Заседание Синода Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан состоялось в Алма-Ате
Представители Алма-Атинской епархии приняли участие в праздновании Дня духовного согласия Республики Казахстан
В Алма-Ате прошла Рождественская митрополичья елка
Поздравление от Казахстанского Митрополичьего округа главам инославных конфессий с Рождеством Христовым
«Почитая праздники мучеников – древних и новых - обретаем уверенность на пути следования заповедям Христовым»

Ваше Высокопреосвященство,  в преддверии дня памяти святых мучениц Веры, Надежды и Любови и Софии,  уместно вспомнить историю города Верного.

Действительно, нынешняя Южная столица Казахстана -  Алматы, - берет свое начало от заложенной в 1854 г. майором Перемышльским в Заилийском Алатау крепости Верное, но подлинным отцом-основателем города Верного по праву считается Герасим Алексеевич Колпаковский,  с 1867 г. -  военный губернатор Семиреченской области.

Мы привыкли называть Алматы «городом-садом».  То, что город стал садом, во многом связано с  именем Колпаковского. За каждое высаженное дерево он платил горожанам по гривеннику, а те, кто не высаживал деревья в указанном месте или губил их, даже подвергались наказанию.

Основатели города Верного стремились и к тому, чтобы новый город стал еще и «духовным садом».  История нашего славного города неотделима от истории Православной Церкви в Туркестанском крае.  Само название Верному дала   христианская мученица Вера, а ее сестры и благочестивая мать, пострадавшие в Риме  ок. 137 г. во время императора Адриана,  стали небесными покровительницами близлежащих станиц: Любавинской (ныне г.Каскелен), Надеждинской (ныне г. Иссык) и Софийской (ныне г. Талгар). Поэтому, упомянутый праздник  мы смело можем считать праздником всего христианского Семиречья.

«Духовный сад Семиречья» невозможно представить без замечательных храмов, из которых некоторые являются настоящими шедеврами архитектуры. 

В Верном трудились замечательные зодчие. Самый значительный из них -  сын первого градоначальника, Павла Матвеевича Зенкова,  Андрей Зенков, которого называют  основоположником сейсмостойкого строительства в России.  Он – автор конструкции нынешнего Вознесенского Кафедрального собора, возведенного в 1907 г. Об А.П. Зенкове замечательно сказал в своей речи на освящение Вознесенского собора 30 июля 1907 года Преосвященный епископ Туркестанский и Ташкентский Димитрий (Абашидзе): «Особая благодарность честнейшему, безгранично христиански доброму строителю – инженеру Андрею Павловичу Зенкову, чрезмерным трудолюбием которого собор наш, один из величайших деревянных храмов нашего Отечества был выстроен в три года».

Но первым храмом Верного была деревянная  Софийская церковь, освященная в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.  Построенный на ее месте в 1895 г. по проекту архитектора Брусенцова Софийский храм стал Кафедральным собором обширной Туркестанской епархии.  Богослужения совершались в нем до 1937 года. После закрытия он был переоборудован в кинотеатр «Ударник», потом бывшее здание храма отдали под кукольный театр. В 90-х годах пожар практически полностью уничтожил это здание.

Софийский храм возрожден в качестве  церкви воссозданного Иверско-Серафимовского женского монастыря.

До революции женский монастырь был заметным явлением в жизни города Верного. Обитель возникла 20 декабря 1908 г. по инициативе святителя Димитрия (Абашидзе), пожертвовавшего для её устройства личные сбережения.

Монастырский комплекс  поднялся у западного въезда в город возле Центрального кладбища. Сёстры следили за кладбищем и молились в кладбищенском Всехсвятском храме. Монастырскими были Поклонный крест и Иверская часовня. В часовне  постоянно пребывал   чтимый Иверский образ Пресвятой Богородицы,  дар Донского монастыря Москвы.

Монастырь процветал и становился подлинным центром духовной жизни. В конце 1910 г. в нем числилось 98 насельниц.   
Революция оборвала жизнь обители. Коллегия областного Комиссариата земледелия 10 июня 1918 г. вынесла постановление: «В целях предотвращения продовольственной неурядицы… назначить смешанную комиссию… Комиссии выяснить на месте количество трудящихся в монастырском хозяйстве и нормировать потребительскую норму на год с оставлением в монастыре необходимых продуктов и фуража». Верненский женский монастырь получил статус сельхозкоммуны.

