Митрополит Александр провел рабочее совещание в московском Представительстве Православной Церкви Казахстана
Праздник Воздвижения животворящего Креста Господня в Вознесенском кафедральном соборе города Алма-Аты (+ВИДЕО)
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Литургию Преблагословенной субботы в Иверско-Серафимовском монастыре Южной столицы
Представитель Алма-Атинской епархии посетил выставку «Армия Андерса – Путь Надежды», посвященную вековой годовщине восстановления независимости Польши

Память 10 сентября (28 августа по ст. ст.) в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Родился 30 января 1878 года в селе Белое Озеро Сенгилеевского уезда Симбирской губернии в семье священника.

В 1902 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Женился, был рукоположен во иерея.

В 1905 году удостоен степени магистра богословия за сочинение "Евангельский идеал христианского пастыря" (Казань, 1905 год).

Преподавал Священное Писание в Астраханской, позднее Черниговской духовных семинариях. Впоследствии служил в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове в Петрограде, приход которой сохранил верность канонической Церкви в период захвата Петроградского епархиального управления обновленцами.

По свидетельству архимандрита Феодосия (Алмазова), в Петрограде "в августе-декабре 1922 года шли переговоры с вождями... обновленцев всех видов и толков... В виду общего врага (атеизм в форме коммунизма) Патриаршая Церковь добросовестно шла к объединению с отколовшимися от нее церковными группами... Хотя собрание приняло примирительную точку зрения, но объединение не состоялось. Все наши члены согласительной комиссии пошли в ссылку... Ясно, что наши сосланы по ихнему доносу". В переговорах с обновленцами участвовал в том числе и отец Василий.

В 1923 году отец Василий был арестован и сослан на три года в город Берёзов Тобольского округа. По возвращении из ссылки, 4 августа 1926 года был назначен настоятелем Ленинградского храма в честь Преображения Господня на Аптекарском острове. Возведен в сан протоиерея.

В 1929 году вновь арестован "за борьбу с обновленцами", сослан на три года в Северный край. Отбывал срок в деревне Чекуево, где почти потерял зрение.

По возвращении из ссылки поселился с семьей в Ленинграде, служил сначала в церкви апостола и евангелиста Матфея, затем в храме Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери бывшего Новодевичьего монастыря.

7 марта 1935 года был вновь арестован. Виновным в предъявленных обвинениях себя не признал, на вопрос о политических убеждениях сказал:

"Я беспартийный и в политические дела, по своему убеждению, не могу вмешиваться, единственно с чем я не согласен, это с отрицанием коммунистами бытия Бога, бессмертия души и нравственной ответственности за гробом, о чем я, как и прочие священники, не скрываю от лиц, обращающихся ко мне за разрешением этих вопросов".

В тот же день сотрудник НКВД написал заключение, что обвиняемый "является социально опасным элементом и ведет антисоветскую агитацию. Сторонник тихоновщины". По постановлению особого совещания при УНКВД от 9 марта 1935 года отец Василий с семьей был сослан на пять лет в Северный Казахстан. Отбывал срок в городе Атбасар (ныне Акмолинская область).

8 июля 1937 года был арестован Атбасарским районным отделением НКВД по обвинению "в проведении среди населения контрреволюционной агитации пораженческо-клеветнического характера и в непрекращении выполнения религиозных обрядов", заключен в тюрьму в Атбасаре. Виновным себя не признал.

5 сентября 1937 года приговорен к высшей мере по постановлению тройки УНКВД по Северо-Казахстанской области.

Расстрелян 10 сентября 1937 года, погребен в безвестной могиле.

9 июня 1989 года был реабилитирован прокуратурой Целиноградской области по 1937 году репрессий.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

Лента новостей