«Почитая праздники мучеников – древних и новых - обретаем уверенность на пути следования заповедям Христовым». Интервью митрополита Астанайского и Казахстанского Александра
- 27.09.2011, 23:25
- Интервью
Ваше Высокопреосвященство, в преддверии дня памяти святых мучениц Веры, Надежды и Любови и Софии, уместно вспомнить историю города Верного.
Действительно, нынешняя Южная столица Казахстана - Алматы, - берет свое начало от заложенной в 1854 г. майором Перемышльским в Заилийском Алатау крепости Верное, но подлинным отцом-основателем города Верного по праву считается Герасим Алексеевич Колпаковский, с 1867 г. - военный губернатор Семиреченской области.
Мы привыкли называть Алматы «городом-садом». То, что город стал садом, во многом связано с именем Колпаковского. За каждое высаженное дерево он платил горожанам по гривеннику, а те, кто не высаживал деревья в указанном месте или губил их, даже подвергались наказанию.
Основатели города Верного стремились и к тому, чтобы новый город стал еще и «духовным садом». История нашего славного города неотделима от истории Православной Церкви в Туркестанском крае. Само название Верному дала христианская мученица Вера, а ее сестры и благочестивая мать, пострадавшие в Риме ок. 137 г. во время императора Адриана, стали небесными покровительницами близлежащих станиц: Любавинской (ныне г.Каскелен), Надеждинской (ныне г. Иссык) и Софийской (ныне г. Талгар). Поэтому, упомянутый праздник мы смело можем считать праздником всего христианского Семиречья.
«Духовный сад Семиречья» невозможно представить без замечательных храмов, из которых некоторые являются настоящими шедеврами архитектуры.
В Верном трудились замечательные зодчие. Самый значительный из них - сын первого градоначальника, Павла Матвеевича Зенкова, Андрей Зенков, которого называют основоположником сейсмостойкого строительства в России. Он – автор конструкции нынешнего Вознесенского Кафедрального собора, возведенного в 1907 г. Об А.П. Зенкове замечательно сказал в своей речи на освящение Вознесенского собора 30 июля 1907 года Преосвященный епископ Туркестанский и Ташкентский Димитрий (Абашидзе): «Особая благодарность честнейшему, безгранично христиански доброму строителю – инженеру Андрею Павловичу Зенкову, чрезмерным трудолюбием которого собор наш, один из величайших деревянных храмов нашего Отечества был выстроен в три года».
Но первым храмом Верного была деревянная Софийская церковь, освященная в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Построенный на ее месте в 1895 г. по проекту архитектора Брусенцова Софийский храм стал Кафедральным собором обширной Туркестанской епархии. Богослужения совершались в нем до 1937 года. После закрытия он был переоборудован в кинотеатр «Ударник», потом бывшее здание храма отдали под кукольный театр. В 90-х годах пожар практически полностью уничтожил это здание.
Софийский храм возрожден в качестве церкви воссозданного Иверско-Серафимовского женского монастыря.
До революции женский монастырь был заметным явлением в жизни города Верного. Обитель возникла 20 декабря 1908 г. по инициативе святителя Димитрия (Абашидзе), пожертвовавшего для её устройства личные сбережения.
Монастырский комплекс поднялся у западного въезда в город возле Центрального кладбища. Сёстры следили за кладбищем и молились в кладбищенском Всехсвятском храме. Монастырскими были Поклонный крест и Иверская часовня. В часовне постоянно пребывал чтимый Иверский образ Пресвятой Богородицы, дар Донского монастыря Москвы.
Монастырь процветал и становился подлинным центром духовной жизни. В конце 1910 г. в нем числилось 98 насельниц.
Революция оборвала жизнь обители. Коллегия областного Комиссариата земледелия 10 июня 1918 г. вынесла постановление: «В целях предотвращения продовольственной неурядицы… назначить смешанную комиссию… Комиссии выяснить на месте количество трудящихся в монастырском хозяйстве и нормировать потребительскую норму на год с оставлением в монастыре необходимых продуктов и фуража». Верненский женский монастырь получил статус сельхозкоммуны.