25 сентября 1918 года в монастыре появились первые жертвы – отряд красноармейцев расстрелял монахиню Анимаису (Затыльникову) ( после расстрела она чудом выжила, будучи лишь ранена) и послушницу Евдокию Ткаченко. Среди обвинений, предъявляемых сестрам новой властью,  звучало и  такое: у монахинь висел убранный цветами портрет убиенного Государя.

Тогда многие насельницы в страхе покинули обитель, некоторые из них подвизались в горах, в Аксайской пустыни, под руководством проподобных Серафима и Феогноста, будущих священномучеников.       В 1921 г. обитель прекратила свое существование. 

Центральное городское кладбище безбожные власти сравняли с землей. От храмов и часовни не осталось и следа. Сегодня на месте монастыря и кладбища располагается жилой район, застроенный хрущевскими пятиэтажками.

Примечательно, что последняя насельница старого Иверско-Серафимовского монастыря, приснопамятная монахиня Магдалина, прожила очень долгую жизнь. В 90-х годах ей довелось принять участие в возрождении монашеской жизни в Дивеево.  А окончила она свои земные дни в возрасте 98 лет, в Алматы, подвизаясь при Никольском соборе, именно в год нового рождения своей родной обители.

Иверско-Серафимовский монастырь привлекает многих паломников.

Прибыв на Алматинскую кафедру, я был очень обрадован тем обстоятельством, что на историческом месте первого храма               г.Верного в 2004 г. по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Мефодия была возрождена женская обитель. Следует отметить, что  территорию для монастыря в бессрочное и безвозмездное пользование удалось получить еще архиепископу Астанайскому и Алма-Атинскому Алексию (Кутепову) (ныне митрополит Тульский и Белевский).

Женские монастыри во всех без исключения епархиях создают особую духовную атмосферу тепла, уюта, заботы о ближнем.  Руководит обителью, приглашенная митрополитом Мефодием в 2005 г.,  игумения Любовь (Якушкина). Детские и школьные годы матушки прошли в Алма-Ате. В нашем городе она несла первое церковное послушание, исполняя обязанности бухгалтера и кассира епархии при приснопамятном старце, митрополите Иосифе (Чернове).  Монашеский постриг  приняла в Троице -Сергиевой Лавре от рук известного во всем православном мире духовника, архимандрита Кирилла (Павлова) в 1978 году. Подвизалась в Горненском монастыре святого града Иерусалима, в Рижской пустыньке, в Ташкенте. Имеет богатейший духовный и жизненный опыт.

На сегодняшний день в монастыре 25 насельниц. При монастыре действует богадельня для престарелых, воскресная школа. Ведутся большие строительные работы, которые уже в скором времени позволят вывести на новый уровень всю социально-благотворительную деятельность  епархии.

Особую благодарность следует выразить митрополиту Мефодию и игумении Любови за труды по восстановлению исторического Софийского собора.  Он был заложен в 2003 году, а освящен 30 сентября 2007 года.

30 сентября нынешнего года в Софийском храме монастыря сонмом архипастырей, гостей нашего города, будет совершена Божественная литургия, и мы передадим в обитель драгоценную святыню – частицы мощей святых подвижниц древней Церкви – Веры, Надежды. Любови и Софии. Я призываю всех алмаатинцев стать участниками этого знаменательного события.

Ваше Высокопреосвященство, что бы Вы пожелали православным жителям нашего города в преддверии этого замечательного праздника?

Конечно, все мы, почитая праздники мучеников – древних и новых -прежде всего, укрепляемся духом, обретаем уверенность на пути следования заповедям Христовым.

Согласитесь, что есть нечто провиденциальное в том, что, православные люди, занимавшиеся хозяйственным освоением этой благословенной плодородной земли, давали первым поселениям названия в честь мучениц Христовых. Древнюю традицию свидетельства о Христе «даже до смерти» продолжили страдальцы XX столетия, оросившие своей кровью бескрайние просторы Казахстана. Мы одинаково чтим и их память.

Хотел бы пожелать всем православным града Алматы быть достойными памяти почитаемых святых подвижниц.

Беседовала Марина Сазонова

Интервью митрополита Александра