зрелом возрасте он стал настоящим воином Христовым. Вспомним слова святого апостола Павла: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12). Способность к борьбе с несовершенствами внутри себя и в окружающем мире, готовность в точности и, не щадя живота своего, исполнить церковное послушание, позволяли ему достичь выдающихся успехов в деятельности сначала сотрудника, а потом и начальника Урмийской миссии. Урмийская миссия помогла воссоединиться с Православной Церковью тысячам несториан в Иране. Многие из православных урмийцев в скором времени будут убиты турками. Увы, ослабление и последующее падение православной Российской Империи немедленно развязало руки всем деструктивным силам в соседних регионах, которые ранее сдерживал страх военного вмешательства могучего соседа. Служа в Миссии, владыка Пимен быстро овладел древнесирийским и новосирийским языками, изучил местные тюркские наречия, проповедовал сирийцам-христианам на их родном языке, защищал интересы православного населения перед персидскими властями, преподавал в училище при Миссии. В Персии трудиться приходилось практически во фронтовой обстановке, ежедневно подвергая свою жизнь опасности.

В город Верный владыка Пимен прибыл в октябре 1917 года. Будучи прямым, смелым и мужественным, он не стал лукавить, и прямо осудил свершившийся в России государственный переворот. Он распознал антихристианскую сущность новой власти и смело выступил против нее. Думается, что сказалось влияние глубоко цельной личности архиепископа Андроника (Никольского) – бескомпромиссного борца с безбожием – под административным и духовным началом которого владыка трудился в Перми.

Будучи духовным отцом православных верующих Семиречья, владыка Пимен непрестанно обличает новые порядки в своих проповедях: «Все, что разоряет народ, расстраивает общественные отношения и порядки, что позорит народ, то считается проявлением истинной свободы. Вера в Бога, усердие в молитве считаются отсталостью, а неверие, бессовестность, развязность в речах и действиях прославляются как принадлежности нового свободного строя жизни». Своим личным примером и ярким проповедническим талантом владыка Пимен создавал для паствы прочную духовную опору в борьбе с безбожной властью. По свидетельству Самого Христа: «Всякий, делающий злое, ненавидит свет» (Ин. 3:20). Объятые ненавистью к архипастырю, враги Церкви, духовно и нравственно растлевавшие народ, не выдержав обличений святителя, без суда и следствия, даже без формального предъявления вины, под покровом ночи расправились над ним.

В день памяти великомученика Георгия Победоносца 1918 года Марина Цветаева в отчаянии пишет пророческое стихотворение, которое заканчивается строкой: «… спят мужи – сражаются иконы». Историческая Россия не нашла в себе силы успешно противостоять безбожной чуме. Новая власть безжалостно расправлялась со всеми, кто вставал на ее пути. Одним из тех, кто пал в этой неравной борьбе был священномученик Пимен. Обстоятельства его смерти до сих пор до конца не прояснились. В Алма-Ате традиционно местом расстрела считается роща Баума – уже много лет здесь расположен мемориал, посвященный православному первомученику Семиречья. В первое воскресенье после дня его подвига мы празднуем память всех новомучеников и исповедников земли Казахстанской.

Когда мы говорим о подвигах новомучеников и исповедников, мы понимаем, что им было несравненно тяжелее, чем нам. Сегодня никто не угрожает ни смертью, ни пытками, ни тюрьмами, ни ссылками за веру во Христа. Но в том-то и трагедия, что сейчас без всякого принуждения некоторые люди перестают жить духовной жизнью, отказываются от веры. Иные со злобными нападками обрушиваются на Церковь, в которой они были крещены и воспитаны, придирчиво отыскивают имеющиеся недостатки, а чаще – просто используют откровенную ложь. Сбывается пророческое слово Евангелия: «по причине умножения беззакония, во многих охладела любовь» (см. Мф. 24:12). Действительно, в людях оскудевает это святое чувство и по отношению к Богу, и к ближнему. Что же может спасти наше общество от всех этих искушений и заблуждений? Конечно же, сильная вера, память о новомучениках и исповедниках, которые даже перед угрозой смерти не отреклись от Бога, не покинули спасительной церковной ограды. Они ушли к Богу, их имена – уже часть истории, но весь этот сонм страдальцев живет и продолжает нести свою высокую миссию. Новомученики и исповедники стали источниками благодатного света для нашего народа, славой и украшением Церкви.

В Год 100-летия мученического подвига святителя Пимена следует обратить наше внимание на призывы архипастыря – дорожить духовным наследием родного Православия: «Мы пожинаем плоды добрых семян, посеянных нашими предками. Нам достались святые обители и храмы, созданные их потом и кровью; мы унаследовали их мощи, как спасительные источники; мы имеем от них святые чудотворные иконы, покрывавшиеся миллионами лобзаний, омытые потоками человеческих слез, бесчисленное множество раз видевшие человеческое горе во всех его видах. И молиться перед ними научились мы от наших благочестивых предков. И этот церковный древле-православный дух охраняет членов Церкви Христовой от скверны и порока, от пагубных разделений, ради своих выгод, своего самолюбия».

Хотелось бы отметить тот факт, что наше с вами стремление прославить подвиги мучеников за Христа, просиявших на Казахстанской земле, созвучны тем благородным начинаниям по увековечению памяти безвинно убиенных страдальцев XX века, которые определены Президентом Республики, многоуважаемым Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым. Глава государства скажет: «Память о миллионах людей разной этнической и религиозной принадлежности, попавших в жернова тоталитарной системы – невинно осужденных за инакомыслие, погибших в гулаговских застенках и безжалостно изгнанных с родной земли – для нас, граждан свободного, независимого Казахстана, всегда была и будет священна».

Казахстанский Митрополичий округ вступил в особый период – сегодня мы открываем Год священномученика Пимена и, дай Бог, чтобы воспоминания о событиях столетней давности и размышления о трагедии нашего народа помогли нам навсегда избавиться от искушений и соблазнов, которые толкают людей на безрассудные и страшные деяния. Два года назад весь православный Казахстан торжественно отметил юбилей завершения земной жизни преподобноисповедника старца Севастиана Карагандинского. Мы старались, чтобы преподобный Севастиан, примером своей жизни, своими мудрыми поучениями, духом святости и любви к Богу вошел в каждую православную семью. Теперь наша задача – привлечь внимание казахстанцев к жизненному подвигу святителя Пимена (Белоликова).

Желаю всем присутствующим на нашем собрании приложить усилия для того, чтобы достигнуть поставленной цели. Пусть священномученик Пимен поможет нам в этом и благословит нас на всех путях жизни.

Интервью митрополита Александра