25 сентября 1918 года в монастыре появились первые жертвы – отряд красноармейцев расстрелял монахиню Анимаису (Затыльникову) ( после расстрела она чудом выжила, будучи лишь ранена) и послушницу Евдокию Ткаченко. Среди обвинений, предъявляемых сестрам новой властью, звучало и такое: у монахинь висел убранный цветами портрет убиенного Государя.
Тогда многие насельницы в страхе покинули обитель, некоторые из них подвизались в горах, в Аксайской пустыни, под руководством проподобных Серафима и Феогноста, будущих священномучеников. В 1921 г. обитель прекратила свое существование.
Центральное городское кладбище безбожные власти сравняли с землей. От храмов и часовни не осталось и следа. Сегодня на месте монастыря и кладбища располагается жилой район, застроенный хрущевскими пятиэтажками.
Примечательно, что последняя насельница старого Иверско-Серафимовского монастыря, приснопамятная монахиня Магдалина, прожила очень долгую жизнь. В 90-х годах ей довелось принять участие в возрождении монашеской жизни в Дивеево. А окончила она свои земные дни в возрасте 98 лет, в Алматы, подвизаясь при Никольском соборе, именно в год нового рождения своей родной обители.
Иверско-Серафимовский монастырь привлекает многих паломников.
Прибыв на Алматинскую кафедру, я был очень обрадован тем обстоятельством, что на историческом месте первого храма г.Верного в 2004 г. по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Мефодия была возрождена женская обитель. Следует отметить, что территорию для монастыря в бессрочное и безвозмездное пользование удалось получить еще архиепископу Астанайскому и Алма-Атинскому Алексию (Кутепову) (ныне митрополит Тульский и Белевский).
Женские монастыри во всех без исключения епархиях создают особую духовную атмосферу тепла, уюта, заботы о ближнем. Руководит обителью, приглашенная митрополитом Мефодием в 2005 г., игумения Любовь (Якушкина). Детские и школьные годы матушки прошли в Алма-Ате. В нашем городе она несла первое церковное послушание, исполняя обязанности бухгалтера и кассира епархии при приснопамятном старце, митрополите Иосифе (Чернове). Монашеский постриг приняла в Троице -Сергиевой Лавре от рук известного во всем православном мире духовника, архимандрита Кирилла (Павлова) в 1978 году. Подвизалась в Горненском монастыре святого града Иерусалима, в Рижской пустыньке, в Ташкенте. Имеет богатейший духовный и жизненный опыт.
На сегодняшний день в монастыре 25 насельниц. При монастыре действует богадельня для престарелых, воскресная школа. Ведутся большие строительные работы, которые уже в скором времени позволят вывести на новый уровень всю социально-благотворительную деятельность епархии.
Особую благодарность следует выразить митрополиту Мефодию и игумении Любови за труды по восстановлению исторического Софийского собора. Он был заложен в 2003 году, а освящен 30 сентября 2007 года.
30 сентября нынешнего года в Софийском храме монастыря сонмом архипастырей, гостей нашего города, будет совершена Божественная литургия, и мы передадим в обитель драгоценную святыню – частицы мощей святых подвижниц древней Церкви – Веры, Надежды. Любови и Софии. Я призываю всех алмаатинцев стать участниками этого знаменательного события.
Ваше Высокопреосвященство, что бы Вы пожелали православным жителям нашего города в преддверии этого замечательного праздника?
Конечно, все мы, почитая праздники мучеников – древних и новых -прежде всего, укрепляемся духом, обретаем уверенность на пути следования заповедям Христовым.
Согласитесь, что есть нечто провиденциальное в том, что, православные люди, занимавшиеся хозяйственным освоением этой благословенной плодородной земли, давали первым поселениям названия в честь мучениц Христовых. Древнюю традицию свидетельства о Христе «даже до смерти» продолжили страдальцы XX столетия, оросившие своей кровью бескрайние просторы Казахстана. Мы одинаково чтим и их память.
Хотел бы пожелать всем православным града Алматы быть достойными памяти почитаемых святых подвижниц.
Беседовала Марина Сазонова